Врач-диетолог Екатерина Кухарь в профессии 42 года. И все это время она трудится в ФКУЗ "Санаторий "Приморье" МВД России, куда пришла сразу после института. При этом 19 лет она еще и возглавляла профорганизацию санатория. Доктор-профактивист рассказывает, в чем особенность работы врача-диетолога, для чего нужно объединяться в профессиональные союзы и что самое сложное в работе профлидера, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе Федерации профсоюзов Приморского края.
— Екатерина Трофимовна, давайте начнем с того, как вы вообще оказались в Приморье, вы ведь родом из Винницкой области?
— Когда мне исполнилось 15 лет, меня уговорила переехать на Дальний Восток старшая сестра: ей очень нужна была помощница-нянька. Не скажу, что сразу прижилась в регионе — другой климат, иной менталитет, были мысли даже вернуться обратно. Но постепенно, пока три года помогала сестре и параллельно училась в вечерней школе, привязалась к Приморью. Работала санитаркой, через рабфак поступила в медицинский институт, а к моменту его окончания уже вышла замуж и поняла, что мой дом — здесь.
— Почему выбрали именно диетологию?
— Это вышло случайно. Во время распределения мне дали направление в санаторий "Приморье". Оказалось, что здесь, в том числе, требуется врач-диетолог и меня готовы были обучить в Москве, где я и прошла дополнительную подготовку по гастроэнтерологии и диетологии. И уже по мере того, как погружалась в профессию, набиралась опыта, на практике видела ее большую практическую пользу — все больше влюблялась в дело, которым занимаюсь.
— За что любите свою работу, и какими такими особенными знаниями обладают диетологи, ведь лечебное питание сегодня назначают большинство узких специалистов?
— Действительно, диету, отвечающую тому или иному заболеванию, могут расписать сегодня и терапевт, и ревматолог, и кардиолог, и ряд других врачей. Но как быть, если у пациента сразу несколько заболеваний и узконаправленные программы питания противоречат друг другу? А если он еще и принимает большое количество препаратов, которые также могут вступать в противоречие с отдельными продуктами? Кто правильно организует лечебное питание в послеоперационный период, во время реабилитации и санаторно-курортного лечения? Только диетолог.
Кроме того, при наличии целого ряда заболеваний — сахарного диабета, подагры, ожирения и других — первый лечебный фактор — это именно питание. И если не наладить грамотно пищевой режим, не подобрать правильную диету — ни таблетки, ни другая терапия могут и не помочь.
Оглядываясь назад, я, безусловно, рада, что прошла такой непростой профессиональный путь. Диетологов у нас в Приморье и сегодня немного, а 40 лет назад эта специализация и вовсе была редкой. Училась на собственном опыте, это было сложно и увлекательно одновременно. Постепенно ко мне стали приходить на стажировку коллеги из других медучреждений, руководители оздоровительных организаций, — начало формироваться некое профессиональное сообщество и работать стало еще интереснее.
Но самое большое удовольствие получаю, когда вижу результат своей работы — в благодарных отзывах, в том, что пациенты возвращаются ко мне из года в год и мы вместе проходим путь к новому, здоровому образу жизни, переходу на правильное — подходящее организму конкретного человека — питание. Это, скажу я вам, весьма захватывающий процесс.
— Как проходит ваш обычный рабочий день?
— Он начинается в 8 утра с планерки у руководителя санатория и начальника по медицинской части. Затем, захватив истории пациентов, иду в пищеблок: руковожу работой медицинских сестер по диетическому питанию, снимаю пробы, подписываю меню, решаю вопросы, которые возникают у поваров, официантов или завпроизводством. После этого веду прием пациентов, заполняю истории болезней, расписываю новые меню, вношу изменения в старые, назначаю разгрузочные дни и т.д. Затем снова пищеблок — снятие пробы, работа с кладовщиками (нужно следить за тем, чтобы все необходимые продукты были в наличии), общение с пациентами в обеденном зале и ответы на возникающие вопросы. Потом работа с документами, заполнение отчетов, а на следующий день — все по кругу.
