Губернатор Приморья пытается выжать максимум преференций из отличных отношений с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Запустить прямой авиарейс из Владивостока пока не получается, а вот нарастить поставки продуктов, строительной и коммунальной техники, бытовой техники — вполне. Приморские рыбопромышленники и стивидоры на фоне сокращения экспортных поставок просят полпреда Юрия Трутнева поддержать перевозку рыбопродукцию автотранспортом с Дальнего Востока в западные регионы, освободив перевозчиков от платы по системе "Платон" и предоставив им топливные льготы. Тем временем на Сахалине вовсю идёт процесс создания конкурента портам Приморья. Реконструируемый порт Корсаков будет включен в план развития Северного морского пути на период до 2035 года.
Приморцы и белорусы — братья по торговле
Новые экономические реалии перекраивают экономику Приморского края, которая с подачи губернатора всеми силами ищет возможность нарастить внешнеторговую деятельность с Белоруссией. Ранее президент дружественной не на словах, а на деле страны Александр Лукашенко заявил, что белорусские производители должны развивать собственную товаропроводящую сеть за рубежом и самостоятельные поставки продукции на экспорт, в том числе в Россию, а то дилеры очень серьезно наживаются на белорусских товарах.
Лукашенко считает, что белорусские производители сегодня недостаточно активны в развитии экспортных поставок. "Вы почему-то раскачиваетесь. Думаете, что будет и дальше так. Момент истины сейчас. Рынки — вези куда хочешь, только дай. И не только в России. Китай готов потребить сколько угодно продукции", — заявил Лукашенко. "Президент требует, чтобы предприятия развивали свои торговые сети и самостоятельно занимались продажами, а не просто стремились поскорее выпихнуть продукцию за свои ворота", — сообщила пресс-служба главы Белоруссии.
Товарооборот Белоруссии и Приморского края РФ в 2020 году составлял $17,3 млн, в 2021 году — уже $32,7 млн. В 2022 году объемы взаимной торговли также демонстрируют положительную динамику: за 9 месяцев товарооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос практически в два раза (для сравнения внешнеторговый оборот Приморья с Китаем оценивается в $5 млрд).
Из Белоруссии в Приморье поставляют продукты (сеть "Белорусский фермер"), автодорожную и коммунальную технику (продукция холдинга "Автодор" пополнит парк "Примавтодора"), реализуется совместная программа реконструкции лифтового хозяйства.
"У нас начинает работать совместное предприятие между Уссурийским авторемонтным предприятием и Минским электротехническим заводом по сборке трансформаторов. Сейчас начинает строиться демонстрационно-выставочная сервисная площадка под реализацию белорусской техники, чтобы это было удобно приморским производителям. Мы работаем активно по поставкам семенного картофеля", — рассказал глава Приморья Олег Кожемяко в ходе визита в Белоруссию в конце ноября, где по традиции встретился с Александром Лукашенко.
Губернатор Приморья Олег Кожемяко и президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече в Минске (ноябрь 2022 года). Фото: правительство Приморского края
Также Приморье заинтересовано в поставках электробусов. "Они нужны для Владивостока, есть такой заказ, который мы будем здесь осуществлять и делать так, чтобы они были поставлены в 2023 году", — цитирует главу Приморья госагентство БелТА (16+).
Приморские предприниматели выходят на заключение прямых договоров с "Савушкиным продуктом" (лидер молочной отрасли Белоруссии) и Брестским мясокомбинатом. Один из крупнейших белорусских молочных холдингов "Могилевская молочная компания "Бабушкина крынка" уже два года работает с партнером во Владивостоке — ООО "Стандарт". В этом году в Приморье было поставлено продукции на $1,5 млн.
Что может предложить Приморье со своей стороны — поставки рыбы и морепродуктов, сотрудничество в лесопереработке и, конечно, удобную логистику через местные порты в Китай и другие дружественные страны АТР.
Мы видим — акценты смещаются на Восток, в наши порты идет очень много продукции для машиностроения белорусского, обратным ходом идет продукция на Китай через наши порты. Поэтому и здесь перспективы сотрудничества весьма и весьма большие, и с каждым годом они расширяются",
— сказал губернатор Приморья Олег Кожемяко.
