Поставки, перевозка и последующая продажа товаров — традиционно одно из ведущих направлений бизнеса во Владивостоке, стоящем на берегу Японского моря вблизи Японии и Китая. Однако, несмотря на десятилетия опыта, предприниматели продолжают сталкиваться порой с самыми неожиданными трудностями, которых можно было бы избежать при грамотной юридической поддержке. Подробнее о том, как сделать товарный бизнес в Приморье безопасным и спокойным в интервью ИА PrimaMedia рассказала Елена Бондаренко, адвокат с более чем 12-летним опытом и партнер адвокатского бюро "Савицкас, Бондаренко и Партнеры".
Вступление
— Сегодня мы говорим с вами о юридической поддержке бизнеса в сфере поставок, перевозки и продажи товаров. Насколько хорошо адвокатское бюро "Савицкас, Бондаренко и Партнеры" знакомо с этой индустрией?
— Мы работаем со всеми ключевыми направления бизнеса, которые часто встречаются в нашем городе. Так уж сложилось, что на юридическом аутсорсинге у нас находятся в основном компании, занимающиеся товарным бизнесом, в том числе компании-перевозчики автомобилей. Это очень популярное направление бизнеса в Приморье. В адвокатском бюро "Савицкас, Бондаренко и Партнеры" мы накопили большой опыт юридической работы в этой сфере и готовы поделиться им со своими клиентами.
— В каком формате адвокатское бюро может сотрудничать с представителями бизнеса?
— В первую очередь хочется обратить внимание на такой формат, как юридический аутсорсинг. Это регулярное и зачастую удаленное ведение вашей бизнес-документации опытными адвокатами. Он позволяет избежать большинства критических ситуаций, которые впоследствии приходится решать уже в суде с гораздо более существенными потерями.
Для компаний, которые работают с физическими и юридическими потребителями, аутсорсинг особенно удобен. Как правило, у них очень большой объем исходящей документации: договоров, спецификаций, актов. Все это можно один раз хорошо продумать, сделать, а далее только поддерживать и изредка корректировать. Кроме того, для каждой компании мы разрабатываем свой пакет условий юридического сопровождения, который будет удобен именно ей и именно в ее сфере.
— Есть ли какие-то негативные моменты, которые из раза в раз встречаются в ваших рабочих кейсах с представителями бизнеса?
— Да. Зачастую бизнес не осознает свои риски даже в малом. Например, в получении корреспонденции. Информирование об этих деталях — тоже важная часть нашей работы. Так мы всегда говорим клиентам о необходимости стабильно, хотя бы дважды в неделю проверять почту по своему юридическому адресу. Это нужно делать регулярно, вменить кому-то в обязанности. Иначе это может обернуться большой проблемой. Если речь идет о взаимоотношениях между организациями и поставках дорогостоящей техники, оборудования, то это уже арбитражный суд и риск миллионных убытков. А дело все может быть в том, что компания вовремя не проверяет почту и недобросовестно относится к своему бизнесу.
На этот счет есть разъяснение Верховного суда, которое гласит, что если вы не получили какую-то важную корреспонденцию — это ваши риски. Потом невозможно отменить или оспорить решение суда, даже если у вас есть все доказательства своей правоты. На суде вас не было, документы вовремя вы не предоставили. Компании часто не осознают весь масштаб катастрофы, казалось бы, такого незначительного момента, как неполучение почтовой корреспонденции.
О потребительском терроре
— Какие самые распространенные проблемы бизнеса, связанного со сферой продаж, вы помогаете решать?
— Из-за отсутствия правильно составленных документов компании, работающие с покупателями, особенно продавая товары онлайн, нередко сталкиваются с таким явлением, как потребительский террор или так называемым злоупотреблением покупателями своими правами в рамках, но на грани закона.
Вот, например, я — продавец, нахожусь во Владивостоке, и распространяю товары по всей России онлайн. Отправляю клиенту товар, допустим, в Тверь. И вот через несколько месяцев нежданно-негаданно у меня арестовывают карту, с нее списывается определенная сумма денег по судебному постановлению, исполнительному производству. До этого я не получал никаких повесток из Твери, ничего я не видел, никак не взаимодействовал с этим регионом кроме как, когда продал покупателю товар.
