По какому времени встречают Новый год в полете? Сколько элементов одежды у бортпроводников? Что будет, если покурить на борту? Что перевозит экипаж самолета в своих маленьких чемоданчиках? Корр. ИА PrimaMedia задает все самые интересные вопросы старшему бортпроводнику авиакомпании Аэрофлот Анне Синишиной.
— Первое, что хотелось спросить, как появилась мечта стать бортпроводницей? Что вы себе представляли, когда думали об этой профессии? Может быть, как-то ее романтизировали?
— Вообще профессия одна из самых романтичных. У меня папа — военный летчик. Мы жили в военном городке под Уссурийском — военный гарнизон Воздвиженка. Я с детства любовалась самолетами, засыпала под звук турбин. И выбор профессии в связи с этим стал очевиден.
— Куда пошли учиться? Что проходят в школе бортпроводников, как организован процесс обучения? Какие экзамены сдают?
— Прежде чем начать обучение, мы проходим собеседование. После — медицинская комиссия. Когда дали добро, начинается обучение. Оно включает в себя очень много дисциплин, которые в процессе работы очень нужны и важны. Это медицина, авиационная безопасность, аварийно-спасательные процедуры и сервис. Это непосредственно то, чему обучают всех бортпроводников на первоначальном этапе.
Очаровательный экипаж самолета Аэрофлота. Фото: Аэрофлот
— А первично нужно обладать какими-то навыками? Или важны только медицинские показатели?
— Думаю, да. Должна быть коммуникабельность, стрессоустойчивость. Все остальное — позитив, оптимизм — такие общие качества, которые всем сейчас нужны.
Мне кажется, все, кто идет в эту профессию, понимают, что помимо романтики это всегда высокая степень ответственности. Самолет — не то же самое, что работа на земле. Замкнутое пространство, в небе. Ты не можешь открыть дверь и выйти, если что-то вдруг не понравится.
— А какие требования предъявляются к здоровью? Из-за каких болезней могут не взять?
— Список болезней лучше у медицинского персонала уточнять. Сама всю медицинскую комиссию прошла, не было никаких вопросов. У нас есть свой медцентр, где мы ежегодно проходим комиссию. Перед обучением летные врачи смотрят с точки зрения каких-то своих показателей. В целом важно хорошее здоровье, хорошее зрение, хорошие показатели крови. Там большой список врачей, у которых мы обследуемся, начиная с терапевта, окулиста, ЛОРа, заканчивая неврологом, хирургом, дерматологом и психотерапевтом. Базовые анализы сдаем. Все врачи оценивают общее состояние и дают допуск.
— Как долго нужно учиться?
— Когда я поступала на работу, это было 11 лет назад, три месяца. Если не ошибаюсь, то сейчас также. Если в медцентре получен допуск, то дальше уже человек направляется на обучение. Обучение — последний этап. Потом он сдает экзамены и уже выходит на работу.
— Что спрашивают на собеседовании?
— Довольно давно, когда я поступала, мы проходили психологические тесты. На собеседовании с руководством компании задавали вопросы вроде: "Чего вы ждете от этой профессии? Как ее видите? Летали ли вы раньше?". Плюс собеседование по английскому языку. Так как авиакомпания международная, безусловно, летают пассажиры из разных стран, и знание языка необходимо.
— Можете рассказать о своем первом полете? Столкнулись ли с трудностями?
— Очень плохо помню. Помню, что очень волновалась, чтобы ничего не забыть. Но что точно осталось в памяти, так это отношение коллег, которые помогали, направляли. Они были более опытные, поэтому рейс прошел гладко, быстро.
— Что больше всего любите в своей работе?
— Люблю встречу с новыми людьми, знакомства. Как среди коллег, так и среди пассажиров. Очень люблю актив. Мы никогда не сидим на месте. Движение — это жизнь.
— До скольки лет человек может работать бортпроводником?
— Здесь нет ограничений по возрасту. Самое главное — проходить медицинскую комиссию, также мы проходим ежегодную подготовку и сдаем экзамены на профпригодность. Пока человек получает допуск по этим двум параметрам, он в принципе летает.
