Начало VIII Международного Дальневосточного фестиваля "Мариинский" (12+), первая часть которого стартовала 22 июля 2023 года на Приморской сцене Мариинского театра, удалась.
Вниманию зрителей, за полтора месяца успевших соскучиться по "блеску лож" и "свету рампы", в день открытия фестиваля был представлен очередной премьерный показ балета Александра Глазунова "Раймонда" (12+), самого успешного балета в творчестве композитора и одного из сложнейших в мире. Смело можно сказать, что театр, сумевший осилить "Раймонду", может быть уподоблен альпинисту, покорившему Эверест, Думается, балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра и ее художественный руководитель Эльдар Алиев свой Эверест покорили. Особую прелесть "Раймонде", открывающей фестиваль "Мариинский", придало участие в двух спектаклях солистов Мариинского театра, которые исполнили главные партии, — Оксаны Скорик, Андрея Ермакова и Александра Сергеева (22 июля) и Александры Хитеевой, Тимура Аскерова и Руслана Стенюшкина (23 июля), отмечает обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов.
Лебединая песня Мариуса Петипа
Поставить "Раймонду" — это надо решиться. Со всех точек зрения. "Раймонда" — это большое, по-настоящему имперское действо с основательными декорациями, большим количеством действующих лиц и, соответственно, костюмов для кордебалета и солистов, которые неоднократно переодеваются. Модными сейчас методами и средствами минимализма здесь не обойдешься, как это часто бывает с постановками классических опер, где всё действие порой разворачивается вокруг одного стула.
"Раймонду" либо ставишь как классический балет, либо вообще не ставишь. Третьего не дано. И театру, осмелившемуся сделать такой шаг, одной решимости и смелости недостаточно. Нужно иметь материально технические возможности, как ни банально это звучит (и необходимые средства, конечно, например, бюджет постановки "Раймонды" в Ла Скала в 2011 году составил примерно 1 млн долларов). Нужно иметь симфонических оркестр, способный передать все нюансы прекрасной музыки Александра Глазунова. Нужно накопить большой опыт постановок других классических балетов. Нужно иметь балетную труппу, которая, образно говоря, основательно "подкачала мускулы" и научилась быть единым целым, где-то даже податливой глиной в руках балетмейстера. Наконец, нужно иметь солистов, технически безупречных, терпеливых и выносливых, как бедуинский бактриан. В первую очередь это относится к исполнительнице заглавной партии.
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
80-летний Мариус Петипа, написавший либретто "Раймонды" в соавторстве с Иваном Всеволожским, тайным советником и директором императорских театров (последний выступал, скорее, в роли продюсера), по сценарию журналистки и русско-французской писательницы Лидии Пашковой, сделал партию Раймонды поистине "сладкой каторгой". Одни шесть вариаций (в редакции Эльдара Алиева — пять) чего стоят! Если бы британские ученые взяли на себя труд подсчитать количество физических затрат на эту сложнейшую партию, то наверняка бы пришли к выводу, что станцевать Раймонду — всё равно что разгрузить в одиночку полвагона угля припомощи совковой лопаты. С той разницей, что грузчику не возбраняется в самые тяжелые минуты подбодрить себя каким-нибудь крепким словцом, а балерине приходится вечно улыбаться и всячески подчеркивать легкость того, чем она занимается.
Понятно, что, сочиняя партию Раймонды, Петипа опирался на феноменальные возможности примы Мариинского тетра, перовой исполнительницы партии Раймонды итальянки Пьерины Леньяни, обладавшая сильной пальцевой техникой и виртуозностью в танце вкупе с отменной музыкальностью и пластикой (так говорили ее современники).
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Среди балерин, вошедших в условный клуб "Пьерины Леньяни", были такие знаменитые балерины, как Екатерина Гельцер (ввод на роль Раймонды еще при Леньяни), Ксения Кшесинская (принявшая роль Раймонды в Мариинском театре после отъезда Леньяни на родину), Елизавета Гердт, Галина Уланова, Наталия Дудинская, Ирина Колпакова, Марина Семенова, Елена Рябинкина, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка. 19-тетняя Майя Плисецкая, исполнив партию Раймонды в Большом театре в 1945 году, на следующее утро проснулась, что называется, знаменитой. Фото ее выступления опубликовал "Огонек", популярный советский таблоид.
