Уже этой осенью Владивостокский государственный университет ждут большие перемены: к традиционным для вуза направлениям подготовки добавятся новые — инженерные специальности.
Программы будут продолжать модель практико-интегрированного обучения, которая реализуется в ВВГУ на протяжении последних 10 лет. Для этого вуз не только привлекает к работе опытных педагогов, но и готовит для студентов высокотехнологичные лаборатории.
Одна из них — лаборатория автоматизации и робототехники. Она станет неотъемлемой частью обучения студентов направлений "Автоматизация технологических процессов и производств" и "Мехатроника и робототехника" и позволит им не только ознакомиться с базовыми принципами работы различных аппаратов, но и самим прикоснуться к созданию автоматизированных линий, программных систем и механизмов, которые будут использоваться на реальных предприятиях.
Интеграция науки, образования и производства
Автоматизировать можно не только оборудование на заводе, но и практически любые процессы. В качестве примеров автоматизации можно привести "умные" здания, диспетчерские системы, системы сигнализации и пожаротушения в офисе или квартире, пульты управления и т.д.
А технические устройства, которые находятся в движении и эти бутылки выдувают, наполняют, уже относятся к мехатронике. Получается, что эти процессы тесно связаны между собой, поэтому и образовательные программы мы запускаем одновременно.
Обучать студентов, моделировать с ними проекты и претворять их в жизнь будут опытные Сотрудники лаборатории робототехнических систем Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, а также двух лабораторий Института проблем морских технологий им. академика М. Д. Агеева ДВО РАН: лаборатории робототехнических систем и лаборатории интеллектуальных информационных систем для морских роботов.
Преподаватели постоянно работают над собственными научными исследованиями и привлекают к ним ребят.
"Автоматизация и робототехника — самые передовые области инженерии на сегодняшний день. Они активно развиваются во всем мире, в том числе на Дальнем Востоке. Острие этого направления — интеллектуальные информационные технологии. Это "мозги" всех устройств, которые используются на предприятиях. Чем "умнее" устройство, тем выше качество продукции и производительность компании", — говорит кандидат технических наук, заведующий лабораторией автоматизации и робототехники Александр Зуев.
По словам кандидата технических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории автоматики и робототехники ВВГУ Алексея Кацурина, именно созданием "электронных мозгов" и будут заниматься студенты. В процессе обучения ребята получат обширные знания и после университета смогут выбрать для себя сферу, в которой им будет интересно работать: можно стать как IT-специалистом, так и разработчиком и настройщиком технических устройств, а также научным сотрудником.
Алексей Кацурин. Фото: пресс-служба ВВГУ
Для этого лабораторию оснастят самым передовым оборудованием: роботами, мехатронными и атоматизированными комплексами, компьютерами, контроллерами, системами технического зрения и другими устройствами.
Весь образовательный процесс будет сосредоточен на практике: уже с 3 курса студенты вместе с преподавателями смогут создавать продукцию, которую будут использовать предприятия-партнеры из Приморья. Важно, что заказчиком может выступать компания из абсолютно любой сферы: от гостиницы или банка — до завода или фабрики.
"В лаборатории мы не занимаемся теоретическими разработками, а доводим их до практического использования. Сотрудничая с предприятиями и вовлекая в эти процессы студентов, мы даем человеку возможность с этим багажом знаний и умений идти на работу, — считает доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией робототехнических систем Института автоматики и процессов управления систем ДВО РАН Владимир Филаретов. — У нас есть примеры, когда после университета выпускники внедряли свои разработки и достигали больших успехов на предприятиях".
Александр Зуев и Владимир Филаретов. Фото: пресс-служба ВВГУ
Работая в лаборатории, студенты учатся программированию, взаимодействию с аппаратными средствами, изучают электротехнику и механику и даже учатся создавать компьютеры.
Работа = творчество
Как отмечает заведующий лабораторией Александр Зуев, Приморье — бурно развивающийся регион, который остро нуждается в перспективных и хорошо подготовленных кадрах. Благодаря современному подходу к образованию, участию в международных конференциях, стажировкам и практикам, студенты смогут найти применение своим знаниям сразу после университета.
"У нас есть очень показательный пример. Завод "Аскольд" несколько лет назад закупил технологическую линию, оборудование, но на предприятии не было специалиста, который смог бы с ним работать. В итоге оборудование просто стояло, там вышли из строя датчики, приводы. А наш выпускник устроился туда — и через несколько месяцев все заработало. Просто потому что у него были необходимые знания", — делится Александр Зуев.
Современное производство подразумевает высокую степень автоматизации, поэтому выпускники однозначно не останутся без работы как в крае, так и во всей России.
ВВГУ активно сотрудничает с Дальприбором, заводами "Изумруд", "Варяг", "Прогресс" и "Аскольд", судостроительным комплексом "Звезда", а также академическими институтами ДВО РАН. Каждое из предприятий готово брать студентов на стажировки и практики, а после трудоустраивать.
Работа над созданием лаборатории в ВВГУ уже началась. Постепенно она будет заполнена всем необходимым для обучения и работы. Полноценный учебный процесс в стенах лаборатории начнется у студентов направлений "Автоматизация технологических процессов и производств" и "Мехатроника и робототехника" на старших курсах.
Напомним, как подчеркнула ректор ВВГУ Татьяна Терентьева, Инженерная школа ВВГУ создается на крепкой ресурсной основе — интеллектуальной, технологической, материальной, в содружестве с индустриальными партнерами, ведущими российскими вузами и академическими институтами. В том числе, АО "Приморский газ" (группа ПАО "Газпром"), ООО "Криотехиндустрия", РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Газпром корпоративный институт.