Вооруженное противостояние на Украине стало следствием сопротивления коллективного Запада утрате влияния в мире. Неочевидные для непосвященных геополитические механизмы раскрыл участникам форума "ProДФО-Сахалин: Всё для Победы!" (12+) член Президиума Совета по внешней и оборонной политике, профессор МГИМО Андрей Безруков, сообщает ИА PrimaMedia.
Глубокий анализ политических, экономических и институциональных процессов в мире выявил приближение очередного цикла — схлопывания модели "либерального капитализма". Этот процесс может протекать достаточно долго, но его итогом станут глобальные перемены в мире и обострение конкуренции между государствами. В такой ситуации страны, с развитыми экономиками, считающие себя вправе определять тенденции мирового развития, рискуют лишиться своего лидерства и всеми способами стараются его удержать, выбивая почву из-под ног у тех, кто ищет собственные пути.
Сейчас в мире четкие контуры обрели два глобальных техноэкономических блока англосаксонский и китайский. Между ними усиливаются противоречия и трения, исход которых сложно спрогнозировать.
— Будут ещё другие блоки, но пока видно только два, — говорит Андрей Безруков. — У каждого такого блока есть финансовый центр, есть определённый пакет ресурсов как человеческих, так и натуральных, там есть своя философия развития. Например, модель китайская совершенно не такая как модель англосаксонская. И самое главное — у каждого блока есть определённая технологическая база. Могу привести пример вот "Али-баба", а с другой стороны "Амазон", с одной стороны Huawei с другой — Ciso. И никто не пустит Cisco в Китай, так же как Huawei никто не пустит в США.
Вариантом для российской же экономики может стать построение своего блока в технологическом сотрудничестве с кем-то, с такими же экономиками, которые по отдельности также не обладают критической массой — это экономики Индии, Японии, Ирана, Турции.
Ещё один критически важный аспект — Цифровой суверенитет. Если государство не контролирует свое цифровое пространство, его будут контролировать другие. Такая же ситуация с технологиями — нет своих, приходится пользоваться чужими "черными ящиками".
— В этом смысле у нас большая проблема, — считает Безруков. — Структура нашей экономики, наших инфраструктурных систем — финансовых, информационных, энергетических — во многом базируется на импортных технологиях. Необходимо переводить всю критическую инфраструктуру на отечественную элементную базу.
Запад пошел на обострение с Россией, на фоне потери влияния в мире вообще, и на Востоке в частности. Ситуация в Украине — один из элементов этого глобального процесса. США подготовили Украину и спровоцировали вооруженный конфликт, чтобы не допустить усиления России и создания нового блока, который станет явным конкурентом англосаксонскому. При стоит ждать и дестабилизации на глобальном Востоке — на Ближнем, в странах АТР и Азии, т.к. США перестали быть там цементирующий силой, а стали конкурентом для всех. При этом они будут поощрять конфликты, так как ослабление конкурентов будет им только на руку.
— В глобальном смысле, возможно, человечество ждет углубление соперничества межу США — Китаем, и передел влияния в мире, — уверен Андрей Безруков. — При этом перед всеми стоит одна задача — сосредоточение сил для рывка в новый техноэкономический цикл: кто сумеет построить новую экономику и технологии, сможет создать свои стандарты — тот заставит остальных подстраиваться.
В этой ситуации у России есть хорошая стартовая позиция, полагает эксперт. Надо перестать воспринимать Россию как Восток Европы, а видеть в ней СЕВЕР ЕВРАЗИИ. Россию ждёт рост экономики на десятилетия, если будут освоены рынки Ближнего Востока, Индии, Китая. Одним странам в регионе нужны наши ресурсы, другим наши технологии и образование.
Россия может кормить весь мир — потенциал нашего сельского хозяйства огромен, и существующее производство может быть удвоено в короткие сроки. Россия может поставлять энергию в практически неограниченном объеме, в том числе и "зелёную". Россия может стать экспортером безопасности в Большой Евразии, включая цифровой, технологический и образовательный суверенитеты.
Чтобы эта модель сработала, нужна общая транспортная, энергетическая, финансовая, информационная инфраструктура Евразии, объединяющая четырехмиллиардный рынок, нужны новые логистические коридоры. На это должны быть устремлены основные усилия государственных и частных структур нашей страны. Чтобы этого добиться, как показывает историческая практика, России надо мобилизоваться.