О проблемах сокращения аудитории, сложностях работы в социальных сетях, влиянии специальной военной операции на деятельность печатной прессы в регионах поговорили в рамках десятого юбилейного МедиаСаммита (12+). Спикером мастер-класса "Российская пресса: Год перелома" стал секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала "Журналистика и медиарынок" Владимир Касютин, сообщает ИА PrimaMedia.
Спикер разделил свое выступление на пять основных тем: СВО, соцсети и "принт", подписку на газеты и демографию, "визуал" и объединение региональной прессы в медиахолдинги.
![Мастер-класс "Российская пресса: Год перелома"](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/3712/3711812.jpg)
Мастер-класс "Российская пресса: Год перелома". Фото: ИА PrimaMedia
Про влияние СВО на деятельность печатной прессы
Свою речь эксперт начал с рассказа об изменении отношения региональной печатной прессы к освящению темы специальной военной операции. По его словам, первые несколько месяцев журналисты обходили тему стороной, люди были в ступоре и не знали, как реагировать на происходящие события.
"В мае прошлого года я был в Перми, там мы ничего не говорили про спецоперацию. Ко мне подошел один из редакторов и спросил, почему "мы как про покойника ничего не говорим про это, но тщательно обсуждаем все остальное". Я ответил, что нужно было задавать вопросы. Тогда про СВО никто не писал на страницах местных газет, непонятно было, что с этим делать. Многие пребывали в истерике, кто-то был в ступоре, кто-то рассуждал об этом, кто-то радовался. В общем было по-разному, но мало, кто об этом писал. Ситуация кардинально поменялась в сентябре прошлого года, когда мы проводили конкурс среди редакций в Сочи. Мы уже увидели, что на страницах изданий появилось много материалов. Тогда в нашем конкурсе первое место среди журналистских материалов занял текст из Пензенской области про парня, который погиб. Потрясающий вышел материал, без слез невозможно читать" — уточнил Владимир Касютин.
Также спикер пояснил, что власти почувствовали поддержку со стороны регионов. Немалую заслугу в этом он видит в деятельности региональных газет.
"Говоря про перелом — власти осознали, что они смогли опереться именно на "провинциальную страну". Они обратили взгляд на регионы, потому что видят, кто больше участвует в спецоперации — люди из сельских территорий. В этот момент многие издания "пробились" в информационное пространство. В итоге мы имеем больший интерес общества и власти к "провинциальной стране", имеем больший интерес к местным газетам", — рассказал он.
![3712574.jpg](https://primamedia.ru/f/266x136/3713/3712574.jpg)
О годовом планировании в условиях СВО, частых ЧП и важности хороших новостей в современных реалиях
Про работу журналистов-газетчиков в социальных сетях
Эксперт отметил, что сотрудникам печатных СМИ сложно конкурировать с молодыми блогерами за аудиторию в интернете из-за особенностей формата. Людям более интересно читать про развлечения.
"Достаточно долго редакции не могли показать в соцсетях серьезные результаты. В этом году я был в Воронежской области, и там есть СМИ, которые демонстрируют хорошие показатели — около 100 тысяч просмотров своих материалов. Многие коллеги научились работать с аудиторией, соперничая с непрофессионалами — блогерами. Это дело неблагодарное, потому что проще всего заниматься развлечениями и писать о себе. В интернете выигрывают молодые, потому что у них больше круг общение, там больше находится молодых людей и, соответственно, они лайкают и интересуются контентом таких же как они. Люди постарше привыкли работать с серьёзным контентом. Но сейчас редакции уже научились по-настоящему работать в социальных сетях, а не формально", — рассказал Владимир Касютин.
Переход на онлайн-площадки вызвал дополнительные проблемы в работе для сотрудников печатной прессы. Они начали отходить от серьезных тем к более простым и легким текстам в формате социальных сетей.
