Как покупают рыбу и морскую капусту, как это отличается от трат в Приморье и Хабаровском крае, выяснили эксперты Платформы ОФД, СберАналитики и Дальневосточного банка Сбера. Для анализа использовалась агрегированная обезличенная информация о продажах из сетевой и традиционной торговли, онлайн— и офлайн-каналов розницы, поступающая в адрес компании "Платформа ОФД" (крупный оператор фискальных данных страны, ежедневно обрабатывает 50-55 млн кассовых чеков, с более 1,1 млн онлайн-касс в России), а также информация о предпочтениях и потребностях от СберАналитики.
Эксперты выявили следующие изменения потребительского спроса.
Изменение спроса за январь-февраль 2023/2022 в "категориях-маркерах" по рыбной продукции:
Красная рыба — средний чек покупки (средние траты покупателя за одно посещение торговой точки) в целом по стране — 576 рублей, на 24% выше уровня прошлого года. Размер трат по РФ на 43% выше, чем в Приморском крае, и на 25% выше, чем в Хабаровском крае. Число покупок красной рыбы по всей стране год к году снизилось на 32%. При этом в Приморском крае снижение составило 41%, а в Хабаровском крае наблюдался рост на 21%
Копченая рыба — средний чек покупки в целом по стране — 618 рублей, на 31% выше уровня прошлого года. Размер трат по РФ на 47% выше, чем в Приморском крае, и на 32% выше, чем в Хабаровском крае.
Число покупок копченой рыбы по всей стране год к году выросло на 12%. При этом в Приморском крае рост составил 18%, а в Хабаровском крае наблюдалось снижение на 19%.
Морская капуста — средний чек покупки в целом по стране — 189 рублей, на 21% выше уровня прошлого года. Размер трат по РФ на 52% выше, чем в Приморском крае, и на 62% выше, чем в Хабаровском крае.
Число покупок морской капусты по всей стране год к году снизилось на 14%. При этом в Приморском крае снижение составило 5%, а в Хабаровском крае наблюдалось снижение на 15%.
Эксперты "Платформы ОФД" и СберАналитики отмечают, происходит перераспределение потребительского интереса в рамках группы рыбных продуктов. На этот процесс оказывают влияние множество факторов, в том числе общемировая тенденция роста себестоимости товаров в данной категории, снижение объемов вылова красной рыбы в 2022 году на Дальнем Востоке, сложности в логистике, смещение покупательского спроса в бюджетные сегменты.
Анализ показывает, россияне в начале года отдавали предпочтение копченой рыбе, гораздо меньше приобретая красную рыбу (объемы ее продаж снижаются не первый год). Спрос на морскую капусту так же ниже.
Однако в регионах, исторически обеспечивающих страну дарами моря, картина покупок отличается. За первые 2 месяца 2023 года в Приморском крае продажи красной икры упали, копченой рыбы — выросли, а в Хабаровском крае, наоборот, фиксировались противоположные тренды. Однако в части розничной реализации морской капусты ситуация в двух регионах схожая.
Средний чек покупки по стране на категории-маркеры рыбной группы — на 40-50% выше, чем в Приморском и Хабаровском крае.
В тексте упоминаются финансовые услуги ПАО Сбербанк.