Реновация дорог Владивостока уже не за горами — новый 2023 год принесет множество изменений в дорожно-транспортной сети. Центральные улицы, забитые хаотично припаркованными машинами, многочасовые пробки и загрязненный выхлопными газами воздух — мало кто захочет жить с такими проблемами в столице Приморья. О грядущих транспортных нововведениях на дорогах Владивостока — результатах появления выделенных полос для автобусов, схемах организации дорожного движения, умных светофорах, новых велодорожках рассказал в интервью корр. ИА PrimaMedia руководитель Центра организации дорожного движения Александр Гревцев.
— Александр Владимирович, давайте поговорим о "выделенках". Жители Владивостока делились своими впечатлениями от нововведений еще в ноябре. Тогда город "встал колом", а негатив среди автолюбителей вырос в несколько раз. Однако через время водители адаптировались и шквал негативных отзывов прекратился. Расскажите, пожалуйста, каковы промежуточные итоги, выводы и цифры на данный момент?
— Как мы видим из ежедневного мониторинга на участках, движение стало предсказуемо, а средняя скорость в потоке — постоянной. К примеру, маршрут "переулок Павленко-Океанский проспект-часть улицы Алеутской" ранее был запаркован, а сейчас соответствуют своему классу как магистральная улица. Здесь нет хаотичной парковки вдоль тротуара на всем протяжении проезжей части, теперь это запрещено знаками и разметкой.
Что касается движения маршрутных транспортных средств, то уже сейчас стало понятно, что расписание движения по маршруту соблюдается. Время прохождения маршрутов по центральным улицам с выделенными полосами значительно сократилось. Мы запланировали в этом году продолжить уже начатую работу по организации приоритетного проезда общественного транспорта — будем развивать выделенную полосу по основному магистральному маршруту. Это участок от остановки "Фабрика Заря" до кольца Инструментального завода. После введения новых выделенных полос в этом году у автобусов уже появится полноценный выделенный маршрут, который позволит маршрутным ТС быстрее передвигаться от Зари до центра и обратно.
Что происходит на дорогах в утренний час пик после установки знаков и разметки
— Во Владивостоке уникальный ландшафт и специфика автодорог. Из-за узких проездов на дорогах нередко собираются пробки. Как возможно решить эту проблему?
— На дорогах города много участков и перекрестков улиц с избыточной шириной проезжей части, они провоцируют нарушения ПДД. Мы постоянно ведем мониторинг и разрабатываем схемы организации дорожного движения, чтобы улучшить пропускную способность на перекрестках. В этом году мы будем создавать логичную и понятную для всех схему посредством нанесения дорожной разметки, а также продолжать работу по снижению хаотичной запаркованности на дорогах и ограничим аварийные перестроения.
К примеру, в ближайшее время планируем изменить схему движения на Всеволода Сибирцева, а также в районе площади Луговой — на пересечении улиц Луговой, Новоивановской и Светланской. Здесь из-за избыточной ширины в час пик получается около десяти полос движения, которые далее в узких местах вливаются в четыре полосы, тем самым создают помехи и тормозят весь поток.
— Какие еще серьезные изменения в дорожном движении ждут горожан в ближайшее время?
— Одно из нововведений запланировано на пересечении магистральных улиц проспект 100-летия — улица Русская. Здесь предстоит провести работы по капремонту участка с изменением геометрии проезжей части для того, чтобы увеличить пропускную способность, сделать безопасным движение пешеходов и проезд автомобилей и общественного транспорта.
Прорабатываем и вопрос реконструкции перекрестка улиц Выселковой, Анны Щетининой и Днепровской.
Ещё одно изменение планируем в районе крупного транспортно-пересадочного узла в районе "Клевер Хауса", на пересечении улиц Семеновской и Алеутской. Здесь необходимо провести работы по благоустройству площадок для высадки пассажиров и подходов к ним. Прорабатываем вопрос изменения конфигурации движения на перекрестке. Одним из вариантов рассматриваем вопрос организации движения прямо по направлению со стороны стадиона "Динамо" далее по улице Семеновской в сторону Океанского проспекта.
Работы на некоторых объектах начнутся уже в этом году (СПИСОК)
— Давайте обсудим новые решения по организации дорожного движения во Владивостоке, которые были анонсированы недавно. Например, участок на Луговой. Как вы оценивали сложившуюся там до этого ситуацию и по каким параметрам поймете, что решение верное и делиниаторы помогут разгрузить транспортный поток?
