Жителям Владивостока предлагают поддержать город в звании "Культурной столицы России-2026"
18 ноября, 20:14
В Приморье подросток выдумал историю с поджогом, чтобы уйти от родительского гнева
18 ноября, 19:35
Эксперт раскрыл, как изменятся цены на самый популярный фрукт к Новому году
18 ноября, 19:11
Более 300 единиц оборудования приобрели для первичного звена здравоохранения в Приморье
18 ноября, 19:10
Район Третьей Рабочей во Владивостоке заметно преобразился
18 ноября, 18:35
Насыщение Раков, проблема Львов и пыл Рыб: подобный гороскоп на 19 ноября
18 ноября, 18:30
О работе медийщика с нейросетью рассказали в медиа-школе "СПО Лидер" в Приморье
18 ноября, 18:25
Паж, Четверка, Рыцарь: яркий таро-расклад Безумной Луны по жезлам до 20 ноября
18 ноября, 18:00
Более 3 тысяч авиарейсов и 360 тысяч пассажиров: таможня Владивостока подводит итоги года
18 ноября, 17:55
Все более завершенный вид приобретает парк на Ватутина, 26 во Владивостоке
18 ноября, 17:45
Специалисты избавляют улицы Владивостока от воды и льда
18 ноября, 17:40
Астролог рассекретила, кому страшно повезет в Новом 2025 году - прицел кармы
18 ноября, 17:30
В Приморье доставили 300 ветвей датской ели для новогодних украшений
18 ноября, 17:15
В районе Зелёного Угла во Владивостоке строят новую транспортную развязку
18 ноября, 17:15
"Восточный Порт" подвёл итоги конкурса "Охрана труда глазами детей"
18 ноября, 16:56
Губернатор Приморья выразил признательность и уважение мигрантам 16 ноября, 16:30
Чем опасны вклады под высокий процент - эксперт раскрыл мало кому известные риски 15 ноября, 14:58
Почему сорвались выборы мэра в Большом Камне – мнение эксперта 15 ноября, 09:00
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 11:40
Субсидируемые авиабилеты задерживаются с продажами 14 ноября, 09:14
В правительстве Приморья появился новый зампред с известной фамилией 13 ноября, 20:45
Новое агентство миграционной политики Приморья займется привлечением иностранцев на работу 13 ноября, 12:25
Барьеры промышленного роста. Что приводит к закрытию заводов и предприятий ДВ 13 ноября, 10:53
"Цифру в жизнь", свое ПО и кадры для ИТ - в повестке Russky MeetUp&Digital Region-2024 13 ноября, 10:33
Поле повышенного атмосферного давления будет властвовать в Приморье в среду 13 ноября, 08:22
MANGO OFFICE стал разработчиком года в сфере систем бизнес-коммуникаций 12 ноября, 15:25
Президент ВАРПЭ предложил ДВФУ развивать рыбохозяйственную аналитику в России 12 ноября, 12:19
Дмитрий Говоров: Уже четыре года "Интерлизинг" растёт быстрее рынка 12 ноября, 10:30
Второй участок автодороги Владивосток – Находка будут строить по концессии 12 ноября, 09:40
Суд в Приморье признал "Опору" объединением физлиц, а не предпринимателей. Что теперь? 11 ноября, 20:25

Андрей Грибань: Игра и симуляция лежат в основе обучения будущего врача

Декан лечебного факультета ТГМУ о кастовости, особенностях образования и конкуренции в медицинской сфере
Андрей Николаевич Грибань, декан лечебного факультета ТГМУ Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Андрей Николаевич Грибань, декан лечебного факультета ТГМУ
Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

Количество информации, которую должен усвоить за годы обучения студент медицинского вуза, не идет ни в какое сравнение с большинством профессий. Более того, каждые несколько лет объем знаний в этой сфере удваивается, а это значит, что дипломированные специалисты обязаны каждые пять лет проходить повышение квалификации, сдавать экзамены и подтверждать имеющийся врачебный сертификат. Об особенностях организации учебного процесса в медицинском вузе в интервью ИА  PrimaMedia рассказал декан лечебного факультета ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, доцент кафедры акушерства и гинекологии, кандидат медицинских наук Андрей Грибань. За 16 лет работы деканом он выпустил в профессиональную жизнь более 6 тысяч молодых врачей.

— Андрей Николаевич, вы являетесь деканом лечебного факультета университета с 2007 года. По сути, большинство врачей и руководителей медицинских учреждений Приморья — ваши выпускники. На ваш взгляд, здоровье приморцев в надежных руках?