"Амкодор" через свою дальневосточную структуру уже принимает участие в инвестпроекте ООО сельскохозяйственный комплекс "Скиф" по созданию элеваторного комплекса в Уссурийском городском округе, обеспечивая комплектацию и инжиниринговую проработку строительства (стоимость этой части проекта — более 200 млн рублей).
Компания "Сельскохозяйственный комплекс "Скиф" создано в 2014 году в селе Покровка Октябрьского района Приморского края. Отрасль — выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур. Согласно ЕГРЮЛ, учредителями ООО на паритетных началах являются два физлица, в том числе ее гендиректор Андрей Делех. Выручка компании за 2021 год — 427,5 млн рублей, чистая прибыль — 297,9 млн рублей.
Минск также планирует увеличить численность белорусских строителей на возведении культурно-выставочного центра во Владивостоке.
"Белорусские строители участвуют в возведении одного из самых знаковых объектов на территории России. Олег Николаевич (Кожемяко — прим. ТАСС) выразил удовлетворенность качеством и сроками работы белорусских подрядчиков, поэтому выдвинул инициативу увеличения числа белорусских строителей. Эта тема будет взята в проработку", — сказал премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, с которым также плодотворно пообщался Олег Кожемяко.
Решение об участии белорусских строителей в федеральных стройках в Приморье было одобрено президентом Белоруссии Лукашенко во время визита губернатора Кожемяко весной 2021 года.
Увы, но пока нет предпосылок для запуска прямых регулярных или чартерных авиарейсов в Белоруссию с Дальнего Востока, на что надеются губернаторы Приморского и Хабаровского краев.
На данный момент есть одно послабление — авиакомпании РФ и Белоруссии смогут выполнять пассажирские рейсы между двумя странами по схеме "треугольник", что означает возможность авиакомпании одной страны совершать рейсы не только в другую страну, но и внутри нее. К примеру, авиакомпания "Белавиа" сможет летать как по маршруту Минск-Москва, так и Минск — Москва — Самара — Минск. В текущем зимнем сезоне I (действует с ноября по апрель) авиакомпании двух стран будут придерживаться договоренностей о 63 рейсах в неделю. Сейчас прямые рейсы между Москвой и Минском выполняют "Аэрофлот", его "дочка" "Победа" и "Белавиа".
Основатель группы "Синергия" также снизил контроль в проекте
Рыба не выезжает из Приморья
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) обратилась к полпреду президента РФ на Дальнем Востоке Юрию Трутневу с просьбой поддержать предприятия, доставляющие рыбную продукцию автотранспортом в европейскую часть страны.
Авторы письма просят "инициировать вопрос об освобождении автотранспортных организаций, осуществляющих доставку рыбной продукции с Дальнего Востока в российские регионы, от платы по системе "Платон", а также инициировать введение топливных субсидий на перевозку рыбопродукции с Дальнего Востока в российские регионы по аналогии с субсидиями на железнодорожные перевозки и перевозки по Северному морскому пути".
АРПП создана в 1994 году. На данный момент объединяет порядка 30 рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Приморского края, Владивостокский морской рыбный порт, Диомидовский рыбный порт.
По данным АРПП, в последнее время альтернативой железнодорожным перевозкам является перевозка рыбопродукции автомобильным транспортом, перевозки автотранспортом почти в четыре раза превышают железнодорожные перевозки.
Рыбохозяйственные предприятия и организации выбирают автоперевозки из-за быстрых сроков, мобильности, сборности груза и доставки с берега моря до склада.
"По информации ООО "Торговая компания Нерей", входящей в состав АРПП, и являющейся одним из крупнейших дистрибьюторов дальневосточной рыбы, в настоящее время в структуре расходов по отношению к выручке при перевозке рыбопродукции автомобильным транспортом в российские регионы оплата за пользование системой "Платон" составляет 5,5%. С учетом тарифов, месячные расходы предприятия на оплату системы "Платон" выглядят чрезвычайно завышенными и несоразмерными в сравнении с другими затратами, в денежном выражении это более 1,5 млн рублей ежемесячно", — говорится в обращении.
