Как журналистам действовать в экстренной ситуации? Как предотвратить и устранить последствия громкого скандала? Как грамотно планировать работу редакции наперед? Богатым опытом, накопленным за 18 лет в журналистике и 10 лет на посту руководителя в крупном СМИ поделилась главный редактор РИА "ФедералПресс" Наталья Оксак. Мастер-класс "Действия редакции в случае громкого ЧП, скандала, происшествия федерального масштаба" прошел в рамках Медиасаммита (12+), сообщает ИА PrimaMedia.
Планирование
Большое внимание в рамках структуризации работы редакции "ФедералПресс" уделяется планированию. Традиционно под это выделяется первая неделя нового года, когда информационных поводов достаточно мало, и нагрузка на журналистов не такая большая. В первую очередь редакция работает над событийным планированием, учитывая календарь памятных дат, праздников, исторических событий, календарь событий ведомств и ключевых компаний, партий, НКО и общественных объединений, а также учитывает вступление в силу новых законов.
К концу года, отмечает Наталья Оксак, редакция рассылает запросы во все ключевые ведомства и компании с вопросом о планах на предстоящий год. Как правило, в крупных организациях все важные события запланированы заранее, но могут быть не сразу анонсированы.
Во-вторую очередь в планировании учитываются сезонные темы вроде отопительного сезона или выпускных, а также темы, основанные на инициативах ключевых спикеров, экспертов и инсайдерской информации.
"Вообще, мы планируемся в электронных таблицах. Ничего удобнее я пока не нашла. Но вы можете использовать любой другой документ, который вам удобен. Это может быть какой-нибудь СММ-планнер или любая другая программа. У нас есть еще Битрикс-экосистема. Мы не планируемся в ней, но фиксируем в ней важные даты", — говорит Наталья Оксак.
Отдельно эксперт обращает внимание на то, что первоначальные планы, сформированные в начале года, в процессе подвергаются редактированию и дополнению. На корректировку планов влияют замеры аудитории и трафика, мнение ядерной аудитории и партнеров.
Горизонты планирования
Отдельно в редакции создается календарь планов на год, квартал, месяц и неделю. В планах на месяцах и неделю обязательно включены напоминания о том, когда и на какое мероприятие нужно успеть аккредитоваться, чтобы не пропустить сроки. Учитываются в планах командировки сотрудников или работа над отдельными проектами, то есть все случаи, когда журналисты временно выпадают из работы основной редакции.
Важная деталь планирования — дедлайны, которые должны весьма строго соблюдаться. В этом смысле Наталья проявляет лояльность и в случае, если тема не требует срочности, позволяет сотруднику самому определить удобные ему сроки выполнения задачи. Тем не менее, еженедельный отчет по выполненной работе и ближайших планах обязательная часть работы редакции.
"У каждой редакции в каждом из 8 федеральных округов есть вот этот тематический план. Каждый понедельник до 12-ти дня по Москве, независимо от того, в каком ты часовом поясе находишься, ты должен его сдать. Да, таблиц много. У меня есть отдельная папочка со ссылками на таблицы, где всё записано. Но это все равно очень четко структурирует и детализирует события недели", — говорит главред.
Организация работы
Отдельное внимание Наталья Оксак уделяет слаженной работе разных отделов, что позволяет оперативно и качественно отрабатывать горячие темы.
"То есть редакция линейная, которая находится в Нижнем Новгороде получила тему, потом включается редакция СММ, редакция почтовой рассылки получает ТЗ, все делают карточки, посты в соцсетях, публикации на сайте. Происходит как бы такое закольцевание темы", — рассказывает эксперт.
Однако, несмотря на разделение обязанностей среди сотрудников, Наталья Оксак уверена, что журналисту стоит уметь не просто просто писать текст, но заниматься фактчекингом, верстать, снимать видео и фото, загружать все в админку, вести соцсети и был знакомым с законом о СМИ. Эти навыки могут быть особенно полезны в случае ЧП, тем более, если оно произошло ночью или в выходной день.
Для того, чтобы развить эти умения среди сотрудников редакции в "ФедералПресс" стали регулярно проводить обучающие семинары.
"Как правило, обучение проводят наши же сотрудники. Наш регион делает мастер-класс нашей же редакции — как сделать короткое видео. Наш юрист проводит мастер-класс как проводить фактчекинг. Каждый руководитель отдела умеет что-то уникально и раз в месяц делится опытом", — говорит Наталья.
Ввиду работы в разных федеральных округах на разных площадках и охвата большого количества тем, "ФедералПресс" выработали четкую систему организации такой мультиформатной редакции. Под каждую большую задачу формируется отдельная команда со своим руководителем.
"Да, координация достаточно сложная. Вот условно — мы сейчас готовимся к Питерскому экономическому форуму. Руководитель этой рабочей группы — редактор по Северо-Западному федеральному округу. Самая главная фишечка — ей подчиняются все, кто в обычной жизни ей не подчиняется. И это правильно", — говорит Наталья Оксак.
Отработка ЧП
Уже много лет "ФедералПресс" работает круглосуточно, оставаясь на страже инфополя и ночью, и в выходные. Это стоит редакции немалых затрат и требует максимально четкой и слаженной работы.
"Дежурная бригада у нас делится на 2 части. Есть те, кто дежурит только ночью и те, кто работает только по выходным. Это, как правило, студенты или те, кто хочет подзаработать. Тут действует мое железное правило — они не работают в будни. Никакой семидневки. Дополнительно в субботу или воскресенье работает меняющийся редактор из тех, кто работает в будни. Так как нас достаточно много, получается одно дежурство в выходной раз в 3-4 месяца за отгул в один из рабочих дней", — делится Наталья Оксак.
