Автосообщество просит "отменить необоснованное сложение мощности электромашины и ДВС гибридных автомобилей при расчете транспортного налога". Это нововведение может обрушить спрос на экологичный транспорт, который по всему миру пользуется налоговыми послаблениями, уверены автовладельцы. Кроме того, вопрос исчисления мощности гибридных автомобилей до сих пор остаётся открытым, из-за чего в разных регионах налог рассчитывают по-разному, сообщает ИА PrimaMedia.
"К новостям об электромобилях добавлю информацию про гибриды. Покупали машину жене в марте этого года. Купили гибрид Honda Vezel. На момент покупки в ПТС стояли только лошадиные силы двигателя ДВС, электродвигатель не учитывался до 1 марта. Но вот после первого марта теперь, переоформляя гибрид, у вас в ПТС будут сложены л.с. двигателя ДВС и л.с. силовой установки. Так вышло и у нас. Машина после регистрации добавила 35 лошадей. Соответственно, это всё к транспортному налогу дополнительные расходы", — такой информацией поделился в социальных сетях один из автолюбителей.
Автомобили должны были быть доставлены собственникам в Магадан, но подозреваемые зарегистрировали их на себя и продали
Между тем проблема давно муссируется автосообществом, в социальных сетях образовались тематические группы, где участники делятся перепиской по данному вопросу с Госавтоинспекцией, Минфином и сертификационными лабораториями (самую подробную информацию можно найти в телеграм-канале "Гибриды и ГИБДД" 12+)
Существует петиция с требованием "отменить необоснованное сложение мощности электромашины и ДВС гибридных автомобилей при расчёте транспортного налога".
"После суммирования сумма налога может вырасти в разы. Допустим, за гибрид Honda Accord при 145 л. с. я заплачу 2030 рублей, а при 312 л. с уже 30400 рублей. Налог платится ежегодно, и это съедает эффект от экономии бензина", — рассказал один из автовладельцев.
Изначально ФНС разослала письмо Минфина России от 06.02.2023 № 03-05-04-04/9167 по вопросу определения мощности двигателя автомототранспортного средства, имеющего несколько двигателей, для исчисления транспортного налога.
Минфин указал, что при наличии в транспортном средстве одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания.
Если в транспортном средстве установлено два электродвигателя, то необходимо учитывать суммарную максимальную 30-минутную мощность двух электродвигателей.
Разная уточняющая информация появлялась в связи с тем, что новая система исчисления налоговых сборов создавала почву для разночтений. Например, автомобили, выпущенные для внутреннего рынка Японии, не имеют в характеристиках понятие "30-ти минутная максимальная мощность".
Автовладельцы стали обращаться в суд, требуя пересмотреть завышенную, по их мнению, сумму налоговых начислений.
Несколько прояснилась ситуация после разъяснений Минфина в отношении автомобилей последовательного типа. Ведомство сообщило, что "для целей исчисления транспортного налога в отношении автотранспортного средства с комбинированной энергоустановкой параллельного типа следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность ДВС. При исчислении транспортного налога в отношении автотранспортного средства с комбинированной энергетической установкой последовательного типа мощность ДВС, не имеющего механической связи с трансмиссией и предназначенного для выработки электроэнергии, не учитывается".
Сообщение министерства разъяснил эксперт одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко.
"Согласно уточняющим данным, при расчёте транспортного налога нужно опираться на принципы взаимодействия гибридной установки с колесами, то есть мы суммируем только те мощности, которые приводят в движение непосредственно колеса. Например, в гибридной системе автомобиля Nissan e-Power с двигателем объёмом в 1,2 л колёса работают только от электромотора, никаких совместных режимов работы нет. Руководствуясь уточняющим письмом, считать нужно только мощность этого электромотора", — комментирует эксперт.
Однако письма и рекомендации государственных органов не относятся к нормативно-правовым актам. Как считать налог, решают сотрудники ГИБДД в разных регионах. Кто-то "по старинке" включает в расчёты мощность двигателя внутреннего сгорания, который в данном случае является генератором. Кто-то считает мощность электромотора. И это первая проблема, с которой сталкиваются автовладельцы.