— Чаще всего, я так понимаю, летают довольно молодые люди.
— Очень разного возраста. Есть и те, кто здесь работает по 30-40 лет. То есть приходят в молодом возрасте, задерживаются и уже не могут отсюда уйти.
— В этой профессии больше мужчин или женщин?
— Мне нравится, что в новой версии фильма "Экипаж" один из героев говорит о том, что в небе любая работа — мужская. Нам хочется, чтобы было больше мужчин, но на сегодняшний день, думаю, среди бортпроводников больше женщин.
Анна Синишина. Фото: Из личного архива
— Сколько элементов одежды в вашей форме? Как часто она обновляется? Насколько важен макияж, каким он должен быть и должен ли быть обязательно?
— Очень классный вопрос про одежду. Макияж обязательно должен быть. Натуральных оттенков, максимально гармоничный с типом кожи, с цветом волос, с нашей формой. Это к вопросу о том, что мы должны вызывать приятные эмоции у наших гостей, чтобы человек чувствовал себя на борту комфортно и спокойно.
Формы у нас две — зимний вариант и летний. Летом меньше элементов, зимой и осенью — больше. Рабочий гардероб состоит из многих вариантов. У девушек в целом от 7 до 18 элементов. Есть и брюки, и юбка, и жилетка, и пиджак, и рубашки. Плюс ко всему платья, если летим куда-то в теплые страны, и пальто, шарф, шапка, пуховик и зимняя обувь или плащ, палантин, сапоги на холодный сезон. У мужчин от 9 до 15 элементов. Стандартные темно-синие брюки, пиджак, жилетка, рубашка. В холодное время добавляются еще пальто, шарф, шапка, пуховик или плащ, зимняя обувь.
— Что вы всегда возите в своем маленьком чемоданчике?
— Это всегда личные и рабочие документы, косметичка, рабочий планшет, пилотка, перчатки. Возможно, какие-то небольшие сладости, зарядное устройство.
— Какие пассажиры вам больше всего запоминаются?
— Очень разные. Те, которые приходят недовольные или расстроенные, а в конце рейса уходят, наоборот, удовлетворенные и благодарные, радостные, с другим настроением. И чувствуешь, что благодаря тебе. Это очень приятно. Пассажиры, которые пишут стихи и посвящают их бортпроводникам, стюардессам. Дети, конечно. Пассажиры с детьми. Это особая категория пассажиров, которые всегда вызывают массу положительных эмоций.
Сотрудницы Аэрофлота. Фото: ИА PrimaMedia
— С вами происходили когда-нибудь внештатные ситуации?
— За 11 лет моей работы, слава богу, нет. Все в штатном режиме. Это большая заслуга нашего персонала, который готовит самолеты к вылету, заслуга команды экипажа, кто работает совместно.
— Как стюардессам положено себя вести при неадекватном, агрессивном поведении кого-то из пассажиров?
— У нас есть определенный алгоритм действий с деструктивными пассажирами. Но это всегда происходит в уверенной, спокойной манере. Вне зависимости от того, насколько грозно выглядит пассажир, наше поведение всегда должно быть максимально спокойным в любой ситуации. Поэтому стрессоустойчивость, опять же, здесь очень важна.
— Нужно ли помогать пассажирам с аэрофобией?
— К сожалению, не все пассажиры говорят о том, что у них аэрофобия. Это проявляется по-разному. Кто-то просто начинает нервничать и беспокоиться, А кто-то может сказать о том, что боится. И к этим пассажирам будет повышенное внимание и забота. Возможно, предложение просмотра фильмов, потому что это помогает отвлечься. У нас есть медикаменты: валерьянка, какие-то успокоительные. Может быть, у пассажира есть какие-то свои лекарства. В целом это повышенное внимание, забота, разговор, потому что чем больше человек разговаривает, даже рассказывая просто о себе, о своей семье, тем больше он отвлекается от самого процесса полета.
— Какую в целом помощь на борту вы можете оказать?
