Предприниматели Приморского края смогли пройти испытания пандемией и санкциями с минимальными потерями. О нововведениях в правилах игры для бизнеса и форматах поддержки, привлекательности патентов, а также почему сейчас самое время открывать своё дело, в интервью ИА PrimaMedia рассказала Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина.
— Марина Анатольевна, расскажите, что изменилось в части налогообложения и специальных налоговых режимов? Есть ли шансы отстоять ювелиров, которые с 1 января не смогут применять ни патентную систему, ни УСН?
— В принципе, по системам налогообложения особых изменений нет, но меняется порядок уплаты налогов — с 1 января вводится Единый налоговый платёж (ЕНП).
Ювелиры с 1 января действительно не смогут применять специальный налоговый режим, но мы серьёзно работаем над решением этой проблемы практически с самой весны, как приняты были эти поправки. На мой взгляд, принятие поправок не совсем честно, потому что на тот момент анонсировалось и декларировалось, что вносятся изменения в налоговый кодекс для послабления, для оказания поддержки предпринимателям. И везде говорилось об отмене НДФЛ для золотых слитков при продаже физическим лицам. А в итоге туда добавили и этот пункт, что с 1 января 2023 года ювелирная отрасль не сможет работать на специальных налоговых режимах. Увы, но мы об этом узнали постфактум.
Сразу же начали приходить письма от представителей ювелирной отрасли, а у нас в крае работает более 200 предприятий, зарегистрированных в пробирной палате. И мы обратились к депутатам государственной думы, членам совета федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борису Титову, в правительство РФ. Также работаем в тесном контакте с бизнес-сообществом и отраслевыми ассоциациями в этой сфере. Но пока решений не принято. Надежды, к сожалению, очень мало.
Мы предлагаем три варианта разрешения этой ситуации. Во-первых, всё-таки сохранить возможность применения всех специальных режимов, по сути вернуть всё на круги своя. Второе — ввести переходный период для отмены применения специальных налоговых режимов, допустим, до 2025 года, чтобы за этот период продумать и всё-таки ввести какую-то новую систему для налогообложения как, например, сделали в общепите. Этот вариант поддерживает министерство экономического развития РФ, о чём нам сообщила сенатор РФ Людмила Талабаева.
Третий вариант — сохранить возможность применения специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса, но ввести НДС на весь поступающий в ювелирную отрасль драгоценный металл. Мы считаем, что это компромиссный вариант, который предлагает сама ювелирная отрасль. Думаем, что он бы мог помочь сохранить предпринимателей, работающих на специальных налоговых режимах, и ещё бы увеличились налоги, НДС на входящий драгоценный металл. Но пока остаётся только ждать.
— А как вообще зарекомендовала себя патентная система в Приморском крае? Её много предпринимателей используют? И расширился ли список Общего классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), которые подпадают под патент?
— Патентная система налогообложения разработана для микро бизнеса, у которого численность не превышает 15 человек. Система пользуется спросом и более востребованной она стала после отмены Единого налога на вменённый доход, хотя и на тот момент у неё было много преимуществ. У нас сейчас по состоянию на 1 января 2022 года было выдано более 33,5 тысячи патентов, а если сравнивать с тем временем, когда вменёнка работала, то было не более 10 тысяч.
На мой взгляд, патент для микробизнеса достаточно удобная система налогообложения.
Можно отметить статистику по основным видам деятельности: в торговле выдано 61% патентов, по бытовым услугам — 10%, в общепите — 6%, IT (разработка программного обеспечения, приложений) — около 1,5%.
Вообще виды деятельности, на которых возможно применение патентной системы налогообложения, принимаются на региональном уровне, а на федеральном уровне установлены только ограничения. Например, торговля под акцизными товарами не может быть на патенте. Мы сейчас выступаем с предложением освобожить некоторые виды от запрета на патент.
В Приморском крае порядка 80 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения.
— Расскажите, как продвигается маркировочная кампания? Какие отрасли на очереди?
— По идеологии разработчиков, маркировка позволяет контролировать передвижения товара от производства до конечной точки. Также разработчики утверждают, что она якобы гарантирует продажу качественной продукции, но в предпринимательской среде скептическое мнение по этому поводу. Да, если говорить о контрафакте, то маркировка, конечно, этому способствует. И мы получили этому подтверждение на пилотном проекте, когда была введена маркировка мехов и шуб. Продажи сразу же резко выросли. Но по большому счёту это говорит о том, что большая часть меховых изделий ввозилась в страну незаконным способом, и так же продавалась. Тогда все работали на Едином налоге на вменённый доход, на оборот и налог это не влияло, но воздействовало на таможенные платежи.
Конечно, с контрафактом, на мой взгляд, маркировка помогает, с качеством — спорный момент.
