Прошедшая неделя дала короткую линейку политических событий, зато каждое в ней — бронебойный снаряд. Лучше меньше, да лучше, говаривал классик. И конкретно в этот раз с ним сложно не согласиться. Мини-сенсацией можно назвать отмену 13-летнего приговора коммунисту и депутату ЗС ПК Артему Самсонову, который в день суда отправился из СИЗО домой. Есть подозрение, что на такое не рассчитывал и сам политик, превратив свое последнее слово на заседании если не в эпитафию, то в грозную филиппику российскому правосудию.
Губернатор Олег Кожемяко оказался под санкциями США. Туда же попали большинство его коллег из других регионов, но в случае с главой Приморья это выглядит еще более логично и заслуженно. В текущих политических условиях попадание в запретительные списки недружественных стран — все равно, что награда и признание.
Ну и депутаты ЗС ПК все-таки приняли скандальный законопроект, снимающий с них обязанность публиковать свои доходы. Здесь важны детали — только один народный избранник высказался против, но встретил среди товарищей лишь молчание.
Поворот в деле Самсонова
Неделя прошла под знаком правосудия. Слепая Фемида качала весами в разные стороны. Любая герметичная система стремится к сохранению энергии — если где-то что-то прибыло, то где-то должно убыть.
Приморский краевой суд в понедельник, 27 февраля, отменил 13-летний приговор депутату ЗС ПК Артему Самсонову, вынесенный в сентябре прошлого года Советским районным судом Владивостока. Новость об этом ушла далеко за пределы края, да и в самом регионе прогремела громко: многие считали историю Самсонова решенной и, если и ждали каких-то сюрпризов, то небольших и, разве что, в области размера срока.
Артем Самсонов перед приговором в 2022 году. Фото: ИА PrimaMedia
Тем не менее, дело скандального политика и некогда главного бунтаря приморской политической сцены отправили на пересмотр с новым составом судей, а самому депутату смягчили меру пресечения — с СИЗО на домашний арест.
В длинной и постоянно пополняющейся линейке громких уголовных преследований и суровых наказаний случай Самсонова смотрится белой вороной. Очень редко судебная система идет на такой слом ожиданий. Даже те, кто сочувствовал коммунисту, слабо верили в то, что апелляция каким-либо боком сработает — слишком тяжелой была статья и слишком окрепла традиция безрезультатных жалоб в вышестоящие инстанции.
Несмотря на то, что дело Самсонова не то, что не закрыто, но, по сути, переведено на стартовую позицию, сам этот рестарт превратился в сенсацию.
Вокруг решения суда возникло множество мнений и интерпретаций — от политической оттепели до простого исправления процессуальных нарушений. Информации мало, дело закрытое.
Подогрела комментарийность и недавняя встреча лидера КПРФ Геннадия Зюганова с Владимиром Путиным, где первый (естественно, только по счету) мог обратить внимание главы государства на административный и силовой прессинг своих подопечных. Пинимая во внимание, что партия горячо поддерживает "Донбасский консенсус", а ее представители превратились из раздражителей системы в цемент для нее, для давления тем более не видится причин.
"Отмена приговора Артему Самсонову стала для всех большой неожиданностью. Даже сам Самсонов, судя по последнему слову, не надеялся на подобный исход апелляции, — говорит политолог Вячеслав Беляков. — Сразу же возникли конспирологические теории: общение Зюганова с Путиным, судейский протест. Но мне больше всего нравится версия о том, что отмена приговора Самсонову — это подготовка к освобождению Ильи Митькина (известный в Приморье политтехнолог, работавший на думской кампании во Владивостоке в прошлом году — прим.ред.) Никакой связи и логики, но всего этого в деле Самсонова изначально было немного. Что до политических последствий этого решения, думаю, они будут минимальны. Участвовать в избирательной кампании из-под домашнего ареста у Самсонова не получится, да и желания, скорее всего, не будет. А другому кандидату в губернаторы от КПРФ в ряд ли что-то светит".
Политобзореватель Андрей Калачинский считает отмену приговора Самсонову "настолько хорошей новостью, что она похожа на чудо".
"Но какие основания для отмены приговора? Процедурные или аргументы защиты в пользу невиновности подсудимого? Давайте подождём новых слушаний этого дела", — говорит эксперт.
Стоило только Приморскому краевому суду отменить приговор Самсонову, как прокуратура вернула кармическое равновесие. Надзорный орган обжаловал слишком мягкий, по его мнению, приговор общественнику Сергею Мильвиту.
Ранее суд признал Мильвита виновным в покушении на мошенничество и назначил наказание в виде 4 лет лишения свободы условно, со штрафа в 100 тысяч рублей. Блогер был выпущен на свободу из зала суда.
В то же время, государственный обвинитель запрашивал для общественника наказание в виде 6 лет лишения свободы в колонии общего режима, со штрафом в размере 200 тысяч рублей. На чем и продолжает настаивать.
Санкционный губернатор
Целая плеяда министров, политиков и глав регионов РФ попала под новый пакет санкций МВД и Минфина США. В список закономерно вошел и губернатор Приморья Олег Кожемяко. В текущем моменте попадание туда для любого политика следует считать хорошим тоном.