"Это привело к серьезной проблеме, которую я вижу по материалам в нашем журнале. В прошлом году мы опубликовали несколько материалов тех, у кого получается писать для социальных сетей. У них видна радость от того, что это получается, а также нежелание работать "по-старому" для бумажных газет. Ты приходишь в соцсеть, пишешь коротенький текст или ставишь коротенькое видео, подборку фотографий. После этого ты — герой, у тебя масса позитивных откликов. Начинаешь задумываться, а что лучше, что проще. Больше нет желания работать по-традиционному — это для нас угроза, потому что успех развращает, — отметил он. — Мы не можем превращаться в блогеров, которые мыслят только картинками, видео и маленькими текстами. Из-за этого мы теряем свою квалификацию, конкурентное преимущество и становимся одними из тысяч людей, которых полно и без нас. Поэтому надо учиться работать на двух языках. В интернете нужно помнить, что ты должен быть легким, коротким и быстрым".
![Мастер-класс "Российская пресса: Год перелома"](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/3712/3711813.jpg)
Мастер-класс "Российская пресса: Год перелома". Фото: ИА PrimaMedia
Про подписку и демографию
Печатные СМИ теряют свою аудиторию из-за убыли населения в регионах, добавляет эксперт. А доставка свежих газет становится совсем уж невыгодным делом.
"Мы понимаем, что у большинства редакций очень плохо с подпиской. Кроме тех, у кого есть собственная доставка, а таких немного. Многие издания стали отказываться от нее из-за нехватки подписчиков газет. Например, есть такая газета "Вперед" в городе Троицк в Челябинской области. У них была полная доставка, но они стали убирать ее из-за того, что население исчезает в селах. Доставка становится невыгодной. Мы понимаем, что процесс убывания населения происходит не только на востоке и севере, но и на территории центральной России. Это процесс мировой, когда люди из небольших сел уезжают в крупные и большие города. Доставка становится невыгодной", — поделился Владимир Касютин.
При этом спикер подчеркнул, что катастрофы пока нет. В некоторых регионах тиражи сокращаются, а где-то стоят на месте из-за серьезного развития розничных продаж, и этот фактор может удержать ситуацию на местах.
Изменения в оформлении районных газет
Огромную роль в изменении верстки и оформления местных печатных СМИ сыграли региональные журналисты, которые "уделали" столичных профессионалов в области дизайна газетных полос.
"В последние пять — семь лет в стране появилось множество газет, которые сверстаны лучше, чем московские. И все это замечательное многообразие сделали два человека, которые занимаются редизайном местных газет. Это не столичные какие-то люди, которые берут за такую работу сумасшедшие деньги. Это Сергей Мешавкин, который был редактором газеты в Пермском крае, а также Сергей Савуткин, приехавший из Казахстана в город Миасс в Челябинской области. Они работают с районными редакциями по вменяемым ценам. Это стало трендом, потому что около 20% изданий прошли через эту процедуру. Мы понимаем, как это важно быть современной газетой с хорошей версткой. Редизайн несет за собой серьезные вещи, которые меняют технологии работы", — отметил спикер.
![3711014.jpg](https://primamedia.ru/f/266x136/3712/3711014.jpg)
Эксперты со всей России собрались во Владивостоке на профильном мероприятии
Напомним, что 10-й Дальневосточный МедиаСаммит 2023 (12+) — крупнейшее медиа-коммуникационное мероприятие Тихоокеанского региона для специалистов СМИ, PR и блогосферы. Ключевая цель отраслевого форума — объединение медиасообщества для обсуждения и решения актуальных вопросов в сфере массовых коммуникаций Дальневосточного федерального округа. Участниками ежегодного мероприятия, которое ведет свою историю с 2014 года, становятся представители масс-медиа всех регионов Дальнего Востока, зарубежных СМИ, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также ведущие отраслевые эксперты России.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2023 выступают Приморское отделение Союза журналистов России, Союз журналистов России, при поддержке правительства Приморского края, Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив". Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро".
Информационные партнёры мероприятия: Редакция "ФедералПресс" (16+), Интернет-портал "Российской газеты" (16+), Радио DFM (16+), Ретро FM (16+), Общественное телевидение Приморья (16+), hh.ru (0+), Сетевое издание "VLADNEWS" (18+), Сетевое издание "Primorye 24" (18+), 8 телеканал (12+), Радио "Ви-Би-Си" (12+), Радио "Лемма" (0+), Дальневосточный Медиа Центр (18+), Дальневосточный глянцевый журнал [OFF] (18+), Радиостанция Новое радио (12+), Сеть кинотеатров “Иллюзион” (0+).