В столице Приморья совсем недавно открылся необычный музей японских машин "Гайдзин", которые вполне могут считаться раритетными, есть там и восстановленные авто, рестомод и совсем новинки. Пока автомобильный край, откуда в Россию в 90-е хлынул поток иномарок, обретает новые символы и сохраняет историю — оценить забытую "щуку" или "сайру" предлагает ИА PrimaMedia.
Во Владивостоке давно сформировались сообщества любителей уже ставших раритетными "японок". Эти люди с увлечением могут обсуждать, чем отличается MarkII 71 кузова от следующего поколения, как найти эксклюзивный руль, собираются на открытие "сезона", делятся новостями, успехами, лайфхаками, отправляются в путешествия. Среди них есть настоящие "кулибины", которые могут своими руками восстановить машину практически "из ничего", а есть те, кто готов вкладывать любые средства, чтобы увидеть "своего красавца" почти в стоковом состоянии — "как с завода". Чем же их привлекает это дорогостоящее хобби, какие машины во Владивостоке самые ценные и редкие, и почему "доводить их до идеала" можно годами?
В музее представлено около 30 машин. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
История восстановления или как можно соединить "Волгу" с иномаркой
Один из молодых представителей этой тусовки — Илья. По образованию он инженер-механик, работает в логистике и туризме. Но большую половину жизни у него занимает его любимое хобби — восстановление машин. На выставке "Гайдзин" представлено одно из его "детищ" — Nissan Homy в 23-м кузове, 1984 года выпуска.
"Я очень люблю старые автомобили, у меня было более 30 японских автомобилей старше 88-го года выпуска. Этот год считается переходным, когда сменилось автомобильное направление, стилистика, формы. Именно эпоха 80-х наиболее близка мне, по нескольким причинам: там были квадратные “топорные" формы авто, надежные и ремонтопригодные силовые агрегаты, интереснейший функционал кузова. На самом деле машины тех лет не сильно уступают современным, а по некоторым параметром многократно превосходят, например, богатой отделкой салона", — с улыбкой глядя на свой синий микроавтобус говорит мастер на все руки.
Илья — владелец Nissan Homy. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Настоящий поклонник японского автопрома за свой относительно небольшой водительский стаж владел несколькими десятками машин. В его послужном списке — пять экземпляров Nissan Laurel в 32-м кузове, Skyline в 30-м и 31-м кузове и Nissan Cedric W430 в самой редкой комплектации.
Редчайший Nissan Cedric W430. Фото: предоставлено владельцем автомобиля
"Если углубиться в историю автомобилестроения, то была, грубо говоря, космическая эра — эпоха 70-х годов, когда концерны приближали автомобили по своему виду и функционалу к космическим кораблям, их наделяли немыслимыми на те года функциями, огромным количеством хрома и “тумблеров".
В середине 70-х начался топливный кризис, и автопроизводители были вынуждены подстраиваться под финансовую ситуацию, уменьшать объемы двигателей, оптимизировать различные процессы, вот именно в это время на свет начали появляться, на мой взгляд, автомобили с гениальной инженерией, где были реализованы самые смелые фантазии проектировщиков, до которых не просто дотянуться сейчас. Зато их абсолютно спокойно можно эксплуатировать в режиме реального времени, даже несмотря на то, что машинам уже более 30 лет", — разъяснил Илья.
По его словам, современные автомобили потеряли "душу", но стали более экологичны — зато ухудшилось качество и ремонтопригодность. Теперь для починки небольшой детали в авто меняют целый агрегат — узлом. Хотя раньше можно было его разобрать и заменить одну часть, по цене сопоставимую с 1% от стоимости ремонта всего узла.
А старые машины он покупал и сам восстанавливал до эксплуатационного состояния. Бюджеты их были относительно смешные — половина из его машин была куплена до 100 тысяч рублей. Зато позже, в ходе ремонта в них вкладывалось гораздо больше. К примеру, в синий "микрик", который представлен на выставке, уже вложено более 600 тысяч рублей, хотя и это не предел. Ведь по факту старенький Nissan Homy был в таком состоянии, что "строил" он его практически с нуля. В целом, во Владивостоке средний ценник качественного восстановления авто — от 1 млн рублей, а реставрации — от 3 млн.
