На прошедшей в Китае ярмарке удалось не только восстановить, но и установить новые деловые связи. Эти встречи помогут сотрудничеству двух стран, а также помогут создать новые проекты инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества. Подробнее о визите и достигнутых договорённостях рассказал руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков.
— Алексей Юрьевич, в середине июня приморская делегация приняла участие в Харбинской ярмарке. Можете подвести итоги визита и рассказать какие будут дальнейшие шаги в рамках сотрудничества нашего края с китайской стороной?
— Участие в Харбинской ярмарке для делегации из Приморского края — это хорошая возможность восстановить старые и утраченные связи, а также установить новые контакты с потенциальными партнерами. Мы предложили китайской стороне поучаствовать в ключевых проектах инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества. В рамках ярмарки мы провели "День Приморского края", где презентовали наш регион. На стендах были представлены образцы товаров наших предприятий под брендом "Сделано в Приморье". Также мы провели деловые переговоры между предпринимателями и организовали отраслевые круглые столы по инвестициям, сельскому хозяйству и логистике.
Подводить какие-то итоги рано, но все наши инициативы и предложения вызвали широкий отклик у официальных и деловых кругов Китая. Тем не менее, уже сейчас идет работа по созданию совместных отраслевых рабочих групп для более детального обсуждения проектов в области развития приграничной и портовой инфраструктуры, промышленных парков, логистики и транспорта, строительства, сельского хозяйства, спорта и туризма.
Эти переговоры продолжатся уже во Владивостоке в рамках восточного экономического форума в сентябре этого года. Также на ВЭФ будет подписан план реализации социально-экономических проектов до 2025 года с китайской провинцией Хэйлунцзян КНР.
— Китайские компании и Приморье связывает тесные взаимоотношения, которые были приостановлены в связи с пандемией коронавируса, восстанавливаются ли сейчас эти связи?
— Китайские компании давно работают в Приморье, в самых разных сферах: это торговля, туризм, общепит, сельское и лесное хозяйство, логистика. Действительно, после начала распространения новой коронавирусной инфекции и закрытия границ многие компании приостановили свою работу, а некоторые закрыли свой бизнес, связанный в основном с туризмом.
С начала этого года, после открытия границ, некоторые предприниматели стали возвращаться и уже работают в Приморье.
— Каковы интересы российских предпринимателей в Китае? Идут ли китайские власти на контакт с бизнесменами из России?
— Интерес российского бизнеса простой: наладить каналы сбыта российской и приморской продукции под брэндом "Сделано в Приморье", а также обеспечить стабильные поставки для нужд промышленных предприятий тех товаров и сырья, которые у нас отсутствуют.
Для некоторых приморских компаний актуален вопрос привлечения инвестиций в свои проекты и предприятия.
Если интересы российского и китайского бизнеса совпадают, то выстраиваются конструктивные деловые отношения и компании стабильно работают. Есть некоторые законодательные ограничения в Китае, например в поставках молочной и мясной продукции на китайский рынок, но мы ведем работу по снятию таких ограничений.
— Насколько готова пограничная инфраструктура Приморья к продолжению сотрудничества с Китаем. Возможно, ее необходимо расширить?
— У Приморского края и приграничных провинций КНР Хэйлунцзян и Цзилинь огромный потенциал в части расширения торгово-экономического сотрудничества. Приграничная торговля с КНР — важное направление взаимодействия двух стран, в котором занято большое число предпринимателей и жителей Приморья. Вместе с тем, есть определенные сдерживающие факторы: это недостаточное развитие приграничной и портовой инфраструктуры. Это показали объемы перевалки грузов, которые значительно выросли с 2020 по 2022 годы. Наши порты справились не без труда с потоком грузов, которые были переориентированы на порты Дальнего Востока и Приморского края с других направлений. В этой связи необходимо развивать наш транспортный хаб, модернизировать перегрузочные комплексы, расширять причальные площади.
Также требует особого внимания развитие приграничных автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Сейчас они активно строятся. По планам Минтранса России они должны быть введены в работу в 2025 году. Это, конечно же расширит возможности транспортно-логистического бизнеса по перевалке грузов и позволит в полной мере реализовать потенциал Приморья как транзитного транспортного узла между Европой и Азией.
— На ярмарке в Харбине было решено, что Китай и Северная Корея создадут в Приморье новую международную территорию опережающего развития. Какие льготы будут предоставляться резидентам этого кластера?
— Приморский край видит широкие перспективы инвестиционного партнерства с КНР в рамках уникальных стратегических проектов — территорий опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток. Льготные условия ведения бизнеса уже высоко оценили наши зарубежные партнеры и инвесторы. На этих территориях сегодня реализуется 42 проекта с участием китайского капитала, уже вложено 7 миллиардов рублей. При этом объём заявленных инвестиций составляет 65 миллиардов рублей. Вместе с тем, министром по развитию Дальнего Востока и Арктики была озвучена инициатива создания Международной ТОР. Её особенностью будет действие не только российского, но и зарубежного законодательства, а её резидентами могут стать только компании, выпускающие высокотехнологичную продукцию.
Что касается льгот, то мы надеемся, что они будут сопоставимы с преференциями действующих ТОР и СПВ, а возможно и лучше.
— Насколько выросла торговля с Китаем в последние годы, в каких валютах ведётся расчет?
— Китайская Народная Республика является главным партнёром России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ведущим внешнеторговым партнером Приморского края. По итогам 2022 года торговый оборот между Китаем и Приморским краем вырос на 46% и достиг 7,5 миллиардов долларов. При этом значительная часть расчётов ведется в юанях. Какой это процент, сложно сказать, но сам факт уже говорит о том, что мы постепенно отходим от использования доллара в международных расчетах.
Мы планируем увеличить объём торговли Приморского края с Китаем дополнительно на 2,5 миллиарда долларов и довести общий торговый оборот до 10 миллиардов долларов к концу 2023 года.
— Помимо Китая какие представители каких стран примут участие в Восточном экономическом форуме?
— В мероприятиях Форума традиционно примут участие различные страны мира, в основном это страны—партнеры из Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме этого, мы ожидаем официальных лиц и представителей бизнеса из стран Латинской Америки и Африки.