— Мы постоянно собираем аналитическую информацию о движении транспортных потоков в вечерний и утренний час пик, а также в дневное время. Производятся расчеты — сколько автомобилей, в том числе, легковых, грузовых и автобусов, проезжает на отдельных участках за час, длины очереди, времени нормализации дорожного движения. На основе этой информации проводится детальный анализ существующей ситуации и разрабатываются решения по оптимизации движения, которые также проверяются транспортным моделированием. Исходя из загруженности потоков транспорта, которые проходят в районе площади Луговой, и было предложено новое решение.
Так, автомобильный поток с площади Луговой в сторону улицы Светланской значительно больше, чем поток по направлению с улицы Баляева на Светланскую. Автомобили, которые двигаются по улице Луговой от Баляева и потом перестраиваются для проезда в переулок с левым поворотом, создают значительные помехи.
ЦОДД подготовил новые правила передвижения по одной из самых загруженных улиц города
Сейчас прорабатываем вопрос организации движения на данном участке общественного транспорта. Планируется запустить водителей по большому кругу. Буквально через 700 метров есть поворот налево в районе "Гайдамака". Да, будет незначительный перепробег, однако это позволит нам сократить длину очереди и сделать безопасным прохождение этого участка для автомобилей. Он является аварийным.
Второе решение — запрет стоянки вдоль проезжей части. Сейчас там, как правило, все запарковано. В результате вместо четырех полос работают только две. В краткосрочной перспективе движение здесь должно улучшиться, но только при обязательном соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.
— Если эффект будет отрицательным, и по мониторингу будет ясно, что ситуация не улучшилась, как это отразится на схеме движения?
— Сама по себе улично-дорожная сеть достаточно динамична и постоянно меняется. Мы выбрали наименее затратное решение — делиниаторы. Они позволяют нам изменять схему дорожного движения без значительных стоимостных затрат и дают возможность в тестовом режиме смотреть, делать анализ того или иного участка.
Опять же, делиниатор — это временное средство разграничения на дороге. В случае, если этих мер будет недостаточно для того, чтобы увеличить пропускную способность, мы будем дальше продолжать корректировать и улучшать движение.
— Двигаясь по направлению "Луговая — Спортивная" под железнодорожным мостом, автомобили собираются словно в "узкое горлышко бутылки". На этом участке нет разметки, водители ориентируются по ощущениям. Сейчас там около четырех полос, но все сливается в две. Есть ли решение этой проблемы?
— В первую очередь на этом участке стоит задача привести его в состояние, которое соответствует категории — магистральная улица общегородского значения. Необходимо нанести дорожную разметку, чтобы она была всеми читаема и понятна. Кроме того, планируется убрать хаотичную парковку, которая сейчас там присутствует — она затрудняет проезд по основному направлению. Все выезды от прилегающих объектов только добавляют конфликтных точек.
Сейчас мы прорабатываем схему для того, чтобы убрать парковку в районе улицы Спортивной, где примыкает Фадеева, и рассматриваем различные варианты, в том числе, сделать возможность разворота для тех, кто хочет проехать далее на улицу Шепеткова. Это необходимо для того, чтобы разгрузить участок Спортивной, потому что многие автомобили, как правило, едут со стороны Луговой, а далее идут по большому кругу. Перед кольцом разворачиваются и идут обратно с заходом на Фадеева и дальше. В ближайшее время эти схемы мы опубликуем на рассмотрение горожан, чтобы получить обратную связь, выслушать пожелания, предложения.
По участку чуть ближе к площади Луговой рядом с мостом, где есть парковка и стоит автокафе, решение уже есть. Сейчас, к сожалению, мы не можем из-за погодных условий ограничивать парковку и выполнять работы по сужению проезжей части, но на этом участке планируется установить делиниаторы, которые ограничат выезд от ларьков. Кроме того, мы рассматриваем модель, когда излишнюю ширину проезжей части убирают, чтобы не было возможности таксистам и всем остальным оставлять свой личный транспорт, тем самым затрудняя проезд.
Мы каждый день ездим и наблюдаем, что на этом участке набивается в одном направлении шесть-семь рядов, а дальше они упираются в два. Как уже неоднократно показывал опыт других городов, когда идет прерывистый, неравномерный поток, пропускная способность значительно сужается. Это все-таки магистральная улица — нужно убрать возможный выезд на эту магистральную улицу от каждого ларька, киоска, они не должны обслуживаться напрямую с магистрали.