Наталья Оксак, главный редактор РИА "ФедералПресс". Фото: ИА PrimaMedia
Структурировать работу редакций особенно в случае чрезвычайной ситуации помогают чаты. Так, например, в "ФедералПресс" есть единый чат для всех редакций с оперативной информацией. Он позволяет наиболее быстро и эффективно отработать ЧП.
"Случилась большая федеральная история. Кто-то записал видео в Нижнем Новгороде и загрузил сразу в чат, другая редакция сделала текст, политическая редакция в Москве взяла комментарий, текст быстро идет на сайт, СММ-щики делают из него посты в соцсети и так далее", — рассказывает Наталья Оксак.
Главред отмечает, что ЧП в последнее время стало возникать слишком много. С целью упорядочить работу и дать возможность сотрудникам не перегореть, было принято решение разработать четкий план действий.
"Я разработала инструкцию, вшила ее во все чаты ссылочкой, рассказала всё это голосом в редакции. Потом заставила рассказать это всех редакторов уже своим редакторам. Ну и периодически это повторяю", — рассказывает Наталья.
Что гласит инструкция? В первые 5 минут после получения информации о ЧП дежурная бригада уведомляет начальство, в течение еще 5 минут подключается СММ-отдел, в течение следующих 15 минут срочная новость-молния через чат дежурных оказывается на сайте.
Далее в течение 30-60 минут происходит подключение к работе профильной редакции, которая готовит новости с расширенной информацией о произошедшем, опросом участников, комментариями ведомств. Наталья Оксак отмечает, что крайне важно не браться сразу за большие обзорные тексты, куда эффективнее выпускать небольшие заметки со вновь появившимися данными.
В течение 1-1,5 часов происходит сбор экспертных мнений, в зависимости от происшествия это могут быть силовые структуры, юристы, политологи, местные элиты и другие. Полученная информация впоследствии пойдет в большие материалы о событии.
В течение 2-3 часов выходят большие обобщающие материалы, которые дают ответы на основные вопросы читателя: "Что и где произошло? Каковы последствия? Анализ ситуации, реакция общественности. Что дальше, каковы прогнозы, развитие событий?".
В течение 1-7 дней выходит аналитическая публикация, где возможен личный взгляд лидеров общественного мнения на событие, опрос жителей, хроника событий и сравнение произошедшего с инцидентами в прошлом. Формат текста может быть разным и должен соответствовать событию.
После того, как ЧП в целом отработано, Наталья призывает редакции не забывать про аналитику и примерно через неделю после происшествия внимательно анализировать трафик. Это поможет понять, какой формат зашел аудитории лучше всего, как отработали СММщики в соцсетях, а прочитали ли люди лонгрид или интервью? Может они и вовсе были не интересны людям, и эффективнее выпускать только короткие заметки?
"Это опять же делается для того, чтобы понять, на что лучше реагирует аудитория в каждом округе. Например, в одном регионе у нас больше читают короткие новости, в другом аналитику, а в третьем личный взгляд. И это нормально. У нас всем этим занимается отдельный человек — аналитик по трафику", — говорит Наталья Оксак.
Наталья Оксак, главный редактор РИА "ФедералПресс". Фото: ИА PrimaMedia
Карточки
Ввиду большого штата сотрудников и наличия молодых или просто новых журналистов в "ФедералПресс" разработали карточки-инструкции на случай каждого конкретного вида ЧП или типового события. Они позволяют сотрудникам действовать максимально эффективно. Так в редакции есть карточки на случай смерти знаменитости, поиска человека, отставки чиновника, городского события, выборов и судебных заседаний.
"Такие карточки очень полезны для любой редакции, благодаря им редактору не нужно каждый раз на 200% вовлекаться в событие. Безусловно, он на 70-80% в нем, но кроме этого успевает делать что-то еще", — считает Наталья, отмечая, что изучение карточек вместе с редакционным стандартом — обязательное условие для нового сотрудника редакции.
О технологиях
"ФедералПресс" уделяет большое внимание делегированию менее важных задач. И не только другим сотрудникам, но и искусственному интеллекту. Так, например, часть изображений, которые используются в публикациях, созданы именно им.
"Мы сейчас немножко шалим и пытаемся использовать искусственный интеллект. С помощью чата GPT делаем лайтовые рерайты. Никого мы при этом не уволили, потому что даже если рерайт лайтовый, его все равно нужно переписывать, делать заголовок, заливать в админку", — рассказывает Наталья Оксак.
Главред призналась, что сегодня ее большой мечтой является возможность сделать встройку с помощью нейросети в админку, чтобы правильно прописывать ключевые слова. Это позволит существенно сэкономить человеческий ресурс молодых сотрудников и перенаправить его в более конструктивное русло.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2023 выступили Приморское отделение Союза журналистов России, Союз журналистов России, при поддержке Правительства Приморского края, Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив". Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро".
Информационные партнёры мероприятия: Редакция "ФедералПресс" (16+), Интернет-портал "Российской газеты" (16+), Радио DFM (16+), Ретро FM (16+), Общественное телевидение Приморья (16+), hh.ru (0+), Сетевое издание "VLADNEWS" (18+), Сетевое издание "Primorye 24" (18+), 8 телеканал (12+), Радио "Ви-Би-Си" (12+), Радио "Лемма" (0+), Дальневосточный Медиа Центр (18+), Дальневосточный глянцевый журнал [OFF] (18+), Радиостанция Новое радио (12+), Сеть кинотеатров “Иллюзион” (0+).