Самая холодная неделя в крае не смогла сковать льдом незамерзающие бухты приморской политики. Депутаты ЗС ПК ужесточили муниципальный фильтр для кандидатов в губернаторы. Казалось бы — зачем? Горлышко входа в кампанию и так настолько узко, что, как говорится, уж легче верблюдам пенетрировать игольные уши…
Полпред Юрий Трутнев собрал глав ДВ-регионов на совещание по итогом того и задачам этого годов. Поручено, сказано и внушено было так много, что на 12 месяцев работы хватит. Еще один депутат-доброволец из Приморья отправился в зону СВО. А Госдума отменила для себя и коллег из регионов и муниципалитетов обязанность публиковать сведения о доходах. Чем не повод лишний раз за них порадоваться и восхититься.
Без фильтра не разберешься
В Приморье неожиданно повысили процент прохождения муниципального фильтра для кандидатов в губернаторы, внеся изменения в краевой Избирательный Кодекс. Теперь претендентам на высокий пост придется заручиться поддержкой восьми процентов от общего числа мундепов вместо предыдущих пяти.
Правда, в численном выражении этот показатель даже снизится — за последние десять лет пул народных избранников на низовых уровнях кратно сократился. Но мера все равно кажется избыточной — муниципальный фильтр находится в медвежьей хватке единороссов, и политическим силам для участия в губернаторской кампании так или иначе придется договариваться с партией власти. Что при 5, что при 8 процентах — такой доли мундепов нет ни у одной другой партии.
"Почему это предлагается? У нас уменьшилось в целом по края количество депутатов. Мы ряд мунобразований превратили в округа. В 2014 году общее количество было 2142. А на выборах 2023 году будет 637 депутатов. Даже 8 процентов — это всего 90 человек. Все-таки это губернатор. Количество подписей и поддержка должна быть намного шире", — прокомментировал законопроект депутат Сергей Ищенко.
По мнению Крайизбиркома, инициировавшей законопроект, повышение барьера "обеспечит наиболее оптимальное соотношение подписей в поддержку выдвижения кандидатов". По мнению экспертов, оптимальным это соотношение, может, и будет, но только для кандидата от ЕР.
"В безоблачной политической ситуации увеличивать объем муниципального фильтра было бы бессмысленно, да и сам этот фильтр был бы не нужен, — отметил политолог Вячеслав Беляков. — Мунфильтр в существующей системе — это в первую очередь средство отсеивания неудобных кандидатов, и, если это средство усиливается, значит власть видит возможность появления таких кандидатов. При этом существуют сомнения, что удастся их легко блокировать".
Эксперт напомнил, что на повторных выборах губернатора в 2018 году именно муниципальный фильтр отсек от участия экс-депутата ЗС ПК Андрея Ищенко, который в сентябрьскую губернаторскую кампанию вошел вполне системным оппозиционным кандидатом и получил необходимый набор автографов. Проблемы у кандидата начались после того, как он начал побеждать и чуть было не превзошел провластного кандидата Андрея Тарасенко во втором туре. Произошел большой скандал. Результаты пришлось отменять Центризбиркому. Голосование было переназначено, Ищенко до него уже не допустили, как и никого, кто бы мог составить хоть какую-нибудь конкуренцию вернувшемуся в край с Сахалина Олегу Кожемяко.

Эксперты о двух главных интригах предстоящей губернаторской кампании
"Ужесточение муниципального фильтра необходимо рассматривать через призму грядущих губернаторских выборов, где ключевым претендентом считается Олег Кожемяко, — говорит политолог Павел Наливайко. — С точки зрения государственной системы, есть необходимость сделать эту кампанию максимально понятной и контролируемой по конкурентному составу. У федерального центра свежо в памяти то, что происходило в 2018 году.
Сейчас не тот случай, чтобы на дальневосточных рубежах заигрывать с демократическими ценностями. Государство в любом случае будет ставить задачу удержания региона в просистемном ключе. И муниципальный фильтр остановит попытки политико-финансовым групп помешать этому плану".
Совещание при Трутневе
Заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента в РФ в ДФО Юрий Трутнев провел выездное совещание с главами дальневосточных регионов по подведению итогов работы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока в 2022 году и приоритетным задачам на 2023 год.