— Все бортпроводники обучены первой помощи. У нас есть для этого аптечка на борту. Что касается психологической помощи, то это разговоры, внимание. У нас есть бортпроводники с психологическим образованием.
— А были ли у вас случаи, когда требовалось не только оказать первую помощь, но и потом передать пассажира медикам или вообще развернуть самолет?
— Да. Бывают ситуации на борту, когда медикаменты из медицинской аптечки пассажиру не помогают, и нужна более серьезная помощь. В этом случае делается объявление. Возможно, кто-то из пассажиров окажется профессионалом из числа медицинского персонала. Если нет, то самолет совершает вынужденную посадку, и пассажир передается сотрудникам на земле в том городе, где была произведена посадка.
— На вашем опыте много таких случаев?
— Да, это было. Как правило, происходит все очень быстро. Слава богу, в моей практике не было такого, что человек умирал на борту. Буквально какие-то минуты помогают спасти жизнь человеку. У нас много разных вариантов аптечек на борту. Если есть квалифицированный врач, то для оказания медицинской помощи есть докторская аптечка с другим составом, с другим наполнением. Только врач, который есть на борту, имеет право ей пользоваться.
Самолет Аэрофлота в небе. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— Говорят, что бортпроводники — очень занятые люди, и им тяжело совмещать работу и семью. Правда ли это?
— Если говорить о себе, то у меня сын Никита 11 лет. Семья, которая, наоборот, очень поддерживает, всегда ждет. Сын гордится тем, что у него мама — стюардесса. Думаю, занятости тут не больше, чем в любой другой профессии.
— Как проводите свободное от перелетов время?
— С семьей. Вместе гуляем, выезжаем куда-то.
— Как часто это свободное время появляется?
— Зависит все от периода. Например, летом полетов больше, поэтому свободного времени меньше. В какие-то сезоны полетов становится меньше, а свободного времени больше.
— Как вы отдыхаете при длительных перелетах?
— Если у нас продолжительный перелет, то для бортпроводников предусмотрен отдых. Это нужно для того, чтобы бортпроводники сохраняли внимательность, сосредоточенность.
— Сколько стран вы посетили по работе? Удается ли посмотреть достопримечательности?
— Допандемийное время было самым счастливым для всех, мне кажется, и для бортпроводников в частности. Были открыты границы, была возможность посетить много стран. Китай, Америка, Япония, Индия, Мальдивы, Куба. В общем, весь спектр, вся география полетов, куда летает Аэрофлот, все эти страны удалось посмотреть. Удалось посетить достопримечательности, познакомиться с людьми, с культурой.
— Было ли такое, что какая-то из стран особенно понравилась?
— Мне кажется, все страны уникальны, и ты можешь в любой стране найти то, что тебе нравится именно в ней.
— В свободное время от полетов: в отпуске или вообще — летаете куда-то семьей? Или полетов на работе хватает?
— Безусловно, летаем. И в близлежащие страны, и по России очень много. Всегда хочется летом море, зимой чуть больше снега. Все-таки путешествия очень развивают наш кругозор. Хочется своему сыну показать очень много мест. Во многом помогает Аэрофлот. Один из бонусов нашей профессии — мы можем пользоваться корпоративными билетами.
— А есть еще бонусы от авиакомпании?
— Билеты, прежде всего, которые мы можем использовать для себя и для членов семьи. Они идут с большой скидкой. Это дает возможность больше путешествовать.
Большой плюс — забота о нашем здоровье. Есть санаторно-курортные программы, которые позволяют мне как сотруднику взять с собой, например, ребенка или мужа и поехать в какой-либо санаторий в стране, чтобы поддержать свое здоровье. Например, сейчас в отпуске мы летали в Ессентуки, Минеральные воды. Восхитительное место. Ежегодно мы проходим медицинскую комиссию для получения допуска к летной работе. Уверена, не каждый обычный человек, работающий на земле, имеет возможность проверять здоровье регулярно. Вернее, не каждая компания заботится о здоровье своих сотрудников. Но в авиации без этого нельзя.
Взгляд на землю сверху — отдельное удовольствие во время полета. Фото: ИА PrimaMedia
— Вопрос о питании. Что едят стюардессы на борту? Берут ли с собой еду из дома?
