В рамках образовательного блока Медиасаммита (12+) опытный юрист и член квалификационной комиссии Адвокатской палаты Пермского края Владимир Куранов провел мастер-класс "Новые законы: все, что важно медиа о них знать". В нем он рассказал о новых правилах регулирования рекламы в интернете, в том числе и среди блогеров, об особенностях работы с персональными данными, а также о рисках распространения фейков, сообщает ИА PrimaMedia.
Реклама или нет?
Самый весомый блок мастер-класса был отведен под рекламу. Именно в этой сфере достаточно много нововведений и подводных камней для журналистов и рекламодателей. Сложности начинаются на самом старте, с вопроса: а что, собственно, является рекламой, а что — нет.
"Всегда важно иметь юридическое понимание того или иного термина. Оно может отличаться от привычного нам бытового. Когда мы говорим о рекламе, мы всегда подразумеваем, что это информация о товаре, услуге, компании или торговой марке, задача которой — привлечь наше внимание, сформировать интерес и побудить совершить конкретное действие, например, приобрести товар или услугу", — говорит Владимир Куранов, ссылаясь на п.1 ст. Закона о рекламе.
мастер-класс Владимира Куранова "Новые законы: все, что важно медиа о них знать". Фото: ИА PrimaMedia
Если все эти критерии присутствуют, то такая информация приобретает статус рекламы и должна соответствовать всем требованиям Закона о рекламе: иметь возрастную маркировку, быть добросовестной и так далее.
Однако, несмотря на наличие юридического определения рекламы, на практике, отмечает эксперт, отличить одного от другого бывает непросто ввиду некоего противопоставления Закона о рекламе Закону "О защите прав потребителей". Так, например, последний обязует продавца, изготовителя или исполнителя, то есть оппонента покупателя, предоставить ему объемный набор информации о себе. В том числе наименование компании, ОГРН, ИНН, адрес, режим работы, информацию о товаре, работе, услуге. И именно на этой почве нередко и возникают споры. Является этой рекламой или же просто предоставлением данных для удобства потребителя?
Не считается рекламой:
— информация о товарах и услугах на официальном сайте или соцсетях производителя;
— обзор нескольких товаров в видеоролике или публикации блогера;
— органичная интеграция с публикации или видеоролике.
Однако во всех этих случаях предоставление данных может быть признано рекламой, если отдельному товару или услуге уделяется особое внимание, а информация о нем преподносится избыточно положительно. На такую рекламу распространяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе.
"В каждом конкретном случае,если дело дойдет до Федеральной антимонопольной службы (ФАС), правоприменитель будет вникать в конкретную ситуацию и исходить именно из нее", — отмечает Владимир Куранов.
Особняком стоит вопрос правового регулирования социальной рекламы, которая остается вне коммерческой сферы, но все еще побуждает потребителя к каким-либо конкретным действиям. Так, например, ФАС заявила, что размещение информации о социальных предпринимателях на сайтах поставщиков не противоречит Закону о рекламе и рекламой не является. Размещение информации о проводимых вебинарах на сайте госоргана ФАС также сочла справочной и не подпадающей под действие закона о рекламе.
Нововведение в сфере рекламы и права
Из новшеств в сфере законодательного регулирования рекламы Владимир Куранов отметил законопроект, предложенный ФАС, но еще не внесенный в Госдуму РФ. Он предполагает расширение сфер, на которые не распространяется действие Закона о рекламе.
мастер-класс Владимира Куранова "Новые законы: все, что важно медиа о них знать". Фото: ИА PrimaMedia
Это размещение информации об однородных товарах на сайтах интернет-агрегаторов, в которые входят популярные в России маркетплейсы, а также данные об адресе интернет-страницы, выданные поисковой системой для доступа к сайтам третьих лиц. В обоих случаях не должно быть основной цели продвигать товар на рынке.
Эксперт также обратил внимание собравшихся на то, что несмотря на все богатство русского языка, с 1 сентября 2022 года любая реклама в интернете в обязательном порядке должна четко маркироваться без попытки как-либо завуалировать рекламную подачу.
"На сегодняшний день подход достаточно однозначный: только слово "реклама". Сегодня в Роскомнадзор передаются не только сведения обо всех сделках и договорах, но и информация о каждом рекламном сообщении, включая уникальный токен, идентификатор", — напомнил эксперт.
Также ФАС разъяснили тонкости работы медиа и обратили внимание на то, что информация в пресс-релизах должна четко разделяться на справочно-информационную и рекламную.