Мужские партии в "Раймонде" исполняли многие знаменитые танцовщики своего времени, такие, как Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев, Николай Фадеечев, Рудольф Нуреев, Гедиминас Таранда. К слову, партию Абдерахмана имел в своем репертуаре художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев.
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Понимая, что "Раймонда", скорее всего, станет его "лебединой песней", Петипа как будто поставил перед собой задачу создать настоящую балетную энциклопедию. Со щедростью истинной русской души (француз по рождению, Петипа сумел стать истинно русским человеком) знаменитый балетмейстер наполнил постановку всем, что так нравится зрителю, — соло, дуэты, квартеты, квинтеты, колоритные характерные танцы (сарацинский, пандерос, мазурка, венгерский) и, наконец, Grand Pas, который открыл перед будущими постановщикам балета неисчерпаемые возможности для творческой фантазии.
Балетный дебют Александра Глазунова
Петипа в год премьеры "Раймонды" исполнилось 80 лет. Надо было спешить исполнить свою мечту об идеальном балете с идеальными исполнителями и... идеальной музыкой. Выбор пал на молодого Александра Глазунова, которому в 1986 году исполнился 31 год (предложение поступило от Ивана Всеволожского), несмотря на то, что Глазунов никогда до этого не писал балетов. В основном любимый ученик Римского-Корсакова сочинял симфоническую и камерную музыку. Правда, у него был оперный опыт. Когда в 1887 году умер композитор Александр Бородин, Римский-Корсаков и Глазунов взялись за окончание и оркестровку оперы "Князь Игорь" (12+). Причем Глазунов по памяти восстановил увертюру к опере, которую незадолго до смерти играл на фортепиано Бородин.
Написать "Раймонду" предстояло в сжатые сроки — премьера балета была намечена на сезон 1897/1898 годов. К тому же в тот же период Глазунов работал над Шестой симфонией. Есть мнение, что одновременная работа над симфонией и балетом объясняет своеобразие музыки "Раймонды", ту особенную широту звучания, которая присуща симфоническим произведениям.
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Многие, кстати, отмечают вялость и драматическую слабость сценария, написанного Пашковой. Но, как мне кажется, именно это сыграло положительную роль. Волей-неволей Мариусу Петипа и Александру Глазунову пришлось компенсировать непритязательность сюжета выразительной хореографией с одной стороны, и глубокой музыкой — с другой. И вообще, чем проще сюжет музыкального произведения, тем лучше. Представьте себе не мгновение, что опера Чайковского "Евгений Онегин" начиналась бы с арии, в которой заглавный герой подробно рассказывает о том, "какая мука с больным сидеть и день, и ночь", и далее по тексту пушкинского романа.
Обозначить реперные точки "Раймонды" довольно просто: именины, мистический сон, харассмент, дуэль, свадьба. Зато как здорово всё это можно наполнить дуэтами и квартетами, ансамблями и народными и придворными танцами. В общем, да, энциклопедия балета. Или как мог бы сказать Иван Васильевич, который меняет профессию: "Танцуют всё!"
Петипа или Горский?
Спустя 2 года после триумфальной премьеры "Раймонда" в Мариинском, то есть в 1900 году, состоялась премьера в Большом театре. В качестве постановщика выступили Иван Хлюстин и помогающий ему Александр Горский. Через 8 лет, то есть в 1908 году, Горский осуществил свою редакцию балета Глазунова. Некоторые специалисты называют ее "пересказом Петипа". Хотя на самом деле это был не пересказ, а своя интерпретация, основанная на идеях Московского художественного театра, которыми увлекался Горский, боровшийся с академизмом в балете. По сути, своей редакцией он бросил вызов Петипа и весьма преуспел в этом.
В 1909 году Сергей Дягилев хотел привезти "Раймонду" в Париж для второго сезона (и первого балетного) своих "Русских сезонов". При этом в постановке предполагалось использовать как хореографию Петипа, так и хореографию Горского. Идея удалась отчасти, точнее, в самой микроскопической доле.
