Во Владивостоке завершилось определение организаторов питания во всех детских садах Владивостока. Более 2 млрд рублей практически симметрично разошлись между тремя организациями. Участники рынка испытали дежавю. Повлиять на ситуацию не смогли даже множество прошлогодних скандалов, суды, уголовные дела и многомиллионные штрафы. В администрации Владивостока пояснили, что компании, связанные с "картелем", выигрывают конкурсы законно и сотрудничество с ними может прервать только внесение их в реестр недобросовестных поставщиков, сообщает ИА PrimaMedia.
История "картеля для дошколят", за которой последние два года пристально наблюдает ИА PrimaMedia, получила свое предсказуемое продолжение. Город вновь поделили. В конце декабря администрация Владивостока объявила 32 конкурса на обеспечение питанием всех детских садов города на предстоящие два года. Общая сумма контрактов по начальным максимальным ценам превысила 2 млрд рублей.
12 января 2023 года стали известны итоги конкурсов. Победителями стали три компании — "Фуд Магистраль" (учредитель Безуглов А.С.), "Магистраль Инвест" (один из учредителей Безуглов А.С.) и "Светоч" (учредитель Венидиктова С. Г.).
"Фуд Магистраль" взяла 8 контрактов на общую сумму 522,693 млн рублей, "Магистраль Инвест" также забрала 8 контрактов на общую сумму 523,013 млн рублей, "Светоч" взял оставшуюся половину — 16 контрактов на общую сумму 1,028 млрд рублей. Все контракты разошлись по начальной максимальной цене. Конкуренцию компаниям составила ООО "Транс-Фуд", которая по всем конкурсам предложила более выгодные для города цены. Но сами условия конкурсов не оставили поставщику и шанса на победу.
Ситуация фактически повторила "расклад" расторговки двухлетней давности. Тогда три организации разделили общую сумму, выделенную на дошкольное питание — 1,75 млрд рублей — почти поровну: ООО "Магистраль Инвест" и ООО "Фуд Магистраль" — суммарно взяли 15 контрактов на сумму 855,627 млн рублей, а ООО "Флагман Плюс" взял 16 контрактов на общую сумму 895,335 млн рублей.
На этот раз место ООО "Флагман Плюс" занял его "родственник" по линии учредителей — ООО "Светоч". В составе учредителей ООО "Флагман Плюс" значилась Венидиктова С.В. с 25.08.2015 по 27.01.2022, Илья Яшков с 25.08.2015 по 7.02.2022 и Тырцев Е.В. с 25.08.2015 по настоящее время. Светлана Венедиктова вышла из состава учредителей "Флагман Плюс" только в начале прошлого года, в то время как она является учредителем ООО "Светоч" с октября 2015 года.
Победителям позволили выиграть контракты особые условия, установленные в конкурсной документации. Участникам торгов необходимо было соответствовать ряду критериев. В частности, иметь больше всех аналогичных выполненных контрактов по наибольшим суммам. Именно этот признак был определен как наиболее значимое конкурентное преимущество. Поскольку указанные компании уже несколько лет подряд выигрывают конкурсы на организацию питания в детских садах и школах, предоставить необходимый опыт им не составило труда.
В отличии от предыдущих торгов, когда компании, ранее признанные картелем, не составляли друг другу конкуренции, на этот раз в нескольких конкурсах конкуренция все же была. Правда, весьма условная. По цене два конкурирующих участника не снижались и предлагали начальную максимальную цену. Если бы они были осведомлены об опыте выполнения контрактов друг друга, то изначально могли бы спрогнозировать, кто станет победителем. Возможно, поэтому результаты получились такими "симметричными".
"Здесь возникает ряд вопросов непосредственно к администрации города. В октябре прошлого года мэрия сделала попытку заменить конкурсы традиционными аукционами и выложила заявки на два садика. Победителем этих двух аукционов в итоге стала компания "Светоч", которая предложила цену более чем на 10% ниже начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Затем мэрия вернулась к опыту конкурсов, объясняя это тем, что на аукционы вышли те же компании, что и на предыдущие конкурсы.
Здесь я бы сказала, наблюдается нарушение логики. Ведь если компании те же, их опыт и добросовестность известны, почему не поставить их в условия конкуренции и не попытаться сэкономить бюджетные средства? Ведь если "Светоч" готов кормить дошколят по цене на 10% ниже НМЦК, зачем создавать условия, при которых, выиграв конкурс, у этой компании нет необходимости предлагать более выгодную цену и экономить бюджет?
Второй момент — конкурсы были объявлены очень поздно — в самом конце 2022 года, а итоги их подводили уже в январе 2023 года. Таким образом, у участников названных организаций появилась возможность присовокупить к своему опыту выполнения контрактов закрытые в декабре двухлетние договоры на питание в детских садах города и получить конкурентное преимущество в соответствии с конкурсной документацией. Возникает ощущение какой-то слаженности действий в пользу определенных лиц. Считаю, такие странные совпадения — повод для проверки соответствующими органами", — прокомментировала ситуацию директор ООО "КП "Транс-Фуд" Анна Ходакова.