Реставрация — это доведение автомобиля до стокового, заводского состояния. Восстановление же предполагает ремонт машины до эксплуатационного состояния. А дальше необходим соответствующий уход и хорошая стоянка.
Самое интересное, что свой синий фургон Илья сразу после ремонта вывез на настоящую проверку. На следующий же день после окончания трехлетней "стройки" в сентябре с друзьями и собакой он отправился в путешествие на Алтай.
"Я люблю две вещи: старые автомобили и путешествия. И решил совместить их. Поэтому эта машина создана для дальних поездок. К слову, когда мы выехали на ней, через пять дней мы уже сидели по уши в грязи на берегу Телецкого озера в Республике Алтай и все мои "выведения чистоты подкапотного пространства" были под слоем грязи", — рассказал он с гордостью глядя на свое создание.
Почитатель стилистики Vanlife, Илья создал свой дом на колесах: с оригинальной панелью, сиденьями и обшивкой кабины он восстановил гидроусилитель, кондиционер, электрический люк. Внутри салон обшил деревом, но как оказалось это всего 5% от плана по работам там. К примеру, кроме холодильника внутри он собирается сделать полноценный жилой модуль с возможностью полностью автономно находится в любой точке земного шара, куда реально проехать на колесах. В ближайшее время он планирует обеспечить автобус полным приводом.
Вообще-то первой его машиной была "Волга" — "Газ-24", которую он тоже восстановил и проездил на ней 50 тысяч км. А потом купил Toyota Celsior и соединил две машины: "морду" приварил от Celsior, как и подрамник, мотор и низ кузова, а сверху "накинул" кузовщину "Волги". Такой "эксперимент" отъездил еще 30 тысяч км.
Стиль жизни или олдскульный автомобильный Владивосток
Еще один участник сообщества Оldschool JDM Vladivostok, участники которого владеют авто до 1989 года, — Дмитрий. Его увлечение "японками" началось еще пару десятков лет назад. После восстановления семейной "Короллы" 1985 года, он купил Toyota Soarer 1981 года выпуска и теперь знает в ней почти каждую деталь. Люксовая модель заднеприводного купе после почти 30 лет эксплуатации к нему попала в очень плохом состоянии, поэтому и начался ремонт. Стоит отметить, что удовольствие этого дорогое и совсем не относится к экономии средств. К примеру, рестомод — сохранение внешнего вида автомобиля "как с завода", но с модифицированной технической начинкой, у героя обошлось более чем в 1 млн рублей. Полная разборка, ремонт подвески, восстановление металла и салона — все это заняло несколько месяцев.
Дмитрий, владелец Toyota Soarer. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
"Вообще автомобили, которые я восстановил, цены не имеют, потому что они для меня много значат, это частичка меня и даже не только меня, еще и моей семьи, потому что они разделяют мое увлечение", — рассказал Дмитрий.
Таких как у него красавцев "сайр" во Владивостоке штук пять. Конечно, это не сравнится с почитанием в Приморье легендарных "черностоев" Toyota Mark II, кузовом х70 и х71, которых по краю из-за популярности в свое время наберется штук 100. Хотя Дмитрий отмечает, что машины тех лет по технической части более-менее все унифицированы с точки зрения эксплуатационных характеристик — Soarer, Celica, Cresta. Только Crown стоит особняком из-за "рамы". Но все они ценятся в автомобильном Приморье именно за свою долговечность — "их и в хвост, и в гриву гоняют, потом там немножко подшаманили, лоск навели и он опять на ходу". По его словам, у современных машин обычного бизнес-класса технические показатели сравнимы со спорткарами 80-х годов, они могут быть быстрее и более устойчивыми на дороге.
"Я согласен, что современная машина комфортная, удобная, у меня есть машина и 2000-х, но на совсем новую ее менять не хочу, потому что в тех машинах есть индивидуальность. Если вы посмотрите на современные машины, они все как инкубаторские. Может быть есть какие-то различия по дизайну, они современные, красивые, безопасные, но мне это неинтересно", — заявил Дмитрий.
