Пик туристического сезона в Приморском крае миновал и подтвердил как ожидания, так и опасения туротрасли. Несмотря на то, что официальные итоги года будут подведены немного позже, основные туристические тренды сезона 2022 года уже известны. Подробнее об этом в интервью ИА PrimaMedia рассказал руководитель Агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский.
Приморье на волне интереса
— Этот сезон подтвердил — популярность Приморского края у туристов из России растет. По данным Росстата, за три квартала наш регион посетили 1 млн 120 тысяч путешественников. По данным отелей и туроператоров и исходя из общения с туристами, становится ясно, что кроме наших традиционных гостей из регионов Дальнего Востока, Приморье набирает популярность у жителей центральной России. В этом сезоне было много туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. В этой связи нарастает и потребность в повышении качества предоставляемых услуг, поскольку наш турист более требовательный, чем иностранный, и это отмечают все участники рынка.
Руководитель Агентства по туризму Приморья рассказал, в чем сложность взаимодействия с соотечественниками и какие вызовы есть в отрасли
Турпоток снова упирается в отели
— Наш основной ограничитель — это нехватка средств размещения, особенно с высоким комфортом и высокой звездностью. Наиболее привлекательный формат для туристов из России — это несколько дней во Владивостоке, а потом поездка к морю. И если в столице проблема с комфортабельными гостиницами более-менее решена, то недостаток комфортных средств размещения в крае становится все острее.
Бизнес уходит в тень
— Банковская статистика по итогам трех кварталов 2022 года показала снижение оборота. Это означает, что бизнес уходит в тень. После пандемии был значительный рост легальных доходов и налоговых отчислений на всех уровнях. Мы видели, что даже НДФЛ вырос на 35%, то есть люди перестали продавать себя задешево в конвертах и осознали, что социальные гарантии значат многое. Сейчас, к сожалению, эти цифры снова корректируются.
Но поддержка бизнеса и населения сохраняется, а для того, чтобы ее получать, необходимо работать "в белую". В частности, продолжается конкурс на поддержку проектов по созданию быстровозводимых отелей, конкурс на поддержку проектов развития инфраструктуры. И туристический бизнес постепенно приходит к новым реалиям, хотя и не так активно, как нам хотелось бы.
Например, у Андреевки нет никакого представительного органа, с которым можно было бы общаться и решать общие проблемы. Предприниматели не показывают доходы, не платят налоги. Конечно же, мы не можем, да и не хотим запретить Андреевку, ведь она пользуется спросом — запросы у туристов разные. Но надо прививать другую культуру бизнеса. Нам бы хотелось масштабировать проекты, готовые работать "в белую".
Санаторный отдых обретает второе дыхание
— В этом сезоне Центробанк открыл свободную продажу путевок в свой санаторий в Шмаковке. И люди поехали, хотя в обществе есть стойкое предубеждение, связанное в том числе и с тем, что на Дальнем Востоке санатории относятся больше к медицинским учреждениям, чем к местам отдыха. А людям хочется не просто лечиться, но еще и отдыхать.
Известные российские здравницы, такие как Ессентуки и Кисловодск этот путь уже давно прошли. Там есть ведомственные санатории — они не стремятся брать комфортным номерным фондом, а остаются действительно хорошей лечебной базой, вокруг которой формируются хостелы, отели, съемные апартаменты и гостиницы. Также на этой базе работают не только оздоровительные программы, но и полноценные бальнеологические и спа-курорты, которые более востребованы у туристов.
Грандиозный инвестпроект на 3 млрд рублей реализуется в бухте Лазурная
Наша Шмаковка тоже может идти по этому пути, хотя это и непривычно бизнесу. Пока еще нет устойчивой модели, но надеюсь, это поменяется.
Ожидается приток инвестиций
Ожидания связаны в основном с крупными туристическими игроками федерального уровня. Капитальная туристическая инфраструктура — это дорогостоящие проекты, которые в пределах края мало кому под силу: наш туристический бизнес еще не шагнул дальше формата МСП. А крупный региональный бизнес, например стивидоры, девелоперы, ретейлеры, которые идут в туризм, чтобы разнообразить активы, делают это пока с осторожностью — осваиваются на рынке. По опыту других регионов мы понимаем, что по итогам этого сезона инвесторы "извне" будут принимать решение — заходить к нам или нет. Первая ласточка уже есть — в ходе ВЭФ сочинский оператор "Роза Хутор" подписал концессионное соглашение о развитии горнолыжного курорта "Белая гора" в Арсеньеве.