Оказывается, покупатель решил вернуть товар как некачественный. Может, это действительно и так. Однако оспорить это у меня возможности уже не будет. Дело в том, что по закону о защите прав потребителей покупатель может подать в суд в своем регионе, а не в том, где находится продавец. Это его право. Вот только судебная повестка хранится на почте всего 7 дней и, как правило, в принципе не достигает адресата. Получается, что продавец узнает об инциденте существенно позже, не имея возможности повлиять на ситуацию.
Почему удаленный правовой помощник — одно из самых эффективных решений для юридической поддержки предпринимателя
С предпринимателя эта сумма списывается просто потому, что он не получил повестку из региона покупателя — она просто не дошла. Но и на этом все не заканчивается. В тот момент, когда предприниматель один раз проиграл суд за некачественный товар, и с него по судебному решению были списаны деньги с учетом всех штрафных санкций, потребитель говорит: "Ты долго отдавал мне деньги, я с тебя еще и неустойку взыщу". Это еще две стоимости товара. Бизнесмен в таких случаях разводит руками: "Это замкнутый круг. Я опять не получил уведомлений. Опять узнал обо всем только в суде. Что мне делать?". Так потребитель может взыскивать средства с предпринимателя практически бесконечно долго и оставаться при этом в рамках закона.
Закон о защите прав потребителей предусматривает всевозможные санкции для продавца: неустойка за неисполнение обязательств, за не вовремя полученный ответ на претензию, за неисполнение требований по обмену некачественного товара, за неоплату, когда уже был взыскан долг, за моральный вред и многое другое. А из-за отсутствия информированности о происходящих разбирательствах у продавца, как правило, нет и шанса отреагировать вовремя. В итоге стоимость проданного изначального товара увеличивается в два, три, а то и пять раз.
Во избежание подобного потребительского террора и важно защищать сторону бизнеса. Всего этого можно было бы избежать, заключив с покупателем договор, в котором прописаны все условия взаимодействия, включая случаи получения некачественного товара.
Мы хотим донести до компаний, что от того, насколько грамотно будет составлен их договор с покупателем, и насколько добросовестно они будут исполнять свои обязательства по договору, зависит сумма, которую с них впоследствии смогут взыскать.
О важности профилактики
— Можем ли мы говорить о том, что юридический аутсорсинг бизнеса может существенно снизить вероятность возникновения проблемных ситуаций и необходимости решать их в суде?
— Во многих случаях юридический аутсорсинг действительно помогает бизнесу избежать неприятных судебных тяжб. Конечно, есть непростые ситуации, которые невозможно полностью исключить, но и тогда грамотная правовая помощь, оказанная вовремя, позволит выйти из ситуации с минимальными потерями.
Так еще на первом этапе, если пришла претензия по неисполнению, по некачественному исполнению или неполному исполнению обязательств эти вопросы можно решить путем грамотного ответа либо частичного удовлетворения требований и не доводить дело до суда.
Важно понимать, что задача адвоката — не выиграть как можно больше судебных дел, а как можно больше ситуаций вообще не довести до суда, либо уже в суде заключить мировое соглашение. Мы работаем по принципам профессиональной юридической помощи. Адвокат — это профессиональный советник по правовым вопросам. Это значит, что его задача — разрешить проблему, а не во что бы то ни стало получить положительное судебное решение.
— А сейчас нередки случаи, когда бизнес приходит уже в тяжелых ситуациях?
— К нам периодически обращаются уже тогда, когда все случилось, и впереди суд. На стадии судебных разбирательств мы можем представлять интересы компании в суде, снижать неустойки, заключать мировые соглашения, чтобы все-таки выйти на какие-то взаимовыгодные условия.
Я так понимаю, что дело в особенностях российского менталитета: мы обращаемся к любому специалисту лишь тогда, когда уже случилось. Мы идем за решением проблемы, а не ее предотвращением. И именно это мы и хотим изменить.
Справка: Адвокатское образование под руководством Ирены Савицкас было создано во Владивостоке еще в 2003 году. Тогда был учрежден адвокатский кабинет. По мере того, как был накоплен опыт и знания, в партнерстве с Еленой Бондаренко в 2010 году появилось адвокатское бюро "Савицкас, Бондаренко и Партнеры". В дальнейшем к команде партнеров бюро присоединилась адвокат Оксана Пашаева. Адвокаты и юристы бюро имеют большой положительный опыт по ведению дел в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, правоохранительных органах. Они ведут работу по юридическому сопровождению коммерческой деятельности предпринимателей, представляют интересы доверителей в органах муниципальной и государственной власти.