С этого года после пандемийного перерыва для жителей Приморья возобновилась возможность посещать Китай. Наиболее экономный и быстрый для этого способ — через автомобильные пункты пропуска. Приграничные города Поднебесной вышли из туристической спячки и восстанавливают свои былые конкурентные преимущества. Наращивают обороты на этих территориях сферы промышленности, торговли и производства. Убедиться в этом удалось представителям приморских СМИ в ходе трехдневной поездки, организованной Генеральным консульством КНР во Владивостоке совместно с приморским отделением Союза журналистов России.
Логично, что визит совпал с открытием 9-й Китайской международной выставки приграничной торговли (Суйфэньхэ), организованной Китайской международной торговой палатой. Генеральный секретарь Международной торговой палаты Китая Сунь Сяо в своей речи на церемонии открытия не единожды подчеркивал, что страна сегодня ориентируется на всестороннее сотрудничество и политику взаимного выигрыша. Собственно, выставка в Суйфэньхэ в полной мере отвечала этим словам.
Стоит отметить и высокий уровень представительства. В церемонии открытия приняли участия член постоянного комитета горкома КПК г. Муданьцзян, первый секретарь горкома КПК г. Суйфэньхэ Ло Хайтао, Генеральный консул РФ в Харбине Сергей Линник, Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей города Муданьцзян Чжэн Цзюньцао и другие.
В павильонах мероприятия можно было найти все, что угодно — от спортивных квадроциклов, программного обеспечения и промышленных лазеров до бильярдных столов и горячего соевого молока. Участие принимали бизнесы из Китая, России, Вьетнама, Республики Корея и других стран. Демонстраторы рассказывали о продукции горячо и с любовью, тем более, что в большинстве точек ее можно было не только попробовать, но и приобрести.
Кстати, на полях выставки было объявлено об открытии в приграничном Суйэфэньхэ склада №1 автомобилей и строительной техники Лунцзян. Мэр города Ван Лэй отметил, что Владивосток является крупнейшим центром торговли и дистрибуции подержанных автомобилей на Дальнем Востоке. Новый склад повысит конкурентоспособность автомобильных компаний на Дальнем Востоке и расширит каналы экспорта в Россию. Правительство Суйфэньхэ также сосредоточится на создании Центра торговли подержанными автомобилями, объединяющего демонстрацию, торговлю, логистику, взаиморасчеты, страхование и т.д. Таким образом, брошенные Японией возможности по продаже машин с пробегом на российский Дальний Восток перехватил Китай, что свидетельствует о живом интересе приграничных территорий Побнебесной в сотрудничестве с Приморьем. Приморье в этом, безусловно, не менее заинтересовано.
Приятно было видеть на выставке не только продукцию приморских фабрик и заводов (большой ассортимент конфет и молочки), но и картины известных приморских художников. Так, свои произведения на мероприятие привезли Илья Бутусов и Сергей Черкасов.
На выставке можно было ознакомиться с широким рядом китайской продукции. Логично, что поездка продолжилась посещением заводов и фабрик, где эта продукция производится.
Китай, как и Россия, создает специальные преференциальные режимы для бизнеса, привлекая инвесторов создавать у них различные производства. В приграничном Китае, в отличие от Приморья, они выделены территориально — это огражденные зоны, не большие по размеру, но крайне насыщенные по объектам и инфраструктуре. Инвестор, приходящий сюда, не задумывается, где брать электричество, воду и т.д. — все уже подведено. Бери и стройся. Поэтому поездка от одного завода к другому занимает несколько минут.
Сами заводы максимально автоматизированы, завернуты в хромированный хайтек (все оборудование новое и блестит в лучах искусственного света, как рыцарский доспех), и, в целом, если не смотреть на вывески и стенды, то производство пива, молока и соевого масла сложно отличить друг от друга.
В зоне развития Суйфэньхэ делегация посетила компанию Liangyun (переработка пищевых продуктов и выпуск, в том числе, соевого масла) и пивоварни Zinnbach Craft Brew. Это два быстро развивающихся завода, которые работают в три смены. Основным рынком сбыта является Харбин. Примечательно, что сырье для производства масла, в частности, доставляется из Приморья — еще один пример взаимовыгодного сотрудничества и ситуации взаимного выигрыша. В то же время, китайская сторона наращивает и свою сырьевую базу.
В зоне развития города Муданьцзян представителям приморской делегации показали завод Wanding Dairy. Здесь делают порядка 200 тонн продукции в день (молоко, йогурты и т.д.) Производство налажено также в три смены по 8 часов. Интересно, что Китай всегда считался не молочной страной. Бизнес видит в этом большие возможности для роста — потребление молока постоянно растет. Сырье, в частности, также поставляется сюда из Приморского края, что представляется широким полем для дальнейшего укрепления экономических отношений.
В зоне развития города Мулин приморские журналисты посетили производство облепихи Zhongmu Seabuckthorn Industry. В 80-х годах прошлого века китайское правительство создало программу выращивания облепихи для улучшения экологической ситуации. В дальнейшем же, при прагматичном подходе, все это превратилось в выгодный бизнес и бустер экономики на территориях произрастания растения. Поразительно, сколько видов продукции можно создать из этой ягоды — соки, экстракты, масла, тоники и т.д.
Стоит также отметить привлекательность сферы гостеприимства в приграничном Китае. Суйфэньхэ исторически был туристической меккой для жителей Приморья и готов вновь побороться за этот статус. Несмотря на то, что часть развлекательной инфраструктуры еще раскачивается (в основном — бани, сауны и массажные салоны) восстановили работу большинство отелей. Гости, пребывая в город, проезжают под одним из символов нового Суйфэньхэ — воротами Суйфэньхэ, высотой в 50 метров. К услугам туристов Музей Китайско-восточной железной дороги. Для города это особый предмет, ведь именно с железнодорожной станции начинается его история. Работают городской музей, Большой белоснежный терем (бывшая резиденция премьер-министра и члена переговорного отделения железной дороги Суйфэньхэ, построенная в типично русском стиле), кафе "Чехов" (неподалеку от места, где останавливался Антон Павлович), церковь Святого Николая (основана в 1913 году) и, естественно, то, в чем Китай особенно силен — парковые пространства. А именно — парк Бэйхай в самом центре города и современный тематический парк Долина Любви.
В конце поездки приморская делегация выразила благодарность Генеральному консульству КНР во Владивостоке за организацию мероприятия, которое внесло вклад в развитие международных приграничных связей.