ВЛАДИВОСТОК, 7 декабря, PrimaMedia. Интересный социальный феномен демонстрируют на протяжении последнего десятилетия Дальневосточные регионы России, где подавляющее большинство зарегистрированных религиозных объединений составляют не православные или мусульманские, а протестантские общины самых разных деноминаций. Наиболее разительной ситуация выглядит в Приморском крае, сообщает "Независимая газета".
Православный храм во Владивостоке. Автор: Юрий Евдан
На 1 января 2010 года Министерством юстиции там зарегистрировано 297 религиозных общин, из них 176 (59%) протестантских: 41 пятидесятническая, 40 пресвитерианских, 33 евангельских христиан, 20 адвентистских, 15 иеговистских, 12 евангельских христиан-баптистов, семь методистских, три мормонские, две лютеранские, по одной у Армии Спасения, Новоапостольской Церкви и неденоминированных христиан.
У РПЦ в Приморье зарегистрировано 87 общин и еще две у Русской Православной Церкви за границей, в сумме это лишь 30% религиозных общин края.
Сходная ситуация в соседних регионах: в Хабаровском крае с входящей в него Еврейской автономной областью из 201 религиозной организации у протестантов в сумме 113 (56%) общин и 69 (34%) у РПЦ, на Сахалине – из 120 общин 68 (56%) у протестантов и 44 (34%) у РПЦ. Только в Амурской области ситуация начинает меняться – из 127 религиозных общин у РПЦ 61 (48%) и 58 (46%) у протестантов, далее подобный "паритет" сохраняется вплоть до Западной Сибири.
Эта ситуация, нехарактерная для остальной России, обусловлена рядом причин. Во-первых, все указанные выше регионы вошли в состав России достаточно поздно.
Вторая и более существенная причина - активная деятельность протестанских миссионеров в постсоветское время.
По данным начальника отдела общественных объединений и религиозных организаций Главного управления Минюста России по Приморскому краю Дмитрия Владимирова, в этот период ежегодно поступало до 60 заявок на регистрацию религиозных общин. Позже этот бум спал, в 2003 году на регистрацию поступило лишь 18 заявок, но к 1 января того же года в крае уже были зарегистрированы 285 религиозных общин, из которых 173 (60%) составляли протестантские.
А вот динамика последующих лет показывает совсем иные тенденции.
С 2003 по 2010 год количество общин Русской Православной Церкви в Приморье возросло с 68 до 87 (на 19 общин, или на 21%), а число всех протестантских общин – со 173 до 176 (на три общин, или на 2%). За семь прошедших лет лишь на три возросло количество общин евангельских христиан, на две – Свидетелей Иеговы и пресвитериан. За это же время на две уменьшилось число общин у адвентистов и на одну – у Новоапостольской Церкви и методистов.
Таким образом, статистика и динамика религиозной жизни в Приморье показывают, что за последние семь лет Московскому Патриархату удалось ускорить динамику прироста своих общин в регионе. Вполне возможно, в обозримом будущем результаты деятельности РПЦ по увеличению количества православных общин можно будет наблюдать и в абсолютных показателях.
Как считают приморские политики Александр Безручко и Владимир Беспалов, усиления православия в Приморье является важным положительным фактором социального развития края.
Александр Безручко. Автор: Юрий Евдан
По мнению депутата Думы Владивостока, заместителя председателя комитета по городскому хозяйству, члену фракции партии "Единая Россия" в Думе Владивостока Александра Безручко, православие должно стоять на первом месте в Приморском крае. "Мы недавно проводили круглый стол в приморском региональном отделении партии "Единая Россия", куда приглашали священнослужителя. Состоялся обстоятельный разговор, обозначились направления, по которым можно проводить достаточно интересную совместную работу. В Приморье, и в России гораздо больше православных людей, поскольку это наша культура, наша история. Мы можем совместно с представителями православной церкви воспитывать подрастающее поколение, показывать примеры служения Отечеству. Мое мнение однозначно – нужно опираться на православие и поддерживать его. Эта религия на протяжении тысячелетий доказала, что в тяжелые времена, в годы смуты способна объединить народ. Да и в руководстве страны у нас традиционно поддерживаются тесные связи с православием", - сказал Александр Безручко.
Владимир Беспалов. Автор: Юрий Евдан
С точки зрения депутата Законодательного Собрания Приморского края, лидера Владивостокского городского отделения КПРФ Владимира Беспалова, православие объективно должно иметь превалирующие позиции на Дальнем Востоке.
"Многие люди верят в Бога - в Аллаха, в Будду, в Христа, это их право. Например, мы коммунисты, верим в учение Маркса-Ленина-Сталина, считаем, что оно вобрало в себя очень много от православия. С моей точки зрения, православие объективно должно иметь превалирующие позиции на Дальнем Востоке, поскольку это территория заполнялась в 19 и 20 веках переселенцами в основном из Российской империи. И сейчас в Приморье более 80 % жителей, насколько мне известно - это славяне, которые, как правило, проповедуют православие. Объективно значение православной церкви должно быть первостепенным, ослабление православия - это негативная тенденция. Экспансия протестантской церкви и католицизма - эти веяние из Южной Кореи и США, из польских, немецких, прибалтийских источников. Объективно она вредит тем настроениям, которые есть, и должны быть в нашем обществе, поскольку внедряет чуждое мировоззрение. Славян всегда отличала общинность, забота друг о другие, а протестантизм и другие западные вероучения - это несколько иное, чуждое. Отрадно, что за последние 20 лет в Приморье появилось много православных храмов. Но порой я даже думаю, что их стало уже слишком много, и что часть средств, которые выделяли благотворители на их строительство, можно было направить на другие цели - на те же детские сады, на культурные учреждения", - сказал депутат-коммунист.
По мнению законодателя, Приморью угрожает другая опасность, связанная с неконтролируемым притоком трудовых мигрантов, он допускает возможность не конфессиальных, а межэтнических конфликтов на территории Приморья.
"Что касается усиления других конфессий, в частности, наполнение края выходцами из Средней Азии, Закавказья, которые верят в Аллаха и чтут Коран, то это их право исповедовать веру, которую они выбрали. Меня больше тревожит другое - неконтролируемый приток населения края приводит к социальной напряженности, потому что труд мигрантов, работающих, в том числе, и на стройках АТЭС и согласных порой на любую заработную плату, используют недобросовестные работодатели. Действия таких работодателей, нередко задерживающих выплату заработной платы, могут стать причиной межэтнических конфликтов", - сказал Владимир Беспалов.