— Какие есть еще возможные решения для города, чтобы разгрузить трафик и заставить водителей соблюдать ПДД?
— Сейчас активно внедряется комплексы фото— и видеофиксации нарушений. В 2022 году по концессии было размещено большое количество комплексов, которые фиксируют нарушения правил дорожного движения. В этом году планируется продолжить эту работу.
Комплексы фиксации нарушений также собираются устанавливать в очагах аварийности. Мы ставим знаки, наносим разметку, устанавливаем делиниаторы, светофоры. Однако водители продолжают нарушать, если не стоит камера. Поэтому в ближайшее время будут поставлены знаки запрета для проезда большегрузных автомобилей, а также автомобилей с прицепами на съезде с Золотого моста по улице Всеволода Сибирцева с дальнейшим выездом на улицу Светланскую. Кстати, на прошлой неделе здесь уже установили делиниаторы.
Это коснется и запрета проезда большегрузам под эстакадой фуникулера на Всеволода Сибирцева
— Вернемся к "умным" светофорам. Сколько их сейчас в городе и кто оценивает их работу? К примеру, некоторые светофоры стали работать очень странно, поэтому автолюбители обращаются в редакцию и рассказывают, что из-за новой системы переключения "зеленого и красного" собираются пробки вместо того, чтобы разгружать трафик. Такие вопросы поступали по перекресткам Юмашева — Кузнецова, Ладыгина — Нейбута, два подряд светофора идут на Гайдамаке с очень странным временем, а также на пересечении Суханова — Луцкого. На Пушкинской улице напротив школы очень долгое ожидание перехода стало теперь, пешеходы нередко ждут по 2 минуты.
— Совершенно верно. Бывает, что стоят по две минуты. Но тогда, когда они стоят по две минуты, поток автомобилей, которые раньше стояли по 20-30 минут в районе центральных улиц в час пик, сейчас проходят этот же участок за 10 минут. В зависимости от нагрузки, от пробки, от времени (утренний час пик, либо вечерний), в зависимости от того, какая стоит задача на выпуск из города (как правило, вечерний час пик, либо утренний, когда большой трафик идет в центр города) приходится сдерживать периферийные улицы с помощью светофорных объектов, иначе движение по основным магистралям, где значительно больше транспортный поток, застопорится. Это необходимо для того, чтобы равномерно дать возможность всем разъехаться, сократить время стояния в пробках.
— Еще один пример от автомобилистов, которые стоят в пробке на перекрестке перед светофором на Суханова — Луцкого, а дорога на выпуск вся пустая. Они не могут проехать, потому что светофор будто не переключается обратно в свой привычный режим. Расскажите, кто оценивает работу светофоров? Происходит ли это в реальном времени или это автоматизировано?
— Светофоры управляются транспортным инженером. Это происходит в зависимости от той или иной текущей ситуации на участке. Интервалы могут быть меньше, либо больше в зависимости от транспортных потоков, а также от погодных условий.
Когда совсем недавно были очень низкие температуры, мы старались снижать время для прохождения транспорта для того, чтобы пешеходы меньше стояли на основных оживленных перекрестках, где больше всего наблюдается пешеходный трафик.
— Сколько сейчас в городе подключено таких "умных" светофоров?
— Всего на сегодняшний день в автоматизированный центр управления ДД подключено порядка 98 светофорных объектов. Мы в этом году будем продолжать подключение. У нас стоит задача 100% всех светофорных объектов подключить в систему АСУД (автоматизированная система управления дорожным движением — прим. ред.), учитывая, в том числе, и новые светофорные объекты, которые планируется установить в этом году.
— Уже известны участки?
— Их много — возле школ, детских садов, на местах очагов аварийности, где планируется разгрузить и упорядочить движение.
— По имеющейся информации, в городе планировалось создать и велосипедные маршруты — у велосипедистов есть шанс на "выделенку"?
— Есть шансы, и они не за горами — в обозримом будущем. Мы сейчас над этим работаем, прорабатываем маршруты. Мы хотели бы получить обратную связь от горожан, которые используют в повседневной жизни велотранспорт, самокаты.
— Как вы формируете приоритет по потребностям? Откуда берете информацию, какой участок нуждается в вашем внимании в первую, вторую и третью очередь?