О блогерах
Отдельно прозвучала позиция ФАС в отношении мессенджера Telegram (18+), но, по мнению Владимира Куранова, это можно экстраполировать и на другие подобные сервисы. Так в ФАС считают, что информация, распространяемая между двумя пользователями, рекламой не считается, а вот если она используется для донесения широкому кругу пользователей — это уже реклама.
Причем, отмечает Владимир Куранов, количество подписчиков в вашем канале или блоге не имеет принципиально значения в этом случае. Правила касаются всех в одинаковой степени.
"Если если вы ведете блог, вы должны, в целом, как любой гражданин соблюдать действующее законодательство. Когда вы что-то пишете, вы можете затронуть авторское право, можете коснуться Закона о рекламе, вы можете оказаться в сфере действия законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации", — отметил Владимир Куранов.
Персональные данные
Еще более непросто выглядит ситуация с регулированием рекламы, которая затрагивает вопрос безопасности персональных данных пользователей. В настоящий момент, согласно Закону "О персональных данных", действует общий запрет на рекламу по сетям электросвязи без согласия пользователя. Дело в том, что в рассылке задействованы те персональные данные, по которым его можно идентифицировать: адрес электронной почты, имя, телефон.
мастер-класс Владимира Куранова "Новые законы: все, что важно медиа о них знать". Фото: ИА PrimaMedia
В новом законопроекте ФАС предлагает запретить распространение рекламной информации отдельно во всплывающих push-уведомлениях и других коротких сообщениях без предварительного согласия пользователя. Владимир Куранов смотрит на нововведение весьма скептически, считая, что новая норма фактически дублирует существующую и может создать ряд юридических трудностей для рекламодателей.
"Завтра у нас может появиться еще 54 новых способа передачи информации. Неужели по каждому мы будем принимать новый закон? Но, действительно, если говорить в целом о тенденциях российского законодательного поля, количество законодательных актов возрастает почти в геометрической прогрессии. При том большая часть документов это не новые законы, это внесение изменений в текущий закон", — говорит Владимир Куранов.
Вне контекста рекламы вопрос о защите персональных данных также является краеугольным камнем для журналистов. Как отмечает эксперт, чаще всего проблемы начинаются тогда, когда распространение персональных данных позволяет идентифицировать человека не прямо, а по косвенным признакам.
"Какой то волшебной таблетки, которая точно нам позволит провести границу, где уже персональные данные, а где — нет, нам не дают. Но в Законе "О персональных данных" предусматривается возможность обработки их как раз журналистам. То есть предполагается, что такая обработка проводится без согласия", — говорит эксперт, имея ввиду обезличивание героев публикации в целях защиты их персональных данных.
Фейки
Не обошел стороной эксперт и актуальную в медиасфере тему о распространении фейков. Здесь, считает Владимир Куранов, ключевой момент заключается в том, что наказывается распространение заведомо ложной информации под видом достоверной.
"Это наиболее уязвимый момент статьи, потому что, если мы говорим, что информация заведомо ложная, то административный орган и суд должны доказать, что человек изначально знал, что информация не соответствует действительности. Доказать это сложно", — говорит эксперт.
Также важно обратить внимание на то, что ответственность наступает не просто за сам факт распространения информации, а за последствия, которые наступают после этого.
"О последствиях нам говорится размыто — распространение информации создает угрозу. Чему? Создание угроз — это в целом оценочное понятие. Законодательство связывает это с наступлением каких-то последствий. А как оценить наступила ли угроза?" — говорит Владимир Куранов, отмечая, что из-за расплывчатости формулировок подвести под статью можно очень многое и журналистам стоит быть предельно осторожными в этой области.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2023 выступили Приморское отделение Союза журналистов России, Союз журналистов России, при поддержке Правительства Приморского края, Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив". Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро".
Информационные партнёры мероприятия: Редакция "ФедералПресс" (16+), Интернет-портал "Российской газеты" (16+), Радио DFM (16+), Ретро FM (16+), Общественное телевидение Приморья (16+), hh.ru (0+), Сетевое издание "VLADNEWS" (18+), Сетевое издание "Primorye 24" (18+), 8 телеканал (12+), Радио "Ви-Би-Си" (12+), Радио "Лемма" (0+), Дальневосточный Медиа Центр (18+), Дальневосточный глянцевый журнал [OFF] (18+), Радиостанция Новое радио (12+), Сеть кинотеатров “Иллюзион” (0+).