Совсем новые машины действительно безопасные, комфортные, быстрые, удобные, но нет в них изюминки, признается он. Поэтому часто и ажиотажа они не вызывают.
"Есть избитая фраза: "Раньше машины делали инженеры, сейчас машины делают маркетологи". Я не говорю, что плохо делают. Может быть где-то попадается автомобиль, который может зацепить взгляд, на котором можно остановить свое внимание, но это допустим из 1000 штук пять моделей", — добавил он.
Только ты и машина — так он охарактеризовал притяжение к старине.
"Когда ты садишься в такую машину, ты понимаешь — из электроники минимум. У меня только электростеклоподъемники. АБС нет, гидроусилитель механический. Ты понимаешь, что целиком твое поведение на дороге зависит только от тебя. Чувствуешь, что ты управляешь машиной, а не машина управляет тобой", — настаивает Дмитрий.
Как появился "Гайдзин"
Еще один увлеченный японским раритетом — основатель музея "Гайдзин" во Владивостоке Виктор Олейник. Эта идея к нему пришла после посещения тематических музеев в Москве, Санкт-Петербурге, Дубае (ОАЭ), Белоруссии. У него такой же азарт к машинам, как и у других участников сообщества — "глаз горит".
Виктор Олейник. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
"Максимально у меня одновременно в пользовании было семь машин. Автомобили разные были. Например, джип для морских прогулок, Chaser "сотик" — на каждый день, Mitsubishi GTO черная — на "поездить". А иногда просто скупал интересные модели, уникальные. Часто хотелось владеть всем. Но это "все" негде было ставить", — объясняет он.
Так и появился музей "японок" во Владивостоке.
"Я увидел пример в Москве. Но ведь Приморье — это старт пути этих машин в Россию, это уже часть нашей культуры. Начал думать, как это все сделать. Некоторое время ушло на то, чтобы собраться с мыслями, идеями, прикинуть возможности, и кого можно приобщить к этому делу. Мы только открылись, а уже машины стоят, и это еще не все. Я дал толчок этому месту. Нашел через друзей помещение. Мы создали здесь условия и развиваемся потихоньку", — рассказал Виктор.
Самая старая модель на выставке пока — Toyota Crown 79-го года. Самая новая и одна из самых дорогих — Supra 2019 года (порядка 4 млн рублей). Еще есть Silvia S15 от местного дрифтера Виктора Легай.
"В среднем цена каждой машины тут с учетом ремонта и вложений — за миллион. Владение ретро-автомобилем — это вливание денег, содержание этой машины. Если хотите такой автомобиль приобрести, то должны понимать, что будете в него вкладывать. Но это для души. Цель нашего музея — объединить все, что делается в нашем городе, всю нашу автомобильную культуру, сохранить ее историю и иметь возможность показать ее нашим детям, следующему поколению. Чтобы можно было прийти и сказать: "Твой дедушка на такой машине катался. А твоя бабушка вот на такой машине ездила". Сейчас это все чисто на частных добровольных началах", — с гордостью за свое начинание рассказывает Виктор.
Он объяснил, что больше всего любителей "японок" все же на Дальнем Востоке. По России тоже есть люди, которые приобщены к этому увлечению, но их совсем мало. Через 10-20 лет — таких "железных коней" почти совсем не останется на дорогах, и они станут на вес золота. Уже сейчас в Японии и Европе возвращают машины обратно, есть спрос — это 80-я Supra, Skyline, 32 и 33 GTR. К примеру, среди дрифтеров номер один по агрегатам — знаменитый двигатель 2JZ на 154 коробке.
