Госдума приняла в первом чтении актуальный для Дальнего Востока законопроект о порядке регулирования северного завоза. В том числе в нем прописываются выделение субсидий на перевозки топлива и льготные тарифы на каботажные перевозки, а также создание единого морского оператора. Предполагается, что закон вступит в силу 1 сентября 2023 года, сообщает ИА PrimaMedia.
Законопроект правительство РФ внесло на рассмотрение парламента в конце февраля. "В целях построения эффективной системы управления северным завозом в законопроекте закреплено распределение полномочий между уровнями власти — федеральным, региональным и местным", — уточняется в пояснительной записке.
Северный завоз — доставка продуктов, медикаментов, топлива и других необходимых товаров в труднодоступные поселки и целые регионы, которые продолжительный период остаются отрезанными от остальных субъектов. Посредством северного завоза обеспечивается снабжение 25 регионов РФ.
Документ ранжирует грузы северного завоза. Так, к первой категории (жизнеобеспечения) предлагается отнести грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Это социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы. Перечень грузов первой категории будет утверждать правительство РФ.
Грузы второй категории — грузы для государственных и муниципальных нужд.
Грузы третьей категории — иные грузы, не включенные в первую и вторую категории.
Федеральный координатор северного завоза (его назначит правительство, предполагается, что это будет Минвостокразвития) будет определять ежегодную потребность в грузах северного завоза на трехлетний период, а также их номенклатуру и объем, условия договоров.
Перечень территорий северного завоза определит правительство РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.

Известный экономист в большом интервью ИА PrimaMedia обозначил жизненно важные приоритеты развития Дальнего Востока в текущих реалиях
Планируется создание единого морского оператора северного завоза. Он будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. По согласованию с федеральным координатором оператор будет утверждать маршрут и график движения судов. При этом основы ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза и правила регулирования тарифов на такие услуги определит правительство РФ.
Кроме того, согласно законопроекту, правительство определит перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, их финансирование планируется осуществлять с 2026 года в размере 100%/ Речь идет о внутренних водных путях, автомобильных дорогах, аэродромах, находящихся в федеральной собственности. Окончательный расчет будет возможен после утверждения правительством РФ полного перечня объектов, говорится в пояснительных материалах.
Законопроект также предусматривает предоставление бюджетных кредитов для замещения коммерческих кредитов, выдаваемых юридическим лицам на закупку грузов жизнеобеспечения.