— Мне иногда неудобно заходить в лечебное учреждение. Иду по коридору, со мной все здороваются, а мне стыдно, я же всех не помню по именам. Обучение в медицинском вузе — процесс очень трудоемкий. Поэтому мотивация должна быть одинаковой и у преподавателя, и у студента. И главный принцип, который мы стараемся реализовать в процессе обучения — это сотрудничество. Те, кто прошел через все стадии образовательного процесса, получил диплом и пришел работать в медицинскую организацию, владеют не только массивом профессиональных знаний, но и понимают всю ту ответственность, которая на них возложена. Поэтому могу сказать, что в выпускниках нашего факультета я уверен.

Сколько навскидку будущих врачей прошло через ваши руки?

— Ну если посчитать за 20 лет преподавательской работы, каждый выпуск примерно 300 человек, получается примерно 6 тысяч человек.

— А с тех пор, как вы сами были студентом, многое поменялось в системе образования врачей?

— Система кардинально изменилась. Когда мы учились, была в ходу патерналистская система, когда учитель — Бог, учащийся — раб. Это еще от Игнатия Лойолы пошло — он считается основателем одной из первых  педагогических школ. Repetitio mater doctrinae  (повторение — мать учения — Прим. Ред). Это его постулат. И вот с этого началось все образование. Мне довелось по гранту быть в Страсбургском университете. Там был семинар как учить педагогов для медицинских вузов. И там лекции читал профессор, который показывал гравюру XI века, на которой изображен школяр и монах с морковкой и вилами, что олицетворяет принцип кнута и пряника. Другого способа мотивации нет. И в медицине особенно. Я не знаю других наук, где был бы сопоставимый объем информации, которые нужно усвоить. И каждые пять лет этот объем удваивается. Именно поэтому врачи каждые пять лет проходят повышение квалификации, экзамены, сертификацию. На этом государство не экономит.

— Информации стало больше, но люди остались прежними. По вашему мнению, они готовы воспринять этот увеличившийся объем информации?

Мудрость преподавателя состоит в том, чтобы отобрать именно тот материал, который нужно давать обучающемуся. Заставлять учить весь массив бессмысленно.  В отборе материала должна быть логика. Дальше студент возьмет учебник, справочник, пособие, почитает. А вот логику, клиническое мышление необходимо сформировать. И в этом задача преподавателя. Это базовый принцип. Первые три года обучения в медицинском вузе — это фундамент. Физиология — это функция, анатомия — это строение. На этот фундамент потом можно нанизывать любые клинические дисциплины.

— Обучение в медицинском вузе всегда считалось сложным. Много студентов отсеивается в процессе?

— Раньше первые три курса отсев был 15-20%. За это никто не ругал. Сегодня мы в буквальном смысле боремся за каждого студента, потому что поменялась система финансирования. Есть у тебя 100 студентов, получи 100 рублей. Сократилось количество студентов — сократилось финансирование. А преподавателю мы не можем платить меньше. Поэтому наша основная задача — сохранять контингент. Мы сначала возмущались, но ректор наш молодец, убедил нас: если абитуриент прошел ЕГЭ, горнило приемной комиссии, соответствует всем формальным признакам, значит дальше наша задача найти к нему ключик.

— И каков он ваш золотой ключик?

— Академическая группа во всех вузах — 25 человек .И только у нас — 12. Получается у нас работа почти индивидуальная. И основной секрет, как мне кажется, в том, что идет одновременно образование и воспитание. И что здесь первично, первое или второе, я даже затрудняюсь сказать. У меня принцип, что мы одна семья. И только когда студент это начинает понимать, возникает мотивация. В этот момент уже можно формализовать обучение. В процессе обучения у нас много игр. Игра очень полезна, потому что моделирует ситуацию. Даем, например, задание: изобразить пациента с инфарктом миокарда. Пока не выучишь теорию, ничего не получится. Таких методов сегодня много. Это называется симуляция.

— Кстати, говорят, что сейчас в процессе обучения применяется очень много симуляционного оборудования. Это действительно так?

— Да, у нас много оборудования, которое позволяет создать реалистическую модель. У нас есть, например,  тренажер, имитирующий роды. Там все по-настоящему. Даже ребенок плачет. Когда мы учились, такого не было. Подход был другой: там кости, там внутренние органы, все натуральное. Теперь это запрещено. В 2006 году был принят закон "О похоронном деле", в котором сказано, что человек и все его останки должны быть преданы земле или кремированы. Поэтому работаем с тренажерами, которые стоят космических денег. Но ничего, справляемся.