Совещание по итогам 2022 года с Юрием Трутневым. Фото: Пресс-служба полпредства ДФО
Из практических итогов стало известно о том, что закон о северном завозе планируется рассмотреть уже в ходе весенней сессии Госдумы РФ.
"Он направлен на то, чтобы людям всё привозили вовремя, на то, чтобы были меньше издержки. Заплата на Дальнем Востоке выше существенно. Но и цены, к сожалению, тоже. Многие материалы, продукты и лекарства завозят. В конструкцию нового закона внедрено несколько элементов, которые позволят существенно снизить стоимость поставляемых продуктов, строительных материалов, товаров", — отметил Юрий Трутнев. В ходе совещания прозвучало, что через 7 лет экспорт товаров через Северный морской путь должен увеличиться до 100 млрд долл.
В проекты "Дальневосточной концессии" до конца года планируется привлечь до 200 млрд рублей. Речь идет о 30 крупных проектах, которые должны заработать до декабря.
Юрий Трутнев отметил, что уже сейчас по темпам роста строительства и ввода жилья Дальний Восток опережает другие регионы.
"Можно говорить и о влиянии уже разработанных инструментов, таких как "дальневосточная ипотека", принятая по решению Президента Российской Федерации. Сейчас начинаем программу "Дальневосточный квартал". Важное значение для будущего будет иметь программа модернизации дальневосточных городов", — заметил вице-премьер.
Были розданы поручения губернаторам. В том числе, взять личный контроль ситуацию с отказами гражданам в оформлении земельных участков по программе "Дальневосточный гектар" в собственность.
Из политических итогов: одним из самых важных прозвучавших тезисов стало напоминание Трутнева "за уровень жизни в регионе отвечает глава".
"Основная работа идёт именно на территориях. Наша задача — создавать законодательное обеспечение, оказывать помощь, поддержку, помогать управлять финансовыми инструментами. Но за уровень жизни в конкретных областях отвечают главы регионов. Это их непосредственная задача сделать так, чтобы качество жизни дальневосточников повышалось", — отметил Юрий Трутнев.
Полпредство в ДФО в очередной раз демонстрирует роль не просто ретранслятора федеральных смыслов и контролера, а макрорегионального менеджера, следящего на настройками системы и умеющего их докручивать на той или иной территории политическими и бюрократическими инструментами.
"Январские слушания у полпреда стали политической традицией Дальнего Востока, — говорит Павел Наливайко. — Трутнев ежегодно собирает глав регионов. Они обсуждают, что получилось, что не получилось. Он напоминает о необходимости выполнять задачи, поставленные федеральным центром. При этом сейчас, когда происходит разворот экономики на Дальний Восток, это особенно важно. В макрорегиона привлекаются огромные финансовые средства, и нет никакого другого выход, как только работать эффективно".
Еще один депутат-доброволец
Приморье продолжает держать ветвь первенства — по крайней мере, среди ДВ-регионов — в области поддержки СВО и продвижении ее повестки в широкие народные массы. Как правило, двигателем обоих процессов выступает глава региона Олег Кожемяко, но не им единым жив горизонт событий в крае.

Сергей Гонтарь. Фото: Дума ЗАТО Фокино
На этой неделе пул приморцев, отправившихся в зону СВО, пополнился еще одним депутатом-добровольцем. А именно — народным избранником из Думы Фокино Сергеем Гонтарем.
Из примечательного — депутату исполнилось 40 лет и он воспитывает шестерых детей. 23 января, после прохождения спецподготовки, он явился в военкомат Большого Камня.
"По закону, многодетные отцы освобождаются от мобилизации на Донбасс, но Гонтарь решил не пользоваться льготами. Говорит, едет на спецоперацию из чувства долга", — говорится о поступке народного избранника в телеграм-канале (12+) администрации ЗАТО Фокино.
Отметим, что ранее был мобилизован и сейчас находится в зоне СВО депутат Думы Владивостока Виктор Тарабарин — также многодетный отец.
Пусть это и не депутаты регионального парламента или Госдумы, но подсветка таких сюжетов привносит согласие в общество, гармонизируя его отношение с властью.
Депутаты защитили свои кошельки от подглядываний
После 1 марта 2023 года информация о доходах, расходах и имуществе депутатов и сенаторов будет публиковаться в обобщенном виде, без персональных данных, следует из принятых Госдумой в третьем, окончательном чтении поправок к закону "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ".
"В сети Интернет не будут размещаться персональные данные, только обобщенная, статистическая информация о представлении депутатами соответствующих сведений и исполнении ими законодательства о противодействии коррупции. Такую норму предлагается распространить также на депутатов Госдумы и сенаторов", — пояснил глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Самыми зарабатывающими народными избранниками в 2021 году стали Джамбулат Текиев и Сергей Слепченко
Таким образом, депутаты сняли с себя публичное обязательство, принятое ранее в рамках борьбы с коррупцией и закрыли свои закрома от излишних подглядываний. Институты публичности и репутации продолжают утрачивать влияние и теряют интерес к себе как в обществе, так и среди политиков.
В принятом законопроекте есть и своего род компенсационная мера — дали себе пряник, дали, дескать, и немножко кнута. Теперь полномочия депутатов из числа злостных прогульщиков могут быть прекращены за отсутствие на заседаниях без уважительных причин в течение полугода.
Но, даже если посмотреть на текущий состав ЗС ПК, эта мера кажется абсолютно бесполезной. На данный момент два депутата ЗС ПК не появляются на заседаниях более полугода. Первый — коммунист Артем Самсонов, который был арестован еще осенью 2021 года, осужден в прошлом сентябре и сейчас ждет апелляции. Как ни крути, а причина отсутствия уважительная. Второй случай — единоросс Дмитрий Назарец, который последний раз посетил заседание 22 июля 2022 года, а на все последующие регулярно присылал справки из медучреждений то Тайланда, то Южной Кореи. Как говорил председатель комитета по регламенту и депутатской этике Всеволод Романов "проверить их подлинность мы не можем, но по факту они являются уважительной причиной отсутствия депутата". Как говорится, что тут еще можно сделать, кроме как развести руками?
Для обоих случаев законодательное новшество неприменимо. Смеем предположить, что они как раз и являются наиболее распространенными в данной профессиональной среде.