Маркировочная система вводится поэтапно: сначала пошли меха, потом обувь, в 2021 году началась маркировка молочной продукции. Сейчас на подходе вода. И вообще в планах было к 2024 году, по сообщению Минпромторга РФ, покрыть маркировкой 100% продукции.
Кстати, если говорить по ювелирной отрасли, не так давно было принято решение об отложении этапа маркировки. Сейчас она наносится на бумажных бирках, прикреплённых к изделию, а в 2023 году ювелирные предприятия должны были ставить маркировку прямо на изделия. Но, по постановлению правительства, этот этап перенесён на 2024 год.
Стоит ещё отметить, что часто предприниматели обращаются за тем, чтобы отложить маркировку, так как деньги для этой процедуры попросту негде брать. Это ощутимые затраты, особенно для производителей, у торговли затрат все же меньше. Например, в молочной продукции при одинаковой стоимости марки она наносится и на литровую бутылку или тетрапак, и на маленькую расфасовку , что выходит затратно и существенно влияет на конечную стоимость продукции
Сейчас дума Спасского района вышла с инициативой в Законодательное собрание Приморья о возмещении части затрат для сельских предпринимателей в розничной торговле. Депутаты считают, что лишняя нагрузка способствует закрытию магазинов в сёлах. Как раз по этому поводу мы проводили видеоконференцию, где представитель системы маркировки "Честный знак" рассказал, что помимо мобильного приложения для предпринимателей, есть ещё программа для микропредприятий. Там есть ограничения в обороте, и если это действительно маленькие предприятия, которые подпадают под ограничения, то они могут не покупать дополнительное программное обеспечение, а просто работать с этим приложением. Если будет необходимость, то "Честный знак" готов провести мастер-класс по использованию мобильного приложения.
— Институт уполномоченного проделал немалую работу, чтобы облегчить жизнь владельцам большегрузного транспорта. Так, автоматические пункты весогабаритного контроля стали оборудовать специальным табло. Перевозчиков в Приморье стали реже штрафовать после внедрения этой инициативы?
— Впервые эта система была внедрена в западных южных регионах России (Нижний Новгород, Краснодар). Там за первый год был собран миллиард штрафов. Мы добились внесения в федеральное законодательство требований, в том числе о введении информационного табло.
В Приморье пока не стали штрафовать реже, потому что такие пункты у нас работают только в тестовом режиме, то есть штрафы ещё не приходят предпринимателям. Причём хочу отметить, что летом текущего года мы совместно с предпринимателями обращались в минтранс, чтобы продлили тестовый режим, так как у предпринимателей есть претензии к обустройству пунктов, там очень важно состояние дороги и предъявляются серьёзные требования. В Минтрансе края согласились на проведение эксперимента по контрольному взвешиванию на пунктах, который должен был пройти осенью, но затем его отложили. Поэтому пункты весогабаритного контроля пока не запущены.
— Как СВО и проведение частичной мобилизации повлияли на работу предпринимателей?
— В самом начале действительно была едва ли не шоковая ситуация. Роструд, наверное, первым из государственных органов пошёл на взаимодействие с бизнесом, по крайне мере с нами, уполномоченными, чтобы мы могли разъяснить предпринимателям, что происходит и как действовать работодателям.
Частная мобилизация была объявлена, а нормативная база не была подготовлена. Не было информации, сколько могут призвать сотрудников с одного предприятия, как оформить мобилизованных, надо ли их увольнять. Первая информация появилась именно об увольнении. Все были в недоумении. Но уже спустя неделю Минтруд дал разъяснения по порядку оформления наёмных работников, призванных в рамках частичной мобилизации.
Я очень благодарна приморской трудовой инспекции, руководителю, которые приняли участие в разъяснении ситуации. Мы проводили видеоконференции для предпринимателей, где ответили на все удобные и неудобные вопросы. Кстати, представители военкомата отказались принять участие в нашем мероприятии, что я считаю неправильным.
Эксперты Уполномоченного создали нам памятку "Что значит передать управление бизнесом" для мобилизованных предпринимателей. Кроме того мы готовим семинар по поводу наполнения "Тревожного чемоданчика для бизнеса".
Одним из предложений, которые мы направляли для внесения в действующее законодательство, была отсрочка при призыве для предпринимателя или руководителя не менее 10 дней для оформления юридически значимых документов. Чтобы при уходе предпринимателя, его бизнес мог продолжать функционировать без сбоев.
Также мы предлагали ограничивать количество работников, призываемых с одного предприятия. Увы, но была выявлена проблема — никто из малого бизнеса не вёл воинский учёт своих работников согласно действующему законодательству. В том числе поэтому военкоматы в первые дни призывали всех подряд.
