В начале февраля российский кабмин продлил до 1 июня мораторий на установку кнопок SOS на импортируемые физлицами автомобили. На днях Минпромторг подтвердил, что разработанное правительственное постановление будет поэтапно возвращать современные требования по уровню безопасности машин, которые пришлось на время обнулить в прошлом году. Источники федеральных СМИ при этом отмечали, что продление моратория на установку устройств вызова экстренных служб до начала лета будет последним. ИА PrimaMedia выяснило, почему водители других регионов страны все чаще пользуются Эрой-Глонасс, от которой дальневосточников в течение многих лет отговаривали предвыборными лозунгами и "страшилками" автоброкеров о дефиците и высокой цене кнопок SOS.
Если в 2017 году, когда устройства вызова экстренных оперативных служб стали обязательными для новых и ввозимых в Россию машин, водители сомневались в необходимости Эра-Глонасс, то реальные истории участников ДТП показали ее эффективность на практике. Так, сайт МВД России сообщает, что полицейские пришли на помощь пострадавшим в аварии в Костромской области после сигнала от Эра-Глонасс. Из СМИ узнаем, что под Красноярском сотрудники МЧС спасли молодую пару от замерзания в 30-градусный мороз в застрявшей машине, получив вызов также через Эра-Глонасс. А московская служба спасения 112 рассказывает, как с помощью кнопок SOS водители помогают другим автовладельцам. Например, как женщина, которая ехала по столичной трассе и увидела посреди проезжей части остановившийся автомобиль, водителю которого стало плохо прямо в пути.
"Благодаря данным от Эра-Глонасс были определены точные координаты заявительницы, что, в свою очередь, помогло быстрее определиться с местонахождением пострадавшего. Оператор вызвал на место скорую помощь и полицию", — поясняют сотрудники московской системы-112.
Также Эра-Глонасс, по данным системы-112 Московской области, вошла в тройку самых популярных способов вызова спасателей в Подмосковье.
Сегодня Эра-Глонасс интегрирована со службой 112 в 84 регионах России, включая весь Дальневосточный федеральный округ.
"Это позволяет за считанные секунды передать экстренным службам информацию о дорожном происшествии, в том числе точные координаты мест аварий", — пояснили в пресс-службе государственного оператора Эра-Глонасс — АО "ГЛОНАСС".
Не обходят стороной истории спасения и Дальний Восток, хоть и в меньших масштабах, потому что большинство местных машин до сих пор не оснащались кнопками SOS. Ранней весной в прошлом году на федеральной трассе Чита-Хабаровск, в 50 километрах от Шимановска, водитель Михаил перевернулся на своем автомобиле несколько раз, потеряв управление на скользкой дороге. Мобильный телефон при этом вылетел в разбитые окна, до него невозможно было дотянуться.
"Если бы не Эра-Глонасс, замёрз бы, подвешенный вниз головой на ремнях безопасности", — рассказал в одном из чатов телеграма (18+) пострадавший.
Представители фирм, торгующих такими кнопками, ранее сообщали ИА PrimaMedia о наличии на складах в Приморье лишь порядка тысячи устройств, чего недостаточно для текущего потока до 20 тысяч машин ежемесячно. И дефицит — одна из ключевых претензий приморских дилеров к отмене моратория. В сообщении Минпромторга поясняется, что производители устройств вызова экстренных служб подтвердили готовность к выпуску достаточного количества устройств для покрытия потребности в установке.
Кроме этого, создана большая сеть центров установки и обслуживания устройств, она представлена на карте. На этом ресурсе действительно размещены адреса компаний по продаже и установке этих устройств, где указано количество кнопок SOS в наличии. В указанных компаниях ИА PrimaMedia отметили, что на время моратория им нет смысла и невыгодно держать большие запасы кнопок SOS. Сейчас устройства устанавливают только юрлица и ИП, которые выполняют обязательство с 1 октября прошло года. При этом в компаниях подтвердили, что при росте спроса кнопок будет достаточно и хватит для физических лиц.
Цены устройств, которые на фоне ажиотажа достигали вместе с комплектом документов на импортируемую машину 100 тысяч рублей, теперь контролируются. Для компаний, размещенных на онлайн-карте, установлены рекомендованные цены, не превышающие 32 тысяч рублей. Дилеры, которые столкнуться со спекуляцией, могут также на этом сайте оставить жалобу на завышенную стоимость.
Ранее ИА PrimaMedia отмечало, что за последние месяцы через порты Владивостока резко упали объёмы импорта автомобилей эконом-класса. Средняя стоимость ввозимого транспортного средства превышает миллион рублей, и в первую очередь зависит от курса валют.
Текущее продление моратория для физлиц источники федеральных информагенств связывали с неконтролируемым "серым" авторынком в Приморье, где "автоброкеры искусственно создают ажиотаж вокруг установки устройств вызова экстренных служб для спекулятивного повышения цен на ввозимые через Дальний Восток иномарки, в том числе из "недружественных стран".
Спекуляции вокруг кнопок Эра-Глонасс создают и предприниматели, которые под прикрытием "для личных нужд" и по подложным документам местных жителей ввозят машин для покупателей со всей страны. Они стараются максимально экономить на оформлении документов и прохождении всех процедур проверки автомобилей. Подобные уголовные дела уже возбуждала Приморская транспортная прокуратура.
На сегодняшний день в Эра-Глонасс зарегистрировано 9,2 млн автомобилей. В АО "ГЛОНАСС" отмечают возросший спрос на использование кнопок SOS в автомобилях. Почти 300 тыс. сигналов от автомобилистов потребовали реагирования экстренных служб. Это потенциально спасенные жизни — практически, например, половина жителей всего Владивостока. Все чаще Эра-Глонасс, как добавляет оператор системы, в руках неравнодушных людей становится инструментом взаимопомощи, поддержки и спасения в любой точке России даже не в случаях дорожных аварий. Кнопку SOS нажимают, когда видят пожары или правонарушения, хотят быстрее вызвать скорую помощь, пользуются ей и таксисты при нападении на них со стороны подвыпивших пассажиров или грабителей.