Вторая проблема заключается в отсутствии консенсуса относительно машин, у которых два мотора взаимодействуют с колесами — и двигатель внутреннего сгорания, и электромотор, но одновременно этого не происходит — они приводят колёса в движение попеременно. И здесь уже начинают появляться нюансы.
МВД России. Фото: Скриншот
"У одного автовладельца получается доказать ГИБДД, что считать нужно только мощности одного из этих моторов, у другого нет, потому что ситуация неоднозначная — и один, и второй моторы приводят в движение колёса, совместного режима работы не предусмотрено. Поэтому у сотрудников ГИБДД нет чёткой единой позиции по этому вопросу. Всё зависит от того, как руководители Госавтоинспекции трактовали уточняющее письмо и донесли информацию своим сотрудникам", — поясняет Денис Максименко.
Остаются несколько городов России, где мощности электромашины и ДВС гибридных автомобилей до сих пор не суммируют. Среди них Владивосток, Биробиджан, Чита. При этом в одном регионе, где только начинают практиковать нововведения, сумму налога могут по-разному рассчитывать в разных лабораториях.
Интересно, что понятие суммарной мощности гибридной установки было введено в разных странах, когда на улицах стали появляться первые гибридные машины. Суммировались мощности ДВС и электроматора, но, как правило, не пиковые, а с учётом расхода ресурсов на приведение в движение различных устройств автомобиля, которые никакого отношения к гибридной установке не имеют. Такой подход эксперты считают наиболее справедливым.
"У нас же пытаются суммировать мощности гибридной установки по максимуму, потому что в нормативно-правовой базе нет соответствующих уточняющих положений. Из этого растут большие разногласия", — комментирует Денис Максименко.
Стоимость литра самого популярного Аи-95 может подтянуться к 55 рублям
Понятие совокупной мощности гибридной установки следует прописать законодательно, путём внесения изменений в "Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств". Такой оценкой делится эксперт. Либо стоит выбрать другой способ исчисления налога. Например, в Беларуси транспортный налог рассчитывается, исходя из массы автомобиля.
"Либо нужно принципиально менять подход к этим машинам, потому что сложилась ситуация, когда на один и тот же автомобиль в разных регионах начисляют налог по-разному. Или там, где только начинают суммировать мощности гибридов, за машины, поставленные на учёт раньше, автовладельцы платят по минимуму, а тот, кто не успел, вынужден платить гораздо большую сумму. Наконец, не стоит забывать, что гибриды считаются одним из самых экологичных видов транспорта. Во многих странах мира владельцы таких машин пользуются различными льготами", — говорит Денис Максименко.
Конечно, понятие экологичности относительное, потому что вопрос эффективной утилизации отработавших свой срок аккумуляторов гибридных авто и электрокаров до сих пор остаётся открытым. С другой стороны, весь мир идёт навстречу "зелёному" транспорту с меньшим расходом бензина. В Китае гибрид Huawei входит в ТОП-10 автомобилей года. На Поднебесную приходится 60% мировых продаж электрокаров и гибридов.
Что такое рестомод, как можно объединить "Волгу" и "щуку", и почему в музее "Гайдзин" в столице Дальнего Востока можно увидеть самое невероятное
В России же фискальная политика не предусматривает послаблений ни гибридным машинам, ни "электричкам".
Авторы петиции просят "определить законодательно порядок проведения исследования фактической мощности электромашин гибридных автомобилей. Учесть при этом различные типы гибридных установок. Решить вопрос целесообразности излишнего налогообложения владельцев гибридных автомобилей. Отменить ранее изданные НПА по суммированию мощности гибридных автомобилей при расчете транспортного налога касаемо ГИБДД, налоговых органов".
В действующем виде система исчисления транспортного налога приводит к падению спроса на гибриды, заключают они.
Отметим, по данным Автостата, доля легковых электромобилей и машин с гибридной силовой установкой в России составляет почти 0,5%, или 214 555 автомобилей (статистика на апрель 2023 года) от общего парка легковой автотехники в России количеством 45,4 млн машин. Из общего числа электрокаров и гибридов 88% приходится на гибриды (например, Toyota Prius) и лишь 10% — на полные электромобили. Оставшиеся 2% составляют подключаемые гибриды.