— У нас питание такое же, как у пассажиров, но возможно отличие. Если у нас перелет и туда, и обратно, то в случае короткого рейса, например, Петербург или Сочи, мы будем есть два раза. И питание на прямой и обратный путь у нас будет отличаться. В рационе у нас всегда есть свежие овощи, фрукты, сухофрукты и сыры. Если кто-то из коллег придерживается определенного стиля питания или диеты, то они, наверное, могут брать с собой. У меня такой потребности нет. Еще очень важно много пить. В организме в полете происходит обезвоживание, восполнение этой жидкости необходимо. Плюс, если есть разница во времени, это питье помогает быстрее перестроиться на местное время. Может, вы сами замечали, что в самолете воздух очень сухой, кожа сохнет.
— Какой запас бортового питания загружается в самолет перед взлетом? Что происходит с едой, которая осталась не распакованной?
— Объем питания и количество порций зависит от продолжительности рейса и типа воздушного судна, количества пассажиров. Если, например, рейс длительный, то для пассажиров предусмотрено два приема пищи. А та еда, которая не востребована, снимается с рейса либо на кейтеринг в точке, куда мы прилетели, либо обратно по возвращению в Москву — в кейтеринг Москвы.
Экипаж самолета Аэрофлота. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Теперь вопрос о курении. Раньше на борту самолета можно было курить, на некоторых лайнерах старой сборки остались пепельницы в туалетах. Почему сейчас курение на борту категорически запрещено? И как вы понимаете, что пассажир закурил в туалете?
— Вы правильно сказали, категорически запрещено, в том числе курение электронных сигарет на борту. Чтобы нарушение стало известно, достаточно детектора дыма, который срабатывает в туалетной комнате даже при использовании электронных сигарет. Такими оборудованы все туалеты. А запрещено потому, что это небезопасно. Все люди разные. Если все будут курить на борту, представьте, насколько повышается вероятность каких-либо ЧП и происшествий. Это может быть не только нарушение общественного порядка, но и создание угрозы безопасности полета.
— А сами бортпроводники курят? Или обязательное требование — не курить в жизни?
— Я не курю. Мне легко сказать, у меня это не вызывает никаких сложностей. Среди коллег, возможно, да, кто-то курит. На земле в гражданской одежде можно в какой-то свободной обстановке. Но когда мы находимся в форме, это категорически запрещено. И это некрасиво, если форма пахнет сигаретами, это может вызывать неприятие у других людей, даже собственных коллег, кто не курит.
— А как срабатывают детекторы дыма — на весь самолет или только у вас?
— Если пассажир покурил, срабатывает детектор дыма непосредственно в этой туалетной комнате. И у старшего бортпроводника или командира сразу отображается световая и звуковая индикация. Бортпроводники должны моментально среагировать на это, проверить. В случае, не дай бог, задымления, уже приступить к тушению. Это все будет видно и слышно для того, чтобы своевременно ликвидировать.
Самолет Аэрофлота на взлете. Фото: ИА PrimaMedia
— В преддверии Нового года хочется задать еще новогодние вопросы. Приходилось ли вам встречать Новый год на борту? Как это происходило?
— Это очень здорово. Однажды мы летели на Новый год в Пекин. Всегда на рейс, который происходит в новогоднюю ночь, мы угощаем пассажиров шампанским и конфетами. Это всегда праздничное настроение и незабываемый опыт. В новогоднюю ночь это общее состояние того, что ты встречаешь его с другими людьми, ранее незнакомыми, очень объединяет. И это очень приятно.
— По какому времени отмечается Новый год в полете?
— По российскому, московскому. Воздушное судно принадлежит РФ, вылетели по московскому времени. Так, конечно, можно все часовые пояса захватить, но…
— Что пожелаете своим пассажирам перед Новым годом?
— Я желаю полета души, полета мыслей. Мечтать очень смело. Самое главное — когда находитесь в самолете, вы ближе к звездам. Загадывайте желания, и они сбудутся быстрее.