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Везти на гастроли в Париж громоздкий многоактный спектакль с большим количеством исполнителей было непосильной задачей, поэтому постановку решено было сократить. В итоге от трехактного балета остались только Большое венгерское па (Grand pas hongrois, 12+) в хореографии Петипа и характерный "Чардаш" (12+) в хореографии Горского, вошедшие в программу дивертисмента "Пир" (Le Festin, 12+). Впервые Европа увидела "Раймонду" целиком благодаря гастролям театра им. Кирова (Мариинского театра) только в 1960-х годах. Первую попытку "повенчать" Петипа и Горского в 1945 году предпринял Леонид Лавровский, включивший в свою редакцию фрагменты хореографии Петипа и Горского. В 1984 году хореографию обоих балетмейстеров в постановке для Большого театра использовал Юрий Григорович.
Свое внимание на "Раймонду" не мог не обратить Джордж Баланчин. В 1946 году он поставил сокращенный вариант для "Русского балета Монте-Карло", в 1951 году "Па-де-дис на музыку "Раймонды" (12+) в "Нью-Йорк Сити балет", в 1961 году "Вариации Раймонды" (12+) — девять вариаций на музыку балета, исполненные пятью солистками "Нью-Йорк Сити балет".
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Очень много сделал для продвижения балета за рубежом Рудольф Нуреев, осуществивший несколько постановок в разных странах, однако и сейчас "Раймонда" за рубежом может быть отнесена к разряду балетных раритетов.
И тут, конечно, стоит отметить "Раймонду", поставленную в Ла Скала в 2011 году Сергеем Вихаревым. Балетмейстер попытался максимально точно восстановить "Раймонду" Петипа в ее первоначальном виде, основываясь на записях, которые сделал режиссер Мариинского театра Николай Сергеев, современник и коллега Петипа. Интернет просто кишит высказываниями специалистов и "зантоков" по поводу того, что "фокус не удался", хотя постановка была с восторгом прията зрителями.
Партию Раймонды в Ла Скала исполнила прима-балерина Мариинского театра Олеся Новикова. И это, доложу я вам, что-то!
Революционная "Раймонда"
После Октябрьской революции "Раймонду" ставили по-разному. Свой отпечаток нанесла и новая, советская, идеология. Так, в 1938 году в Маринке была осуществлена постановка по новому либретто, созданному на основе произведений Вальтера Скотта известным драматургом-либреттистом Юрием Слонимским и хореографом Василием Вайноненом. Они основательно перелопатили сюжет, да попросту говоря практически не оставили от него камня на камне. Так, героический рыцарь Жан де Бриен превратился в Коломана и стал до отвращения отрицательным персонажем (рыцарем-поработителем). А Абдеррахман (так он теперь стал называться), наоборот, приобрел черты благородного, романтического героя (предок угнетенных народов Ближнего Востока). Разумеется, Раймонда не могла не полюбить Абдеррахмана. В итоге она осталась с сарацином, который не был убит на поединке, согласно традиционному либретто, а Коломан, униженный и опозоренный, ушел восвояси.
"Наше внимание привлекла музыкальная характеристика, данная Глазуновым Абдеррахману: вопреки сюжету Лидии Пашковой музыка Абдеррахмана искренняя, волнующая и глубоко содержательная. Единственный действенный танец балета (adagio из Pas d`action 2-го акта), построенный на теме Абдеррахмана, является настоящим взрывом страсти — высшей точкой напряжения в спектакле", — так объясняли свое решение Слонимский и Вайнонен.
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Партию Раймонды в этой постановке исполняли Галина Уланова и Наталия Дудинская, Коломана — Константин Сергеев и Вахтанг Чабукиани. Честно скажу, я бы с интересом посмотрел этот вариант "Раймонды", более сильный в драматическом отношении, чем вариант, рожденный сценарием Пашковой. Да только кто ж его поставит!
В 1948 году Мариинский театр, носивший тогда название театра оперы и балета им. С.М. Кирова, вернулся к постановке по традиционному либретто. И сделал это Константин Сергеев.
В последние десятилетия "Раймонду" в России ставят с завидной периодичностью (в основном используется редакция Петипа — Сергеева). Само собой балет присутствует в репертуаре Мариинского театра. Роскошную "Раймонду" (по крайней мере, так утверждают СМИ), поставили в этом году в Перми. Свои спектакли выпустили театры в Астрахани, Челябинске и Самаре.
Это было круто!