— Не было за все эти годы мысли поменять работу?
— Нет, во-первых, я люблю свою профессию, коллег, пациентов. Во-вторых, все равно ни один день не похож на другой — меняются люди, возникают новые интересные задачи.
Дети и внуки давно мечтают, чтобы я сидела дома, но руководство и коллеги не отпускают. А главное, мне самой нравится то, чем я занимаюсь. Поэтому осенью подтвердила очередной сертификат и осталась на новую "пятилетку".

Врач-диетолог Екатерина Кухарь. Фото: пресс-служба ФППК
— Профсоюзный стаж у вас большой?
— Такой же, как и медицинский, с первого дня работы в санатории я — в профорганизации. Оставалась в ней и в 1990-х, когда многие коллеги стали выходить из профсоюза. Потому что и тогда, и сегодня твердо убеждена: профессиональный союз работников — реальная сила. И если ты не в профсоюзе — ты не в коллективе.
В 2001 году коллеги избрали меня председателем первички. Я не сразу решилась — нагрузка и без того была высокой: весь пищеблок на мне, прием пациентов, отчетность. Но меня уговорили, и 19 лет я возглавляла профком.
Нам с активом удалось выстроить хорошие рабочие отношения с руководством санатория, вернуть в профсоюз многих из тех, кто в нем разочаровался. А сегодня я в качестве заместителя председателя профкома с удовольствием помогаю в работе новому профлидеру — Алексею Владимировичу Таболину.
— Как убеждаете коллег вступить в профорганизацию?
— Мы уже давно никого не зовем, не агитируем, — люди сами приходят с заявлениями, потому что видят, как на самом деле мы защищаем права членов профсоюза, как отстаиваем права работников перед работодателем, как тщательно и слаженно работаем над разработкой коллективного договора и как убеждаем администрацию санатория выполнять его положения.
— Чем хорош ваш колдоговор?
— У нас очень подробно и емко прописаны меры по безопасности рабочих мест — сформирована профильная комиссия, очень грамотный инспектор по охране труда. Следим за тем, чтобы соблюдался режим работы. Все, кому положено, получают надбавки за вредность, — и это не только медработники, но также слесари, сварщики, работники котельной, гаража, пищеблока.
Создали комиссию по трудовым спорам и выносим на нее наболевшие вопросы, которые рассматриваем совместно с администрацией. Закреплены в документе и условия получения материальной помощи: она, в том числе, полагается в случае смерти близкого, рождения ребенка, на свадьбу.
На работу и домой сотрудников развозит служебный транспорт. И все это — только начало перечня прописанных в колдоговоре гарантий.
— А что самое сложное в профсоюзной работе?
— Очень расстраивает потребительское отношение к профорганизации. Когда приходят с посылом "а удастся ли мне "отбить" профвзнос?" и ожиданием, что сейчас за них кто-то изменит условия труда в лучшую сторону или добьется новых и весомых соцгарантий.
Что касается профвзноса, то это всего 1% от зарплаты, который окупается с лихвой в самый короткий срок даже за счет одной только программы лояльности "Электронный профсоюзный билет". Не говоря о том, что члены профсоюза могут рассчитывать на всестороннюю поддержку, начиная с материальной помощи в трудную минуту и заканчивая помощью профсоюзных юристов.
И я не устаю повторять: профсоюз — это сами работники, которые объединились для того, чтобы сделать жизнь на своем предприятии лучше. И чем теснее мы все взаимодействуем — тем эффективнее будут результаты нашей работы. Комфортнее и безопаснее условия труда, справедливее заработная плата, появится еще больше уверенности в завтрашнем дне. А главное, это непременно отразится и на работе с пациентами и гостями санатория. В лучшую, разумеется, сторону.