Как нельзя показывать людей с инвалидностью в медиа, как устроено их медиапотребление и какой язык коммуникации с особенными людьми выбрать, рассказали эксперты Сбера. Дискуссия "Как ценности инклюзии изменили наши медиа и что сделать сегодня, чтобы увеличить свою аудиторию завтра" состоялась на полях Дальневосточного Медиасаммита (12+), сообщает ИА PrimaMedia.
Пресс-центр Сбера работает самыми разными клиентами, в том числе, с инвалидностью. Принципы равенства и инклюзии помогают сотрудникам создавать коммуникацию без барьеров. На площадке Медиасаммита они разобрали на реальных кейсах, как эти принципы могут изменить медиа и их аудиторию.
"Сбер работает по ESG-принципам, в которые зашит постулат S-social. То есть мы должны способствовать устранению социального неравенства, в том числе, в контексте коммуникаций. Очень важно то, как вы будете рассказывать об этой теме, как будете презентовать своих спикеров, как будете подавать контент, чтобы он воспринимался всеми. Не секрет, что Сбер занимает одну из лидирующих позиций в инклюзивном банкинге. Для нас важна забота о людях с разными потребностями, разными особенностями здоровья", — открыла дискуссию специалист по внутренним коммуникациям Дальневосточного отделения Сбера Дарья Васина.
Дискуссия "Как ценности инклюзии изменили наши медиа и что сделать сегодня, чтобы увеличить свою аудиторию завтра". Фото: ИА PrimaMedia
По данным специалистов, 39 миллионов человек не узнают себя в рекламе. Чувствуют, что продукты и сервисы созданы не для них, потому что медиаконтент обходит тему инклюзии стороной либо искажает действительность. Поэтому Сбером обобщены некоторые правила, о которых нужно знать людям, работающим с транслированием контента обществу. Например, дизайнерам важно знать, что при графическом изображении людей с инвалидностью очень важно не искажать иллюстрации с ассистивными устройствами (колясками, протезами, тростями и т. д.). Каждая деталь в иллюстрации очень важна, так как это часть человека, которая для него несомненно важна. Есть несколько важных принципов для журналистов и копирайтеров:
- Важен не медицинский диагноз, а сам человек (не инвалид, а человек с инвалидностью);
- Если упоминание особенности его здоровья необходимо, то правильно сначала говорить о человеке, а далее — об особенности (не слепой, а незрячий человек, не даун, а человек с синдромом Дауна, не аутист, а человек с аутизмом);
- Не давайте субъективных оценок состоянию человека, например, "тяжёлая форма";
- Не употребляйте термин "недееспособный". Недееспособным человека можно признать только по решению суда;
- Вместо "человек с ограниченными возможностями" говорите "человек с ограниченными возможностями здоровья, человек с особенностями восприятия, передвижения, слуха.
Фотографам важно знать следующее:
- Перед съёмкой необходимо согласие модели или опекуна. Согласие должно включать пункт о том, кто будет просматривать визуальный контент;
- Акцент нужно делать на человеке, а не на его особенностях. Если это всё-таки необходимо — сделайте это этично;
- Сценарий фото не должен быть направлен на то, чтобы вызвать чувство жалости;
- Не нужно показывать людей с инвалидностью в страдании и одиночестве;
- Не стоит использовать актёров без инвалидности, чтобы изобразить людей с инвалидностью — скорее всего, это будет гротескно и стереотипно.
Чтобы коммуникация осуществлялась на равных, на фото или в тексте человек с инвалидностью не должен изображаться в образе жертвы, героя с невероятными способностями или максимально невинного человека, добавляют спикеры. Обо всех правилах равной коммуникации команда Сбера рассказала в своём бесплатном гайде (6+).
Команда также представила собственные проекты, благодаря которым Сбер налаживаем коммуникацию с людьми с ОВЗ и облегчает их жизнь. Таким кейсом, например, стала установка музыкальной колонки в отделении банка в Хабаровске. Теперь колонка со звуком в формате моно в одном канале, словно маяк, помогает слабовидящим клиентам без труда попасть в отделение. Такие колонки команда Сбера планирует установить и в других городах России. Есть также практика оборудования банкоматов для слабослышащих и слабовидящих людей. А также — практика адаптирования контента в корпоративных медиа Сбера под людей с любыми ограничениями здоровья.
Ещё один кейс работы с людьми с ОВЗ — "Школа радости" от Сбера. Этот проект помогает развивать слух слабослышащих детей с помощью обучения игре на фортопиано. Уроки ребятам преподают студентки института искусств. К проекту уже присоединилось 63 ребёнка. В будущем эту работу планируют масштабировать.
"Это один из самых добрых и действительно полезных проектов, которые я знаю. Именно поэтому он охватил огромное количество детей с нарушениями слуха. Они очень внимательные, чуткие, старательные и действительно заинтересованные в этом проекте. Они слышат низкий тембр, но слышать звуки в верхнем регистре им гораздо сложнее, поэтому громкость повышается до максимума, и всё получается. За полгода проведенных занятий наши ребята уже выступили на пяти концертах. Эти уроки стимулируют те зоны, которые работают плохо, и положительно влияют на память, координацию, моторику, воображение. Организация таких массовых занятий — чуть ли не единичный случай в практике страны. Я благодарна судьбе, что работаю в Сбере", — поделилась руководитель проекта "Школа радости" Олеся Тринёва.
Следующая идея создателей проекта — раскрасить всем миром, по кирпичику, унылое здание, где проходят занятия ребят.
Ещё один добрый проект Сбера — театральный. В рамках этого проекта режиссёр, автор документальных и инклюзивных театральных проектов, лауреат национальной театральной премии Золотая маска Виталий Фёдоров занимается с детьми, в том числе, с синдромом Дауна, подготовкой театральных постановок. Этот проект также нашёл огромный отклик, и обязательно продолжит жить, отмечают спикеры. По их твёрдому убеждению, ценности инклюзии должны изменить корпоративное волонтёрство. Создателям медиа же важно не забывать, что их смотрят, слушают и читают совершенно разные люди. И чем разнообразнее будет контент, тем больше и лояльнее — аудитория.
Виталий Фёдоров. Фото: ИА PrimaMedia