"Курс на Восток", объявленный президентом РФ Владимиром Путиным, окончательно закрепляет за Приморьем звание "Восточные ворота России". И тут у туристической отрасли региона появляются и дополнительные возможности, и дополнительные обязанности. С одной стороны туризм — драйвер сближения с соседями, прежде всего, с дружественным Китаем, с другой стороны — важнейший источник доходов. Открытие азиатских стран после завершения пандемии создает новые возможности — фактически это рестарт внешнего туризма, который достиг определенного объема в доковидный период. Но в то же время накоплены опыт и идеи в области внутреннего туризма. Соединить два направления и двигаться дальше — такой видится сегодня задача, стоящая перед туристической отраслью Приморья, представителей которой и попросило высказаться ИА PrimaMedia.
— Наша основная задача состоит в том, чтобы пребывание гостей на территории края было комфортным. Если иметь в виду иностранных туристов, то речь, в первую очередь, идет о Китайской Народной Республике. На Харбинской международной торгово-экономической ярмарке (16+), которая проходила в июне и где мы представляли Приморье, наши китайские партнеры с большим удовольствием и ностальгией вспоминали те доковидные времена, когда с туризмом все было хорошо и у нас, и у них. Сейчас, когда появились первые возможности, мы "вспоминаем", как работать с иностранными туристами. Начинаем проводить мероприятия, которые напоминают гостям о Приморском крае, о том, какая у нас удобная логистика. Ждем первый рейс китайской авиакомпании. В общем, мы готовы к приему китайских туристов, — рассказала директор АНО "Туристско-информационный центр Приморского края" Ольга Гуревич.
Ковидный период при всех его ограничениях, как ни странно (а, может быть, наоборот, вполне логично), породил тренд на внутренний туризм.
— Сейчас мы стали понимать, что российский турист — тоже оставляет очень много денег для экономики Приморья, — сказала Ольга Гуревич.
Что касается перспективы интегрировать российского туриста, отправляющегося в Китай транзитом через Владивосток, то здесь, по мнению собеседницы агентства, перспективы только просматриваются.
Прежде всего предстоит научиться работать с внутренним туристом так же, как с внешним. Хотя, как говорится, все впереди. Главное, приморские турфирмы почувствовали вкус работы с гостями из других регионов России.
В принципе, Приморье всегда было ориентировано на Восток, напомнил основатель Музея Трепанга, руководитель агентства международного и внутреннего туризма "Катюша" и Клуба Атлантов Дмитрий Павлов.
— Мы уже почти 20 лет занимаемся приемом туристов из Китая и других азиатских стран. До 2019 года порядка 50 компаний занимались приемом именно китайцев, а внутренних гостей совсем не принимали. Можно даже сказать, что из-за пандемии у нас произошел поворот на внутренний туризм и это дало толчок развитию внутреннего туризма и хорошие результаты. Похоже, и в этом году будет прирост, хотя статистку отследить непросто. Но вот сужу по нашему Музею Трепанга. Мы повесили большую карту страны и просили всех приезжих отмечать на ней, откуда они приехали. И за два года набралось 65 регионов России, — сообщил Дмитрий Павлов.
Владивосток вообще находится в уникальной ситуации, отметил собеседник агентства. Китайцы едут сюда, потому что видят в нем европейский город с соответствующей архитектурой. А внутренний турист находит здесь азиатскую экзотику. При этом тех и других привлекает хорошая экология, красивая природа и морепродукты.
Немаловажным фактором для китайских туристов является и нынешний курс юаня, весьма выгодный для них. Ну а если сюда прилагаются разнообразные ВИП-услуги (например, экскурсии на воздушном шаре, аренда яхты, полеты на вертолете, поездки в живописный Хасанский район и т.д.), то тогда совсем становится хорошо.
— Приморье имеет очень большой потенциал развития туризма. И люди, приезжающие к нам из других регионов, говорят, что они даже не ожидали, насколько здесь круто, и что будут рекомендовать своим друзьям и знакомым приехать сюда. А, как известно, сарафанное радио — это лучшая реклама, лучшее продвижение продукта, — сказал Дмитрий Павлов.