На подходе новые терминалы в портах Владивосток, Большой Камень, Славянка и Посьет
"Платон" — система сбора платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным дорогам РФ, которая должна компенсировать вред, причиняемый ими этим трассам. Система была запущена 15 ноября 2015 года, ее тариф регулируется государством и подлежит ежегодной индексации по уровню инфляции. Сейчас он составляет 2,54 рублей за километр, увеличившись на 20 копеек с 1 февраля 2022 года. Собранные средства перечисляются в федеральный дорожный фонд.
По данным Счётной палаты РФ, доходы федерального бюджета от сбора платы в "Платоне" за прошлый год составили 34,7 млрд рублей, от штрафов — почти 3 млрд рублей.
В АРПП отмечают, что при осуществлении автомобильных грузоперевозок рыбопродукции с Дальнего Востока в европейскую часть страны 43,8% себестоимости грузоперевозок составляют затраты на оплату дизельного топлива.
В настоящее время субсидируются только перевозки железнодорожным транспортом потрошеного минтая без головы — из расчета 6 рублей на килограмм доставляемой продукции. Сама мера была введена в июле 2021 года из-за дефицита холодильных мощностей в Приморье на фоне введения коронавирусных ограничений главным импортером дальневосточной рыбы — Китаем.
"Российские железные дороги" (РЖД) в январе-ноябре 2022 года отправили со станций Приморского края 681,1 тысячи тонн рыбопродукции и морепродуктов, что на 11,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. "Это уже превышает объёмы перевозок тихоокеанских морепродуктов 2021 года, когда был отмечен рекордный показатель за всё время работы РЖД", — отмечается в сообщении "Дальневосточной железной дороги" (ДВЖД).
Основной объем рыбной продукции в ноябре отгружен в адрес грузополучателей Московской области (24,2 тыс. тонн), Урала (19,8 тыс. тонн) и Сибири (18,5 тыс. тонн). Экспортные отправки рыбы с железнодорожных станций Приморья в ноябре 2022 года составили 11,4 тысяч тонн, в том числе в Китай — 10,5 тысяч тонн. В целом за 11 месяцев 2022 года на экспорт отправлено 149,3 тыс. тонн.
Холодильные мощности Приморья сейчас составляют около 150 тысяч тонн единовременного хранения. В этом году Владивостокский морской рыбный порт запустил холодильник на 7 тысяч тонн единовременного хранения, группа компаний "Доброфлот" — на 15 тысяч тонн в Большом Камне.
Сахалин готовит конкурента Владморрыбпорту
Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поручил Минтрансу РФ выделить дополнительные средства на реконструкцию морского порта Корсаков на Сахалине, а также перенести на более ранний срок мероприятия по его развитию.
Корсаковский морской торговый порт является крупнейшим портом Сахалина — принимает до 80% грузов. АО "Корсаковский морской торговый порт" владеет в порту 6 причалами.
"На транспортном совещании был поднят вопрос модернизации морского порта Корсаков, в том числе его включение в план развития Северного морского пути на период до 2035 года. На совещании удалось достичь договоренности о дополнительном федеральном финансировании на реконструкцию морской гавани. Минтранс России в 2023 году планирует выделить на эти цели 1 млрд рублей", — сообщила пресс-служба полпреда.
Также Трутнев поручил Главгосэкспертизе провести экспертизу проектной документации на объекты гидротехнических сооружений без подтверждения финансирования, что позволит быстрее приступить к работам. Кроме того, вице-премьер дал поручение Минфину, Минтрансу и Минстрою РФ рассмотреть вопрос о переносе сроков мероприятий по развитию порта Корсаков с 2026-2028 годов на 2023-2025 годы.
Ранее сообщалось, что реконструкция морского порта Корсаков обойдется примерно в 15 млрд рублей. Цель развития порта — появления бизнеса в сфере хранения и переработки рыбы. В целом проект был презентован как "многофункциональный глубоководный хаб с волнозащитными сооружениями полного профиля и контейнерным терминалом". Начало строительных работ планировалось на 2023 год.