Ростуризм расформировали, но отрасль живет
— Когда Ростуризм расформировали, туристическая отрасль была в шоке. Однако хочется подчеркнуть, что в Приморском крае Агентство по туризму продолжает работать и прикладывает максимум усилий для того, чтобы поддерживать отрасль, даже в столь непростое время.
Турист не хочет выходить из зоны комфорта, а бизнес — работать в одной команде
— "Выйди из зоны комфорта и преодолей себя" — это лозунг бизнес-тренеров, который к отдыху почти никак не относится. Люди хотят приехать, искупаться в море, погулять по лесу, поспать на удобной кровати, не заморачиваясь ни готовкой, ни мытьем посуды. В Приморье немногие предприниматели могут обеспечить полный комфорта цикл, где сочетается не только удобное жилье, но и досуг.
Наши предприниматели не всегда готовы открыться профессионалам и начать вести бизнес вместе. Если человек научился работать в гостиничной, строительной или ресторанной сфере, он считает, что с остальными тоже легко справится и не хочет пускать кого-то в свой бизнес. При этом во всех видах деятельности есть свою нюансы, и чтобы добиться полноценного продукта, нужна кооперация многих профессионалов. В итоге можно получать за меньшие деньги тот же эффект, взаимодействуя друг с другом или привлекая туристических операторов.
NEW! Пешеходная тропа: Ботанический сад — Парк драконов
— В условиях ограниченности ресурсов и ранжирования задач у нас должна быть понятная стратегия точек приложения усилий, поэтому мы сосредотачиваемся на нескольких вещах. И одна из них — развитие пешего туризма. Здесь все одновременно и просто, и сложно. Приморье, безусловно, даже при небольших усилиях может стать меккой пешего туризма — у нас для этого есть абсолютно все: тайга, сопки, море, которые можно скомпоновать в прекрасный продукт. Еще один плюс — это близость Владивостока и других крупных населенных пунктов, которые могут выступать точками входа и началом маршрута. В отличие, например, от Камчатки, где к точкам входа на популярные маршруты к вулканам необходимо добираться на специальном транспорте — вертолете, вахтовке или подготовленном джипе.
В Приморье уже сегодня, имея опытного проводника, можно воспользоваться существующей тропиночной сетью и пройти из Ботанического сада до Парка драконов в Лазовском районе. Понятно, что такой маршрут длиной в сотни километров — это настоящий экстрим, и желающих пройти его будет немного. Но в мире есть масса примеров протяженных туристских троп, длиной более 1000 км, которые туристы проходят частями. У нас тоже есть все шансы реализовать нечто подобное.
Идеальная среда — продукт комплексного планирования, но есть множество причин отклонения от гипотетического плана развития во Владивостоке
Больших вложений для этого не потребуется — туристам не нужна дорога из желтого кирпича, достаточно облегченного маршрута: где заболоченные участки, тропу усиливают или перебрасывают мостики, где крутые подъемы — устанавливают канат, либо ступеньки. Такой маршрут формирует устойчивый поток туристов и на всем его протяжении предприниматели имеют возможность оказать базовые (ночевка, питание, гигиена) и дополнительные (развлечения, аттракционы, сувениры) услуги. Это поможет облегчить туристам путешествие, а бизнесу даст возможность заработать.
Карта турмаршрутов. Фото: предоставлено Агентством по туризму Приморского края
Здесь начинается самое сложное — оформление маршрута с точки зрения пользования территорией. Бывает, что всего на 10 км маршрута есть и земли лесфонда, и населенных пунктов, и сельхозназначения. А у нас пока даже не существует такого понятия, как туристская тропа, и в такой объект нельзя вложить государственные деньги. Мы работаем с федеральными органами власти и с Государственной думой РФ над тем, чтобы правильно это оформить.