Надежда на возрождение экспедиционных круизов, которых Владивосток не видел со времен СССР, приказала долго жить. Круизы по морскому заповеднику Приморья и между Владивостоком и Сахалином, запланированные на летний сезон 2023 года, отменены. Тем не менее, ряд приморских СМИ продолжает анонсировать эти события. Что же на самом деле происходит с круизной сферой в Приморье, корр. ИА PrimaMedia выяснили у организаторов.
Возрождение круизов
Лето прошлого 2022 года ознаменовалось запуском первого в современной истории России морского круиза, стартующего из Владивостока. Это был тур на судне "Академик Шокальский" по заповедным местам Дальнего Востока стоимостью от 282 тысяч рублей за 6 дней путешествия. Организатор — компания "Панарктик Стар" реализовала тогда два круиза, задействовавших Владивосток: Владивосток — Сахалин в июле и Сахалин — Владивосток в сентябре.
Спрос на экспедиционный тур из столицы Приморья есть и будет еще больше: заверяет оператор
Несмотря на бурную дискуссию, развернувшуюся вокруг стоимости путешествия, интерес людей к круизам, включающих Приморье, оказался достаточно высоким. Места были быстро раскуплены. Преимущественно жителями центральной России из Москвы и Санкт-Петербурга.
Что сегодня
Два экспедиционных тура со стартовой точкой во Владивостоке были запланированы на 2023 год. Фото: panarcticstar.ru
В текущем же году "Панарктик Стар", согласно официальному сайту компании, запланировали уже два круиза. Повтор программы "Владивосток — Сахалин", а также новый тур исключительно по Приморью. Однако продажи закрыты. И, как оказалось, вовсе не потому, что места раскуплены.
"Владивосток в прошлом году прошел отлично. Всем всё понравилось: организация, питание. В целом весь круиз людям понравился, они вернулись к нам опять в этом году, но уже на другие рейсы. Если в прошлом году мы делали всего 4 рейса по Дальнему Востоку, то в этом уже 12 рейсов, в том числе и с участием звезд. Интерес к круизам достаточно высокий, спрос аналогичный", — рассказал представитель "Панарктик Стар".
Однако столь позитивный опыт в итоге не поспособствовал продолжению именно приморских круизов. По словам заместителя гендиректора оператора круиза — компании "Панарктик Стар" Леонида Зиченкова, в текущем сезоне 2023 года не планируется ни одного круизного маршрута, задействующего Приморье. Причиной тому послужили внутренние организационные процессы, подробнее о которых компания предпочитает не говорить.
Что же касается планов на 2024 год, то на данный момент организаторы еще не приступали к планированию следующего сезона и будут принимать решения по окончании сезона текущего с учетом всех рабочих моментов и ошибок, если они случатся.
А как было раньше
Напомним, что никаких подобных экспедиционных круизов в современной истории Владивостока еще не было. Ценителям этого уникального вида отдыха приходилось отправляться как минимум на Камчатку или Сахалин, чтобы стартовать оттуда, а как максимум — в далекую Ушуайю на другой конец Земли, чтобы оттуда отправиться в экспедицию к берегам Антарктиды.
Буклет. Фото: forums.airbase.ru
С 1962 года XX века по морской акватории региона ходил круиз "По морям и землям Дальнего Востока". В то время не существовало понятия "экспедиционный", но, по современным меркам, он был таковым. Маршрут включал в себя красоты Приморья, Камчатки, Сахалина, Курильских островов. Фактически, сегодняшние экспедиционные круизы по Дальнему Востоку, частично повторяют тот самый, первый маршрут "По морям и землям Дальнего Востока". На первом рейсе загрузка судна, несмотря на активную рекламу, была небольшая: всего 79 из 340 мест, однако в последствии теплоход заполнялся полностью. Полюбоваться богатствами Дальнего Востока приезжали и москвичи, и ленинградцы. Закончилась история дальневосточного круиза вместе с историей СССР. С тех пор и до 2022 года из Владивостока экспедиционные круизы не запускались.
В целом на сегодняшний момент Россия занимает лишь 2% мирового круизного рынка, а Дальний Восток и Арктика — всего 0,2%. В феврале 2022 года года была принята Концепция развития круизного туризма в России, рассчитанная до 2024 года. Одни из основных зафиксированных там задач — увеличение числа морских и речных круизов в стране, а также повышение их доступности и привлекательности для людей.