Она добавила, что если бы победители снизились на те же 10% во время проведения конкурсов, как они это сделали во время аукционов, экономия бюджета составила бы порядка 200 млн рублей. ООО "КП "Транс-Фуд" предлагала снижение на 5%, тогда город сэкономил бы около 100 млн рублей.
В администрации Владивостока прокомментировали ситуацию. В интервью ИА PrimaMedia первый заместитель главы администрации города Сергей Дмитриенко сообщил, что данная ситуация находится на личном контроле у Константина Шестакова.
"Есть условия, в которых мы должны работать. Условием проведения конкурсов является введения критерия — квалификация участников. В данном случае это наличие опыта, подтвержденного соответствующими контрактами с государством или с муниципалитетом. Сейчас создается ложное впечатление, что есть только три-четыре компании, под которых администрация подстраивается. На самом деле это не так. У нас есть четкое понимание, что это более развернутый рынок. Мы попытались открыть это "окно". Сначала еще во время школьных торгов в прошлом году, затем в ходе аукционов по двум детским садам. Но контракты в итоге ушли все тем же компаниям.
Однако согласно 44 ФЗ, пока организация не включена в перечень недобросовестных поставщиков, мы обязаны с ней работать. Даже доказанный факт наличия картельного сговора согласно этого закона не является поводом для расторжения контрактов. Мы обязаны работать с этими заявками по закону.
Возможно, жители это мало ощущают, но администрация Владивостока ужесточила контроль за организацией питания в образовательных учреждениях. По два раза в неделю профильное управление проводит внезапные проверки. В случае несоблюдения требований технической документации, сразу составляется претензия к подрядчику с выставлением штрафов и неоплатой предоставленной некачественной услуги. Это в последующем может дать возможность обратиться в УФАС с требованием о расторжении контракта", — прокомментировал вице-мэр.
Он отметил, что к появившимся репутационным потерям в связи со сложившейся ситуацией в администрации относятся отрицательно. Он отметил, что в настоящее время есть ряд компаний, как из Приморского края, так и из других регионов, которые интересуются, как зайти на рынок детского питания в городе.
"Скорее всего летом этого года, когда будет расторговка по школам, появятся новые участники. Что касается сложившейся ситуации: есть ли определенные ограничения на число участников? Да, есть. Соответствуют ли они закону? Да, соответствуют. Проверки неоднократно проводились. Мы даже рады будем, если еще кто-то придет проверит, правильно ли мы делали закупки или нет. Есть внутренний финансовый контроль, который с профильным управлением не связан", — заключил Сергей Дмитриенко.
ООО "КП "Транс-Фуд" намерена обратиться с жалобами в УФАС по Приморскому краю, прокуратуру и УФСБ по Приморскому краю. Также компания подвала жалобы в УФАС с просьбой проверить итоговые протоколы конкурсов на корректность формулировок, в частности на необходимость указания количества выполненных контрактов каждого участника торгов. Однако эти жалобы ведомство не удовлетворило.
Ситуацию комментирует кандидат экономических наук, доцент кафедры Гражданского права и процесса, независимый эксперт министерства юстиции России, председатель экспертной комиссии по развитию общественного контроля в Приморском крае при ассоциации юристов России Максим Белобородов:
"Имеет место поведение участников торгов сходное с тем, что мы наблюдали два года назад, когда компании уличили в картельном сговоре. Я предполагаю, что целью этих действий может быть захват рынка организации питания в детских дошкольных учреждениях города. Все это, полагаю, вряд ли бы возникло без определенно составленной конкурсной документации. По этому поводу мы направили новое обращение в ФАС России с требованием возбудить новое дело против данных участников, с целью проверки их действий на предмет соблюдения закона о защите конкуренции. Но мы считаем, что в состав ответчиков также следует включить Управление по работе с муниципальными учреждениями образования".
Сложившаяся ситуация выглядит неоднозначно еще и потому, что до сих пор не разрешены скандалы, связанные с предыдущими торгами в детсадах. В середине сентября прошлого года УФАС по Приморскому краю признало наличие картельного сговора между "магистралями" и "Флагман Плюс" и выпустило сообщение о том, что компании-участники" будут оштрафованы суммарно на 65,664 млн рублей: ООО "Магистраль Инвест" на 16,474 млн рублей, ООО "Флагман Плюс" на 33,577 млн рублей, ООО "Фуд Магистраль" на 15,612 млн рублей. Также правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ "Ограничение конкуренции".
Однако, несмотря скандалы, компании продолжали кормить детей и даже не единожды обращались в различные органы власти с требованием поднять оплату уже заключенных контрактов в связи с подорожанием продуктов. Сейчас "магистрали" в приморском арбитраже судятся с краевым УФАС за отмену решения ведомства о наличии сговора между контрагентами. Заседания переносятся одно за другим. Следующее состоится только 7 февраля.
ИА PrimaMedia просит правоохранительные органы и надзорные ведомства рассматривать данную публикацию как повод для проведения проверки.