— В первую очередь — это безопасность дорожного движения для пешеходов, водителей и очаги аварийности, которые формируются в течение всего года. Дальше проводится аналитическая работа совместно с сотрудниками ГИБДД и определяются те или иные мероприятия. В первую очередь, это безопасность. Далее — увеличение пропускной способности. Мы постоянно ведем работу с обращениями граждан.
— Как получаете обратную связь и как горожане могут доносить вам видение дорожных проблем, которое зачастую может помочь в работе?
— Вопросы поступают через нашу страничку в Телеграме (18+), через обращение в мэрию Владивостока, через обращения в ГИБДД. Мы тесно взаимодействуем с ними — это позволяет нам оперативно реагировать на то или иное событие. Если у горожан есть такая потребность и желание, мы готовы выслушать и рассмотреть все предложения. Наиболее обоснованные и действительно востребованные мы будем реализовывать.
— Как вы в целом оцениваете эффективность принимаемых решений? Можете ли вы отменять или пересматривать организацию движения, если от вашего решения не будет эффекта? В какие сроки?
— В случае, если то или иное решение является недостаточным, то, конечно, его необходимо дорабатывать, вносить корректировки. Сами требования, нормативные документы, ГОСТы постоянно меняются, ежегодно выходят обновления. Поэтому транспортные инженеры, коллектив ЦОДДа и проектная группа постоянно работают с нормативной документацией, с требованиями тех или иных регламентов.
— По каким критериям вы понимаете, что ваше решение по части организации дорожного движения было эффективным?
— Если это очаг аварийности, то после реализации того или иного решения должно пройти время, в течение которого на участке должны перестать происходить дорожно-транспортные происшествия. Если мы реализуем мероприятия в месте возникновения заторов, то их эффективность анализируется по изменению длины очереди, по времени прохождения общественного транспорта, по изменению времени проезда автомобилей — все это позволяет оценить увеличение пропускной способности на том или ином участке.
— Как по вашему мнению повлияло введение платных парковок на дорожую ситуацию в городе?
— Наверное, преждевременно делать какие-либо выводы. Необходимо еще подождать. Но уже сейчас хочется отметить, что на тех участках, где действует сервис платного парковочного пространства, мы наблюдаем, что парковка стала более упорядоченной, появились свободные места там, где было все хаотично запарковано. Автомобилисты уже не бросают машины "елочкой", перпендикулярно, параллельно, и это положительно влияет на пропускную способность дорог. Несомненно, введение платного паркинга является одним из условий транспортной реформы, которую сейчас продолжают реализовывать во Владивостоке. Она необходима. И мы ее будем продолжать.
Первый по-настоящему крупный этап транспортной революции в столице ДФО вступает в силу
— Произошла ли разгрузка центра города от автомобилей и на каких конкретно участках? Может быть сократились, исчезли, ослабли пиковые периоды стояния в пробках в центре утром и вечером?
— Исходя из аналитики транспортных потоков, можно сделать вывод, что он серьезно не изменился. Если шло движение по одной полосе, к примеру, тысяча автомобилей в утренний и вечерний час пик, так и продолжает идти. Однако значительно сократилось время очереди. Если раньше эта тысяча автомобилей проходила за час, то сейчас это время сократилось до 35-40 минут.
— На ж/д переезде на Спортивной водители часто стоят и ждут проезд по 30-40 минут. Расскажите, пожалуйста, стоит ли в планах решение этого вопроса и какие есть пути оптимизации?
— Мы уже обратились в РЖД о необходимости рассмотреть организацию движения поездов на данном участке в ночное время, это поможет существенно улучшить ситуацию. Один из путей решений в данных ситуаций — установка динамичных знаков (специальные электронные табло), которые бы оповещали о планируемых закрытиях переездов, о пробках на дорогах. Работа в этом направлении ведется.
— А есть ли в планах разгрузка 71-го микрорайона? Пока там только одна дорога с выездом, это неудобно для автолюбителей.
— Замечательный вопрос. В данном направлении застройщики территории готовы активно участвовать в разработке документации по планировке территории. В планах — строительство магистральной объездной дороги от Рудневского моста, далее через авторынок Зеленый угол с выездом на транспортную развязку в районе Зеленого угла и возможным выездом со стороны улицы 3-я Гарнизонная и район "Фрегат". Это перспективные планы, которые позволят значительно разгрузить 71 микрорайон.
Озвучен новый проект строительства транспортной развязки через лесной массив 71-го микрорайона и авторынок "Зеленый угол"