"Соллерсе" планирует в 2023 году загрузить предприятие производством автомобилей других брендов
Амурский ГПЗ возводится в круглосуточном режиме
"Газпром" продолжает реализацию проекта Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ, Амурская область). Новое предприятие должно стать мировым лидером по производству гелия, который планируется поставлять на экспорт через Приморье.
"Завод возводится в круглосуточном режиме, сейчас на строительной площадке завода работает более 20 тысяч строителей. Прогресс реализации проекта строительства Амурского ГПЗ на сегодняшний день превышает 87,5%", сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе предприятия.
Инвестором, заказчиком, а также эксплуатирующей организацией Амурского ГПЗ является ООО "Газпром переработка Благовещенск" (входит в Группу "Газпром"). Генеральный подрядчик проекта строительства — АО "НИПИГАЗ".
На протяжении всего 2022 года велось строительство основных объектов Амурского ГПЗ, монтаж и наладка оборудования. На первых трех линиях пусконаладочные работы вошли в финальную фазу, ведется подготовка к приему сырьевого газа. К концу 2022 года завершено возведение второй по счету установки очистки, сжижения и затаривания гелия, способной обеспечивать высочайшую степень очистки в 99,9995%. Ее производительность составляет 20 млн кубометров сжиженного гелия в год. На этой установке также завершаются пусконаладочные работы, проверка и испытания всех узлов и агрегатов.
В 2022 году достроено и введено в эксплуатацию семиэтажное здание заводоуправления, площадью 7 тысяч кв. м, рассчитанное на 285 человек административного и производственного персонала Амурского ГПЗ.
На сегодняшний день на строительной площадке Амурского ГПЗ смонтировано 150 тысяч тонн металлоконструкций (87% от общего объема) и 309 единиц крупнотоннажного оборудования (92% от общего объема). Уложено 504 тыс. тонн бетона (93% от общего объема), смонтировано и проложено свыше 11 тысяч км электрокабелей, а также кабелей управления и КИП (72% от общего объема). Смонтировано 1104 км надземных трубопроводов (67% от общего объема), проложено 125 км подземных трубопроводов (88% от общего объема). Огнезащитой покрыто свыше 650 тысяч кв. м поверхности конструкций и оборудования (92% от общего объема).
На завод уже поступила шестая пара газоперекачивающих агрегатов ГПА-32 "Ладога", произведены в Санкт-Петербурге на Невском заводе. В ближайшее время их смонтируют на шестой технологической линии предприятия. Здесь в круглосуточном режиме строятся площадки и ангары для размещения оборудования, под которое уже завершено бетонирование фундаментов.
ГПА-32 "Ладога" — самые мощные отечественные агрегаты — являются ключевым оборудованием дожимных компрессорных станций (ДКС) Амурского ГПЗ. ДКС предназначены для компримирования товарного газа перед подачей в газопровод. ГПА-32 "Ладога" отличают высокие мощность и КПД, надежность работы в природно-климатических условиях Дальнего Востока, в том числе при низких температурах и сейсмичности до 8 баллов.
Амурский ГПЗ. Фото: пресс-служба Амурского ГПЗ
Поэтапный пуск шести линий Амурского ГПЗ, каждая из которых способна переработать 7 млрд кубических метров сырьевого газа, синхронизирован с развитием добычных мощностей "Газпрома" в Якутии и Иркутской области. Амурский ГПЗ станет одним из крупнейших в мире предприятий по переработке природного газа мощностью 42 млрд кубометров газа в год. При полной загрузке здесь ежегодно будет выпускаться 38 млрд кубометров товарного метана, 2,4 млн тонн этана, 1,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ), 200 тысяч тонн пентан-гексановой фракции и 60 млн кубометров гелия.
Вместе с заводом растет и совершенствуется социальная инфраструктура. Для сотрудников Амурского ГПЗ строится жилой микрорайон на 5 тысяч человек. Его проект предусматривает собственное, автономное от города коммунальное хозяйство, школу, детский сад, поликлинику, дворец культуры и спортивный комплекс. На сегодняшний день непосредственно в городе Свободном для сотрудников ООО "Газпром переработка Благовещенск" уже построено восемь домов на 602 квартиры.