Автор — ХОЛОСТЯКОВА Елена Александровна, кандидат экономических наук, заместитель директора филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу" — Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приморскому краю.
Приморский край является наиболее густонаселенным регионом Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО) и формирует более 30% численности постоянного населения и среднегодовой численности занятых ДФО, занимая при этом 2,7% территории. Будучи крупным по размеру экономики российским регионом, Приморский край в то же время заметно уступает в экономическом отношении регионам близлежащих стран. Так, по численности населения и размеру экономики Приморский край в десятки раз уступает таким соседним приграничным северным провинциям Китая, как Цзилинь и Хэйлунцзян.
Приморский край обладает выгодным географическим расположением в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее -АТР). Перспективы экономической интеграции России в АТР, в том числе в части наращивания не ресурсного экспорта товаров и услуг, в значительной степени связаны с развитием отраслей экономики Приморского края, а наращивание экспорта сырьевых товаров из регионов Сибири и Дальнего Востока в страны АТР во многом зависит от эффективности использования транзитного потенциала Приморского края. Таким образом, Приморский край выделяется среди российских регионов особой геополитической значимостью, от динамичности его развития во многом зависит успех федеральной политики, которая сегодня проводится на Дальнем Востоке.
По своему местоположению Приморский край имеет высокий экспортный потенциал и занимает позицию транзитного экспортного хаба для России на Дальнем Востоке. Большая часть экспорта — это транзитные грузы из российских регионов в страны АТР. Приморский край, в основном, экспортирует рыбную продукцию, нефтепродукты, изделия из древесины и металлы (в совокупности они составляют почти 90% экспорта). При этом основная доля экспорта приходится на Китай.
Особое значение имеет Приморский край как место базирования и тыловая база Тихоокеанского флота России.
Учитывая вышеперечисленные специфические особенности Дальневосточного региона в целом — Приморский край представляет особый интерес с точки зрения контроля над исполнением федерального бюджета на региональном уровне.
С целью оценки исполнения федерального бюджета на региональном уровне необходимо провести сравнительный анализ исполнения краевого бюджета по доходам и расходам за 2021 — 2022 годы. (таблица 1) [1,2].

Таблица 1. Фото: предоставлено Е.А. Холостяковой
Анализ, представленных в таблице 1 данных, показал, что плановое задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет за 2022 год выполнено на 101,9 процентов. При плане 126 637, 56 млн. рублей фактически в бюджет Приморского края поступило 129 082, 79 млн.рублей. Таким образом достигнут рост к уровню прошлого года в размере 112,6 процентов (фактическом выполнении краевого бюджета в 2021 году составило 114 662, 39 млн. рублей).
При осуществлении анализа контроля за исполнением федерального бюджета на региональном уровне необходимо уделить пристальное внимание денежным средствам, расходуемым на финансовое обеспечение функций, задач краевого уровня, которые составляют расходы консолидированного бюджета.
В целом можно сказать, что в консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.
Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой совокупность местных бюджетов и регионального бюджета в районе данного субъекта. Соотношение подобного бюджета с региональным — общее к частному. Это бюджеты муниципальных образований входящих в субъект РФ.
Функция консолидированного бюджета — объединение показателей бюджета заданной территории. Именно здесь отражаются условия баланса доходов с расходами госбюджета, результаты планирования, реализации финансовой бюджетной политики региона.
Рассмотрим доходы и расходы консолидированного бюджета Приморского края — таблица 2 [3].

Таблица 2. Фото: предоставлено Е.А. Холостяковой
Краевой бюджет в 2022 году исполнен с дефицитом. Это связано в том числе и с тем, что в 2022 году кредиты от кредитных организаций в краевой бюджет не привлекались. Бюджетные ассигнования, полученные от возврата бюджетных кредитов юридическими лицами и муниципальными образованиями края, отражаемые в составе иных источников внутреннего финансового дефицита краевого бюджета, меньше ассигновании на их предоставление.
В целом — дефицит допустим, когда он временный и не переходит границу 10% от величины доходов. При превышении уровня 20% дефицит считается критическим [4].
Так, в Приморском крае, величина расходов превышает уровень доходов на 10,4.
Преодолеть дефицит консолидированного бюджета возможно путем развития производства, достижения финансовой стабильности всех предприятий, отраслей любых форм собственности, активизации предпринимательской деятельности. Также для обеспечения устойчивости бюджетных отношений возможно установление размера дефицита бюджета.
Говоря об исполнении федерального бюджета на региональном уровне нельзя обойти государственный внешний и внутренний долг Приморского края (таблица 3).

Таблица 3. Фото: предоставлено Е.А. Холостяковой
Государственный долг подразделяют на внутренний и внешний [5,6].
Государственный внутренний долг — долговые обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие в валюте Российской Федерации. Государственный внешний долг — долговые обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте.
Объем государственного долга Приморского края на 1 января 2023 года составил 8 415, 68 млн.рублей или 6,5 процентов от объема доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Объем долга по государственным гарантиям Приморского края на 31 декабря 2022 года составил 438, 43 млн. рублей; исполнение гарантийных обязательств за счет средств краевого бюджета в отчетном году не осуществлялось.
Список литературы и библиографических ссылок:
1. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ [ Электронный ресурс]. — URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=UsDnrQ&base=LAW&n=452893&dst=100953&field=134#cx7RZlTS1Ud7258D1 (дата обращения: 31.07.2023).
2. О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов: Закон Приморского края от 21.12.2020 № 963-КЗ. № 10 [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2500202112210002 (дата обращения: 31.07.2023).
3. О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов: Закон Приморского края от 21.12.2021 № 31-КЗ. № 10 [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2500202112230002 (дата обращения: 31.07.2023).
4. Электронный бюджет. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: https://budget.gov.ru/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0?regionId=45000000 (дата обращения: 31.07.2023).
5. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных // Сайт научно –исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации. — URL: https://www.nifi.ru/ru/rating: дата обращения 31.07.2023).
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=anOOZlTCye0e02nZ1&cacheid=02106413B8DF798DDD26796004652FAC&mode=splus&rnd=UsDnrQ&base=LAW&n=432230&dst=1000000001#ySTOZlTCe6mDbGXP1 (дата обращения: 31.07.2023).