По его мнению, дальнейшее развитие туристической отрасли Приморья — общая задача туристических компаний, авиаперевозчиков и девелоперов. Нужно запускать дополнительные авиарейсы, делая билеты на них доступными для россиян. Увеличение турпотока потребует создание новой инфраструктуры, строительства гостиниц, создания объектов показа. Но для этого нужно, чтобы турист гарантированно поехал в регион. Поэтому кроме летнего туризма необходимо развивать осенний, зимний и весенний туризм.
— Посмотрите, во Владивостоке появились новые общественные пространства — видовая площадка на сопке Бурачка, Нагорный Парк, пляж на мысе Ахлёстышева. Насколько преобразился город! Нужно побольше таких объектов, куда могут прийти горожане и гости города. Необходимо моздавать как можно больше общественных пространств, оборудованных пляжей и т.д. Я знаю, проекты есть, правительство о них знает, требуется как-то ускорить процесс. Ну и дороги, конечно, нужны. Например, очень хорошая дорога в Хасанский район, — отметил Дмитрий Павлов.
Сейчас в крае наметился очень хороший тренд на развитие событийного туризма. Проводится много форумов, фестивалей, праздников. Важно добиться того, чтобы об этом знали в стране, необходима популяризация Владивостока и Приморья. Надо писать песни, снимать фильмы, тем более что колоритных мест для этого хватает. Один остров Русский чего стоит!
И правда, Приморский край — удивительный. Это настоящий край света, где кончается огромный Евразийский материк и начинается великий Тихий океан. Мы к этому как-то привыкли, не замечаем этого. А вот для жителей других регионов России это может быть откровением. Поэтому грех не сделать приморское направление внутреннего туризма не менее популярным, чем сочинское, алтайское и дагестанское.
С этой точки зрения экотуризм является одним из наиболее перспективных направлений развития внутреннего, да и внешнего туризма в Приморском крае. Многое есть уже сейчас, но нужно смотреть вперед на 5-10 лет: развивать региональный и локальный брендинг, готовить специалистов.
— Экотуристические услуги национального парка "Земля леопарда" стали достойной альтернативной зарубежному туризму. Так, за 2022 год количество туристов на "Земле леопарда" выросло почти в пять раз. Любоваться привлекательной природой юго-западного Приморья приехали почти 130 тысяч туристов со всей России, — рассказала заместитель директора ФГБУ "Земля леопарда" по экологическому туризму Олеся Сторожук. — Экологический туризм на "Земле леопарда" дает возможность прикоснуться к уникальной природе юго-западного Приморья и при этом не причинить ей вреда. Это природа представляет собой контрастное сочетание бореальных и субтропических видов животных и растений. Гармонично сосуществуя, они формируют цельные природные комплексы с бесподобными ландшафтами и уникальным биоразнообразием, делая территорию отличным местом для экологического туризма.
Национальный парк. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
На сегодняшний день "Земля леопарда" предлагает гостям богатый выбор услуг в сфере экологического туризма, накопленный за долгие годы и позволяющий раскрыть естественную красоту приморской природы для каждого, кто приедет в регион.
Это и экологические тропы, и экологические маршруты (6+), и экологические экскурсии (6+), и индивидуальный тур "По следам диких кошек" (6+), и Фотоукрытие (оборудованный скрадок для съемки диких животных в естественной среде обитания) на территории нацпарка "Земля леопарда", а также пешие и морские маршруты (6+) на территории Дальневосточного морского заповедника.
— В условиях, когда создана и налажена система экотуристических услуг, одно из главных направлений дальнейшей работы — освещение этих услуг в средствах массовой информации. Дело сохранения природы нуждается в информационной поддержке, чтобы больше людей по всему миру узнавали об уникальных животных и растениях. Экологический туризм помогает людям увидеть своими глазами бесценную природу и влюбиться в нее навсегда, подчеркнула Олеся Сторожук.
Напомним, с 15 по 19 июня в Китае проходила 32-ая Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка (16+). Для Приморья это уникальная возможность продвинуть бизнес региона на международном уровне и укрепить связи с китайскими партнерами. В состав делегации вошли губернатор Приморского края, представители региональных органов исполнительной власти, сфер туризма и культуры, институтов развития бизнеса, а также предприниматели Приморья.