Июль 2022. Олег Кожемяко оценил подготовку отряда добровольцев "Тигр". Фото: Пресс-служба правительства Приморья
Как следует из пресс-релиза Министерства внутренних дел США, глав регионов подвергают финансовым санкциям, так как в их обязанности входит призыв граждан на военную службу. Под санкции попали главы 48 регионов. В их числе помимо Олега Кожемяко находятся также главы Хабаровского края Михаил Дегтярев, Сахалинской области Валерий Лимаренко, Чукотки Роман Копин, Магадана Сергей Носов, Амурской области Василий орлов, Забайкальского края Александр Осипов, Камчатки Владимир Солодов и Бурятии Алексей Цыденов. В общем, проще было перечислить, кто туда не попал.
Санкции предусматривают блокирование всего имущества и имущественных интересов указанных лиц, если оно находится в США, под контролем или во владении лиц из США.
"В санкционную волну попали сразу несколько дальневосточных губернаторов. А уж Кожемяко находится в этом списке по праву, учитывая, какую позицию он принял в отношении событий на Донбассе, — считает политолог Павел Наливайко. — По большому счету, Кожемяко — один из немногих глав регионов, кто так часто бывает на передовой. Более того, именно глава Приморье одним из первых стал предлагать те или иные меры поддержки мобилизованных и их семей. В любом случае, это показатель и своеобразная оценка западом тех усилий, которые Кожемяко направляет на помощь нашим ребятам. С политической точки зрения, это, конечно, большой плюс главе региона. А с практической — никакого реального вреда это не принесет. У нас глава региона не был сторонником заграничных поездок и оффшоров".
По мнению Вячеслава Белякова, следует ожидать, что рано или поздно под санкциями окажутся все серьёзные должностные лица и все финансовые организации, не обеспечивающие нужный западу экспорт.
"Это реальность глобального геополитического противостояния, другого не дано, — считает эксперт. — Так что, на мой взгляд, гордиться здесь нечем. Ведь для российского губернатора санкции то же самое, что для врача неразборчивый почерк — просто данность. Конечно, отсутствие обязательного атрибута может вызывать подозрения у коллег, но здесь мы скорее уходим в плоскость юмора и фольклора, а не серьёзной аналитики".
По касательной санкции затронули и другую некогда влиятельную фигуру приморской политики. В список попали также более 10 российских финансовых организаций. В их числе и банк "Приморье", которым владеет жена экс-главы одноименного региона Сергея Дарькина Лариса Белоброва.
Некоторое время назад этот банк считался одним из самых популярных среди дальневосточников для оформления карт Union Pay за границей. Теперь же, после санкций, роль банка в работе с азиатскими странами может резко сократиться. В официальном комментарии финансовая организация рекомендовала всем клиентам, находящимся за рубежом, снять наличные средства.
И тишина…
Депутаты законодательного собрания Приморского края на февральском заседании приняли законопроект, позволяющий им не публиковать сведения о доходах. Закон вступиk силу с 1 марта.
Отныне на официальном сайте краевого парламента будет выкладываться лишь обобщенная информация об исполнении депутатами обязанности предоставить декларации о доходах, расходах, имуществе и о других операциях.
Единственным народным избранником, публично выступившим против этого новшества, стал бывший член фракции КПРФ, а ныне "свободный радикал" Геннадий Шульга. Он заявил, что принятие законопроекта подрывает принципы свободы слова и доступа к информации.
"Коллеги, обязанность депутатов публиковать информацию о доходах и имуществе возникла не на пустом месте. Это фактически последний механизм общественного контроля, благодаря которому избиратель всегда может узнать на какие средства живут депутаты и представители власти. Если мы сейчас одобряем ту инициативу, что мы публикуем обобщённые данные, то есть фактически засекречиваем имущество депутатов и их доходы. Соответственно, власть еще больше отстраняется от граждан. Эта инициатива представляет собой наступление на свободу слова и доступа к информации. Если раньше СМИ могли залезть в декларацию и найти какую-нибудь яхту, то сейчас доступ к этой информации будет закрыт", — отметил Геннадий Шульга
Интересно, что депутат адресовал призыв не поддерживать законопроект, прежде всего, к фракции КПРФ. Как выразился сам слуга народа, документ создан в интересах "богатых, чтобы не злить бедных", а в конце своего выступления заявил, что если его коллеги "настоящие коммунисты", то они знают, что делать.
Действительно, перед коммунистами возникла редкая возможность показать, если не зубы, то хотя колебания стрелки осциллографа, прикрепленного к политическому телу партии. Как в шахматах — когда противник буквально подставил тебе своего ферзя под удар. Но вместо того, чтобы кавалерийским наскоком рубить фигуру, коммунисты, деликатно не заметив позиции, решили в очередной раз куда-то двинуть уставшую от бессмысленных телодвижений пешку.
Слова Шульги как будто ушли в пустоту и остались не замеченными. На все его аргументы только председатель регламентного комитета Всеволод Романов, выступавший докладчиком по вопросу, ответил заученную скороговорку "региональное законодательство приводится в соответствии с федеральной инициативой".
Остальные же депутаты и вовсе не стали брать слово. Хотя традиционно выступления Геннадия Шульги обрастают многочисленными комментариями и вразумлениями от коллег.
Из 36 депутатов, присутствующих на заседании, 30 проголосовали положительно, 2 против, и еще 2 — воздержались.