Спектакль в Приморской Мариинке основан на либретто Лидии Пашковой и Мариуса Петипа в редакции Эльдара Алиева на сюжет рыцарской легенды. Хореография — Мариуса Петипа (1898) в редакции Константина Сергеева (1948) и Эльдара Алиева (2023) с использованием хореографических фрагментов Федора Лопухова (1922).
При этом есть одна важная деталь. В отличие от традиционного либретто, где де Бриен делает предложение Раймонде заочно, письмом, в редакции Алиева влюбленные уже готовятся к свадьбе (это происходит в первом действии). Но тут герой уходит на войну и возвращается, как и положено, во втором действии в тот момент, когда Абдерахман пытается украсть Раймонду.
Такой сюжетный ход сразу отсекает вероятность положительной характеристики Абдерахмана, которую разглядели в музыке Глазунова Слонимский и Вайнонен , а также всякий намек на возможность какого-нибудь любовного треугольника в духе новых веяний.
Не портрет, а реальный Жан де Бриен, не грезы о воображаемом возлюбленном, а настоящая любовь к живому человеку. Пока рыцарь исполняет свой долг на войне, его невеста изо всех сил отстаивает его и свою честь в замке графини Сибиллы де Дорис, ее тетушки. И пусть властолюбивый и сказочно богатый сарацин в порыве страсти готов бросить к ногам Раймонды все свои сокровища, она остается непреклонной — Жан де Бриен, и никто больше.
Прямые и чистые линии в сюжете и танце. Гимн красоте, верности, романтизму и благородству, которых нам с вами, быть может, сегодня как раз и не хватает больше всего. И в этом смысле Мариинский театр выполняет свою функцию. Не устану повторять: классика нужна не в качестве музейного экспоната, который можно отправить в фонды, а как необходимый жизненный урок. В осовременивании классика не нуждается, как не нуждается стул о четырех ножках в том, чтобы две их них отпилили, мол, неудобно, конечно, и можно упасть, зато оригинально, и вообще, мы "изобрели новизну", до нас так никто и никогда такого еще не делал. Классика закладывает в людях какие-то необходимые базовые культурные коды. И преимущество классического балета заключается в том, что делается это красиво, легко и непринужденно.
Балет, поставленный Эльдаром Алиевым, невероятно красив. Красивы костюмы, красивы ансамбли, красивы в каждом движении исполнители главных партий — Оксана Скорик, Андрей Ермаков и Александр Сергеев. Красивы все солисты и артисты кордебалета. Красива, разумеется, музыка. Красивы декорации и световые эффекты.
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Одна из самых красивых и эффектных сцен — сцена сна Раймонды. Раймонда засыпает, сидя в кресле. Сверху спускается темный экран, заслоняющий ее. Экран освещается, мы видим только Раймонду, вся остальная сцена погружается в темноту. А когда тьма отступает, мы видим облака (сухой лед), переливающиеся, стекающие в оркестровую яму. И на этих облаках танцуют Раймонда и де Бриен.
И как награда и героям, и зрителям — третье действие, свадьба, дивертисмент народных танцев и, наконец, вожделенный, долгожданный Grand Pas, подобный Парижу из известной поговорки. Но мы, конечно, умирать не будем (разве что от восторга). Будем жить и снова смотреть "Раймонду", тем более что для этого достаточно сесть на 77-й или на 15-й автобус (кому как) и доехать до остановки "Мариинский театр".
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Автограф-сессия. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
... Спектакль окончен, но зрители не спешат расходиться. Впереди приятный бонус — автограф-сессия: не покладая рук трудятся Раймонда (Оксана Скорик), Жан де Бриен (Андрей Ермаков) и "оживший" Абдерахман (Александр Сергеев). Устали, конечно, но любовь зрителей придает артистам новые силы.
И вспоминается слова Оксаны Скорик, сказанные на пресс-конференции, которая проходила накануне спектакля: "Я танцую Раймонду начиная с 2015 года. Для меня это одна из самых сложных партий, насыщенная по образу и технике. И я бы даже сказала, что в нынешней редакции танцевать Раймонду много сложнее, чем у нас. Мне всегда очень нравится последний Гран па, не знаю почему, ведь в третьем действии только свадьба. И я надеюсь, приморский зритель оценит спектакль".
"Раймонда" в Приморской Мариинке. Автограф-сессия. Фото: Кирилл Дружинин, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Приморский зритель оценил. Это было круто!