"Реставрация машин — очень узкий рынок. Немного людей в стране готовы пройти этот путь", — поясняет он, перечисляя список машин на выставке — отданный под реставрацию Nissan Bluebird 1983 года в 910 кузове, восстановленные Toyota Soarer 1982 года, родстер Mazda MX5. Nissan Laurel 86-го года (доставшаяся внуку от дедушки, почти в идеальном состоянии, все это время просто стояла в гараже), два турбовых Toyota Mark II "самурай", Tourer V (хозяин там все поменял на новое и практически не ездит — у него это как модель под стеклом). Есть "японский" Ferrari, названный так потому, что делался концерном Mitsubishi наподобие моделей тех лет — Twin-турбовая Mitsubishi GTO. Эта машина еще известна тем, что долгое время держала первенство на соревнованиях в Америке по подъему на холм в "Гонке в облака".
Гендиректор Владивостокского автомобильного терминала Виталий Марченко рассказал ИА PrimaMedia о специфике работы в новых реалиях
У каждой машины своя очень интересная история. Но есть в музее и "уголок" современных машин.
"Мы стараемся показывать не только старые машины, но и какие-то выборочно новые. На разного ценителя и посетителя. Здесь стоит свежая Crown Majesta. Действительно, замечательный автомобиль, который считается эталоном в плане комфорта, бизнеса. Есть легендарная свежая Supra. Многие относятся скептически к этой машине, потому что она с мотором от BMW — эдакий гибрид Toyota и BMW. Все привыкли восхвалять 80-ю Supra, которая показана в фильме "Форсаж". Есть Mazda MX-5 (вошла в Книгу Рекордов Гиннеса как самый массово продаваемый спорткар) и RX-8 (автомобиль получил номинацию как самый безопасный автомобиль года, потому что посредине конструкции шла балка плюс "кокон" для водителя). Мы же идем в ногу со временем, появляется что-то новое, интересное. Люди, которые приходят сюда, так же могут оценить. Кто-то может поспорить, подискутировать, но в целом классно", — считает основатель музея.
Многие машины отреставрированы в Приморье с нуля, но таких "кулибиных" единицы. И работа эта высокооплачиваемая, а очереди к мастерам — на месяцы вперед. Автосервисов в регионе хватает, но ради небольших денег и при этом долгосрочного ремонта мало кто за него берется, тем более что на простом потоке обслуживания спецы зарабатывают проще и больше. Некоторые владельцы из-за этого сами собирают свои автомобили, хотя не каждый готов за такое взяться, нужен и инженерный склад ума и другие навыки и знания.
"В 90-е все было на классических началах, проще, многие детали можно было купить. Культа реставрации не было: разбиваешь один автомобиль, едешь и покупаешь другой. После какого-то времени уже, когда эти машины начали переходить в разряд ретро-автомобилей, появилось понятие реставрации во Владивостоке. Сначала этот процесс был реставрационный: покраска, вытяжка, разбор до нуля, покупка каких-то запчастей, стыковка. Сейчас дошло до того, что многие запчасти не купишь. Поэтому появились современные технологии и реставрация шагнула дальше — есть технология 3D принтера. Если нет какой-то запчасти, то мы можем сделать ее на 3D принтере. Есть отдельные мастера, которые реставрируют определенные детали, допустим, фары. Таких единицы, потому что рынок небольшой, и людей, готовых вложить достаточно большие средства в это, тоже мало. Среди новинок по восстановлению — краски на особых основах, новые подходы в шпатлевании, локальная вытяжка деталей и другие технологии", — пояснил Виктор.
Обладатели японок 80-х годов не раз попадали в неприятные ситуации, когда можно поставить автомобиль на ремонт на месяц, а в итоге через год его забрать, и то с горем пополам. Хотя люди готовы платить за результат. Поэтому совет от бывалых: прежде чем поставить кому-то автомобиль, стоит узнать, что он делал, как делал, результаты посмотреть, отзывы реальных людей поспрашивать, узнать про сроки.
Эксперты раритета в Приморье отметили, что самым старым японским авто можно признать Nissan Silvia в C311 кузове 1965 года — она одна в России. Самая технически продвинутая для своего времени — Soarer 80-х годов, у этой машины практически первой появились сенсорная панель, CD-чейнджер, датчик топлива и масла, бортовой компьютер, управляемая подвеска, круиз контроль, сенсорный климат контроль — те "навороты", которые потом перекочевали в остальные автомобили. В Приморье была полностью отреставрирована, а не восстановлена черная Nissan Fairlady Z s30 1974 года. Из самых затюнингованных и переделанных — Supra 80-я, широкая пятнистая Toyota Celica, на которой заменено практически все.