— А что еще изменилось?

— Теперь в лексиконе врача нет слова "больной". Есть пациент. Раньше группа студентов могла зайти в стационаре в палату и осмотреть пациентов, сегодня это тоже запрещено. Поэтому все больше работаем на тренажерах.

— А с набором проблем нет? Количество абитуриентов достаточное?

— С количеством проблем нет, но вот качество в целом снизилось. У нас в Приморском крае примерно 12 тысяч выпускников школ, а бюджетных мест в вузах тысяч 15. Понятно, что исходный уровень тех, кто идет в вузы, значительно снизился в последние годы.

- Российское медицинское образование считалось одним из лучших в мире. Из-за рубежа к нам по-прежнему едут учиться?

— Мы сегодня делаем ставку на Китай, Индию, у нас есть программы на английском языке. Есть студенты из Узбекистана, Армении, Таджикистана. Но большая доля — это стоматологи. Из других стран студентов не много, но были  ребята из Сирии, Израиля, Эквадора.  В этом году выпускаем двух афганцев.

— А есть конкуренция на Дальнем Востоке между медицинскими вузами?

— На Дальнем Востоке у нас врачей учат в Хабаровске, Благовещенске, Чите, Иркутске и во Владивостоке. Пять вузов у нас сейчас, все являются членами кластера.

— Как делите абитуриентов? Ведь населения на Дальнем Востоке не так много.

— Теоретически каждый работает на свою территорию. За Приморьем еще Сахалинская область закреплена — раньше это было даже юридически оформлено. Магаданская область, например, за Хабаровском. Это же не только абитуриенты, но и система переобучения. Пока так разделили.

—  Андрей Николаевич, есть такое мнение, что врачи — это своего рода каста. Друг друга никогда не выдадут. Согласны ли вы с этим и в чем это выражается?

— Да, согласен. Такое есть и за рубежом, только немного в другом формате — через систему страхования, профессиональных союзов и ассоциаций. У нас немного по-иному, но принцип тот же. Своих не бросаем. Сейчас это стараются формализовать. Но, думаю, это никуда не уйдет. И на самом деле, в этом нет ничего плохого. У нас еще в 70-е годы была такая история. Врач, акушер-гинеколог, единственная на весь город делала кесарево сечение. И всем женщинам, которым она делала операцию, она проводила стерилизацию.  Почему? После кесарева сечения на матке остается рубец. И при последующих беременностях есть угроза разрыва матки. А это тяжелый травматизм, часто приводящий к смерти.  А она одна может это делать, на весь город. Конечно, были те, кто против нее восставал. Но они ничего не могли сделать, потому что она единственный, уникальный в своем роде специалист. Потом эту историю, конечно, раскопали, был суд. Но никто из акушеров-гинекологов на суде не стал выступать в качестве обвинителя. Это дела давно минувших дей, конечно, но они как раз подтверждают тот факт, что кастовость в нашей профессии довольно сильна.

Сейчас идет процесс формализации и стандартизации. Все надо делать по инструкции и ни на шаг в сторону. Нас в свое время учили по-другому. Помню, мы студентами пришли на военную стажировку. Там в медпункте по стенкам развешаны инструкции. Что делать при гипертоническом кризе, приступе бронхиальной астмы — все по порядку, первое, второе, третье. Мы тогда смеялись: это для дураков написано. Нас учили по-другому, нет двух одинаковых людей, поэтому инструкции подходят не для всех. Сейчас все больше стандартный подход.

— Насколько сильна в вашей профессии семейственность?

— В медицине и искусстве, как мне кажется, преемственность поколений особенно важна, более того, она даже приветствуется. Если ребенок вырос в этой ауре, когда сегодня мама дежурит, завтра папа, разговоры о пациентах, обсуждение сложных случаев и диагнозов, он это впитывает. А самое главное ему передается ответственность, без которой в нашей профессии никак нельзя.

— Андрей Николаевич, вот вы затронули тему акушерства. Вы же часть своей профессиональной жизни посвятили именно этой работе.

— Да, после вуза я долго работал акушером-гинекологом, был руководителем лечебного учреждения и только потом стал деканом.

— А сейчас тоскуют руки по штурвалу?

Первую половину жизни я стоял у ворот, из которых выходит весь народ. И здесь самое главное, чтобы это не превратилось в обыденность, в работу у станка. Потому что каждая новая жизнь — это совершенно особенные ощущения и особенное счастье. С дежурства, бывает, выйдешь, и доволен собой. Это самое прекрасное чувство, ты как будто заряжаешься от каждой новой жизни.