С 2023 года мы приступим к планомерному проведению мероприятий по правовому просвещению о том, как правильно, с учётом всех рисков, оформить уставные документы, а также будем рассказывать о необходимости ведения воинского учёта. Например, к нам обратились около 40 стоматологических клиник по поводу того, что был призван человек, который занимался ремонтом и наладкой стоматологического оборудования. По их словам, это единственный работник не только в Приморье, но и на весь ДФО. Поэтому, нужно прежде всего наладить на предприятиях правильное оформление учредительных документов и учёт.
— Подскажите, продолжает ли действовать мораторий на проведение плановых проверок предпринимателей? Можно ли сказать, что бизнес сегодня кошмарят меньше?
— Постановление правительства РФ № 336, объявившее мораторий, действует до конца текущего года. И я хочу сказать, что по всем опросам именно мораторий предприниматели считают одной из самых эффективных мер поддержки.
На следующий год мораторий пока не продлевается, но правительством уже принято решение о том, что в план проверок будут включаться объекты, либо субъекты предпринимательской деятельности, которые относятся к высоким категориям риска. Например, крупный торговый центр и сапожная мастерская в отдельном киоске. Конечно, риски выше там, где массовое пребывание людей. И поэтому все предприятия должны быть разделены на категории риска по видам контроля. Предприниматели могут на сайтах ознакомиться с тем, к какой категории риска они отнесены. А если они не согласны с категорией риска, то могут её оспорить.
Внеплановые проверки тоже будут, но в большинстве своём они согласуются с органами прокуратуры. А прокуратура отслеживает, что внеплановые проверки проводятся исключительно там, где есть реальная угроза жизни и здоровью людей. Поэтому на следующий год пока никаких ограничений нет, и я думаю, они будут проводиться в том же порядке.
— Чего ожидать бизнесу в 2023 году? Стоит ли открывать новое дело сейчас?
— С 1 января 2023 года у нас все жалобы на решение контрольно-надзорных органов должны быть сначала рассмотрены в досудебном порядке. То есть если предприниматель сразу пойдёт в суд, то у него не примут жалобу, потому что необходимо сначала пройти процедуру досудебного контроля.
Я считаю, что сейчас как раз время начинать новый бизнес. У нас на днях состоялся оргштаб по достижению лучших показателей инвестрейтинга под председательством губернатора Олега Кожемяко. Во вступительном слове Олег Николаевич говорил, что сумма инвестиций, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 67% по итогам 9 месяцев. Также у нас на 10 ноября 2022 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляло 84 368, ровно на 1% выше, чем на 10 ноября 2021 года. То есть по итогам года мы получили плюс, несмотря на всю сложность момента.
Конечно, не обошлось без закрытий, но досаточно много открыто новых производств. Приморье, кстати, опять выручает географическое положение. В 2009 году нам помог саммит АТЭС, потому что в то время в крае велись масштабные стройки, и мы не особо почувствовали удар кризиса.
— Учитывая нестабильную ситуацию на рынках, какие антикризисные меры нужны для сохранения бизнеса? Например, как решался вопрос кредитов для предпринимателей в этом году?
— Вопрос с кредитами был очень острый. Мы обращались в Центробанк, привлекли внимание прокуратуры, консультировали предпринимателей. Затем стала снижаться ключевая ставка и банки пошли на снижение. Кто-то, следуя нашим рекомендациям, смог найти компромисс с банком, кто-то после проверки прокуратуры снизил их аппетиты. Привлекая к решению проблем правительство края и прокуратуру, мы всё-таки сняли острый накал.
По антикризисным мерам было принято несколько пакетов на федеральном уровне. Один из них, как я уже назвала, это мораторий на проведение плановых проверок. Второй я считаю одним из самых массовых — постановление правительства об автоматическом продлений всяких разрешений. Около 190 видов различной деятельности продлевались автоматически.
Также можно отметить серьёзные меры поддержки, принятые для строительной и IT отраслей. Айтишников ввели под бронь и даже освободили от призыва на срочную службу. Была поддержка сельскохозяйственным производителям — приобретение в лизинг оборудования. Предоставляли гранты в туристической сфере, молодым и социальным предпринимателям.
— Как сейчас обстоят дела у участников внешней экономической деятельности?
— Шоковое состояние было в марте, так как поломались логистические цепочки и система платежей, подскочил доллар. Через некоторое время предприниматели стали искать замену оборудования и комплектующих. Они начали искать новых поставщиков, новые способы доставки грузов. Большая проблема была с уходом морских иностранных перевозчиков.
На данный момент у предпринимателей ещё есть вопросы. Допустим, жаловались на задержку таможни, связанную с проверкой товара. Но, в целом, сейчас предприниматели наладили платёжную систему. Есть проблемы с железной дорогой, связанные с предоставлением порожних вагонов для лесной отрасли. Но всё это решается рано или поздно.
А в целом хочу сказать, что приморский бизнес очень активный, я его очень люблю. Он, как та лягушка в кувшине с молоком, не сложит лапки, а будет барахтаться и всё-таки взобьёт масло.