Mazda Savanna RX-7, Nissan Skyline и три Nissan Silvia разных поколений. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
К слову, редкие детали владельцам старых авто приходится искать по всему миру. К примеру, Дмитрий заказывал стоп-сигналы на Corolla из Австралии, а габариты покупал в Малайзии. Зато крышку багажника найти до сих пор не может. Поэтому и все работы и любой ремонт таких машин стоит в 2-3 раза дороже, но оно того стоит, считают почитатели.
Даже в музее видно, что в мире автомобилей тоже есть мода. И сейчас она пошла на вид "как с завода". Если раньше люди хотели поставить спойлеры, обвесы, наклейки и прочее, то сейчас все сводится к исходной "картинке", правильным оригинальным колесам, заниженной подвеске, без всего лишнего.
"Тренды были разные. Когда в 90-е завозили автомобили, людям было достаточно того, что есть. С появлением тюнинг-опций спрос был на обвесы, колеса, на какие-то дополнительные девайсы в салон. Допустим — накладка на руль, сидушки, подстаканники, красивые диски, спойлер. В 90-е очень была популярна аэрография, рисунки животных. С выходом фильма "Форсаж" началась новая "философия" тюнинга — турбина, широкие колеса, модифицированная подвеска, обвесы, спойлер, "губы", пороги, неоновая подсветка. Это был 2001 — но в регионе мало что было продвинутого. Люди сами лепили обвесы из пенопласта, строительной пены, скупали для "тюнинга" женские колготки. А сейчас писк моды — стоковое состояние, хотя аэрография осталась эксклюзивом", — рассказал основатель музея.
Он признает, что люди стали чаще менять машины, мало кто хочет вкладываться серьезно в одну и ездить на ней годами. А вот раньше тратили на нее все сбережения — делали музыку, салон, разрисовывали. Сейчас более обывательский подход изменил расстановку на рынке. Хотя и остались в Приморье и на Дальнем Востоке те, кто реставрирует машину десятилетиями — "поставил в гараж и разбирает до болтика в течение 10-15 лет".
"После выхода фильма "Форсаж" в 2001 году мой сосед купил Toyota Carina — "щуку", сделал ее в стиле "Форсажа", а потом купил Nissan Silvia 81 года у деда в огороде вросшим, ржавым. Начал реставрацию и до сих пор продолжает. Мне тогда было 14 лет, сейчас — 30. Это большая история. Он до сих пор в ней что-то делает. Ситуация такая, что человек уже сживается с этим автомобилем", — поделился историей из жизни Виктор.
А свою любовь к эсклюзиву сам объясняет просто — привязанность к эпохе, в которой он взрослел, проникался субкультурой, приобщался к процессу и "сливался" с машиной.
"Тот сосед, который реставрировал "щуку", и привил мне любовь к машинам. Когда у нас пацаны гуляли, тусили — я крутил гайки в гараже. После школы у меня появилась Mazda MX-5, и пошло-поехало. Мне нравится дорога, мне нравится куда-то ехать. И неважно куда — нравится сам процесс передвижения", — пояснил он.
Машины в гараже "Гайдзина" — каждая как личность, со своей историей, невзгодами, болячками и чудесами воскрешения. Но, возможно, именно это привязка к "железу" и невероятные эпопеи больше говорят о "хозяине".
"Каждый автомобиль — это индивидуальный проект каждого человека. Отражает нас. Говорят, что питомцы чем-то похожи на своих владельцев — так и с автомобилем. Мы с их помощью что-то задаем и показываем. Как говорилось: "Такая только у меня и у Майкла Джексона". А такая — только у меня. Mazda — она такая одна. Soarer — такой один. Это самовыражение, своя личная философия, свои мысли. И такие как мы объединяются, создаются клубы, движения. Собственно, поэтому и появилось такое место. Если бы таких людей не было, такое пространство бы не образовалось", — объясняют все вместе рассказчики.