В работе деканом это тоже есть. Молодежь тебя подпитывает. Смог увлечь студента своей лекцией, почувствовал его интерес и профессиональную отдачу, и как будто помог родиться новому врачу. 

— А первую жизнь помните? 

— Наверное, нет. Первые роды — это четвертый курс.  Стоял, помогал, мне дали сделать ревизию мягких родовых путей после родов. На следующем дежурстве мне позволили оказать пособие — то, что обычно делает акушерка. На шестом курсе только дали определить тактику ведения родов.  Как правило, человек считает, что роды принимает акушерка. Но акушерка всего лишь оказывает пособие при рождении плода, а ведет весь процесс врач. Он принимает решение продолжать роды или остановить, делать ли кесарево сечение и т.д. То есть решение необходимо принимать практически каждую секунду. Врача не видно. Все лавры от счастливых родителей, как правило, достаются акушерке, врач остается как бы за кадром.

Первые роды, которые я провел самостоятельно, это когда уже был официально оформлен в лечебном учреждении. Тогда уже вся ответственность лежала на мне. Поэтому, помню, бегал после родов в другое отделение, узнавал, как там "мои", сопровождал до выписки. 

— Кстати, раньше после родов долго держали, а сейчас все изменилось. Почему? 

— Новорожденный — это очень нежное создание. Понимаете? В течение первых 2-16 часов он сохраняет еще материнскую защиту, которую дала ему мать, и он относительно неуязвим. А потом защита пропадает, и он становится очень уязвим. Поэтому и держали в роддоме семь суток. Именно в течение этого времени могут реализоваться все осложнения, и у матери, и у ребенка. Сейчас другой подход — чем раньше ребенок окунется в ту среду, в которой ему дальше жить, тем лучше. И теперь у нас ранняя выписка. На третьи сутки делается прививка от туберкулеза. И потом уже мать и дитя идут на выписку.

- Какие еще вехи врачебного пути считаете важными? 

— Помню, как первый раз сделал кесарево сечение. А потом у врача наступает такой момент, когда он постиг все азы — лет через 5-7  — он перестает бояться и возникает состояние "уровень — Бог". А вот следующий этап — это уже более осознанный подход. Так получилось, что как раз к этому моменту я стал главным врачом роддома № 3. В любом другом учреждении главный врач — это администратор. В акушерстве есть такая особенность, что ты не сможешь работать главным врачом, если ты не лучший специалист в свое деле.  Если это не так, тебя коллектив отторгнет. Поэтому, будучи главным врачом, я занимался только самыми тяжелыми случаями. Потом, когда уже преподавал, всегда брал дежурства. Профессиональный навык в нашем деле нужно постоянно поддерживать.  

— Сколько всего, по вашим подсчетам, детей вы приняли как врач акушер-гинеколог?

— Никогда не считал, но, наверное, тысяч 7-10. 

— Получается, целая дивизия! А вот еще вопрос из прошлого — в Советском Союзе частная врачебная практика была запрещена. Но всегда были частные стоматологи и гинекологи. Почему?

— Ну, за стоматолога не буду говорить, понятно. А гинекологи понятно, чем занимались. Аборты были запрещены, а проблема нежелательной беременности существовала во все времена. С государственной точки зрения все объяснимо. Люди нужны были и в армии, и на производстве. Уповать на мораль было не очень эффективно, поэтому действовал запрет. И, конечно, были те, кто помогал этот запрет обходить. И у нас во Владивостоке, в роддом на Патриса Лумумбы привозили женщин после криминального вмешательства. Я там не работал, но на практике со студентами бывал. Случается, поступает одна женщина, вторая, третья — перитонит и одна и та же инфекция. Приходит следователь, естественно, все становится очевидным. Потом "лавочку", прикроют, месяц-другой все тихо. А потом опять начинается. Потому что запретом такие проблемы не решаются. Потом появились медицинские показания, социальные причины — изнасилование, муж в длительном заключении и т.д.  Когда эта проблема решилась на государственном уровне, и криминала стало значительно меньше. Теперь этим больше занимается церковь, различные социальные центры. То есть проблема больше ушла в область морали. 

- Андрей Николаевич, а вы смотрите сериалы про врачей?

-"Интернов" смотрел. Многие говорят, что это все ерунда. Но по-житейски интересно, хотя интернатуру у нас и отменили. Жаль, что литературы на эту тему сейчас почти нет. Но есть фильмы, которые показывают реальную жизнь медиков.

162365
43
37