Двоих приморцев, убивших человека 28 лет назад, заключили под стражу
20:08
В Приморье суд отменил решение о возврате лагеря "Лесная Поляна" в собственность города
19:32
Кожемяко: "Единая Россия" начнет подготовку к выборам в ЗС ПК с 1 января 2025 года
19:21
"РТКОММ" продлил акцию на оборудование MultiSimBox
19:14
Рекордные доплаты начислят пенсионерам к Новому году – даты выплат в декабре
19:11
Сотрудники Глобал Портс сдали 36 литров донорской крови
18:53
Мужчина из Владивостока стрелял из ружья с окна квартиры жилого дома
18:45
"85 лет вдохновения": во Владивостоке отпраздновали юбилей Дворца детского творчества
18:34
Лучший ресторан Дальневосточной кухни выбирают в Приморье!
18:33
Убранство Львов, взлет Весов и прорыв Рыб: подробный гороскоп на 28 ноября
18:30
Ольга Романова переназначена детским омбудсменом Приморья
18:07
Цепкий капкан эйфории: расклад Королей по мастям таро - как проявить суженного
18:00
В Чугуевском районе восстановлена работа линии электропередачи
17:52
Энергетики восстановили электроснабжение в Надеждинском районе
17:49
Вообще ничего святого: мошенники притворились известным приморским священником
17:43
Кожемяко: "Единая Россия" начнет подготовку к выборам в ЗС ПК с 1 января 2025 года 19:21
Сигнал бизнесу: более половины жителей Хабаровска готовы отказаться от продукции неэкологи 16:06
Парламент Приморья принял проект бюджета 2025 года с ростом дефицита на 56% 14:14
Три городских округа в Приморье стали муниципальными из-за низкой плотности населения 13:22
На ремонт дорог к погранпереходам в Приморье есть концессионер, но его не раскрывают 12:27
Со второго номера списка "Единой России" сняли полномочия депутата парламента Приморья 12:18
Олег Кожемяко рассказал, о чем спросил бы президента на "Прямой линии" 26 ноября, 21:37
Андрей Брик: Дискуссии о мастер-плане Владивостока окончены, задачи нам всем поставлены 26 ноября, 18:52
Выданные в России карты UnionPay отключают от работы 26 ноября, 16:01
Всеобъемлющее стратегическое партнерство России и КНДР: стратегия, вызовы и возможности 26 ноября, 16:00
В ЕАО вновь будут бесплатно предоставлять уголь и дрова семьям бойцов СВО   26 ноября, 15:10
В мэрии Владивостока назначен замглавы по ТЭК: должность занял Роман Чернявский 26 ноября, 12:04
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной 26 ноября, 12:01
Власти Приморья просят Госдуму сделать проезд по дорогам к погранпереходам платным 25 ноября, 18:42
Интервью председателя Думы города Владивостока – скоро на PrimaMedia (АНОНС) 25 ноября, 16:17

Шлагбаум для "северного завоза": в порту Владивосток обнаружены "подводные камни"

Инвестор, за свои деньги восстанавливающий причалы в порту, сталкивается с противодействием. Вновь требуется вмешательство полпреда?
12 сентября 2023, 15:07 Бизнес #Бизнес Новости
Тематическая иллюстрация Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Одной из главных задач VIII Восточного экономического форума (16+), проходящего в эти дни во Владивостоке, является поиск решений для развития транспортно-логистического комплекса на Дальнем Востоке, от успешной деятельности которого зависит экономическая устойчивость страны. На площадке форума будет много говориться об интересе государства к развитию портовой инфраструктуры, которая, признаемся честно, на данный момент соответствует поставленным задачам не по всем параметрам, а значит, на первый план сегодня выходят новые проекты, которые при помощи федеральных структур реализует бизнес.

Казалось бы, посыл государством дан чёткий — поддерживать начинания на всех уровнях. Увы, но на практике есть ряд примеров, когда усилия реального бизнеса разбиваются о непреодолимую (хочется верить не навсегда) стену противодействия, в том числе со стороны госструктур. К примеру, в порту Владивосток, выполняющему сверхважную задачу по обработке грузов в сезон выгрузки рыболовных судов, вернувшихся с путины, а также обеспечению стабильной работы программы "северного завоза", уже год один из инвесторов не может отстоять свои законные права в противостоянии с, так скажем, конкурирующей фирмой, и ряда чиновников, поддерживающих её своей пассивной позицией.

Казалось бы, налицо типичный хозяйственный спор двух субъектов, и с учетом, что 90-е с их "разборками" остались в далёком прошлом, тема не стоит пристального внимания. Если бы не тот факт, что компания-инвестор, имеющая документально подтверждённые права на аренду трех государственных (!) причалов в порту Владивосток, до сих пор не может полноценно приступить к обработке грузов, а также производить проектирование и капитальный ремонт двух причалов. И это в то самое время, когда государство так нуждается в морских партах Дальнего Востока, а основной повесткой ВЭФ-2023 остро стоит пресловутый поворот на Восток.

В конечном счете, вакие препятствия могут привести к срыву масштабного проекта, поддержанного на краевом и федеральном уровне. Подробности — в материале ИА PrimaMedia.

Из истории вопроса

В июне 2022 года ИА PrimaMedia опубликовало материал-расследование о патовой ситуации в порту Владивосток с причалами №1, 2 и 3 бухте Диомид (ул. Калинина, 204А), арендатором которых с 2001-го по 2016 год являлось ООО "Востокморсервис".

2988610.jpg"Угроза северному завозу" как коммерческий интерес: что происходит в порту Владивостока

В резонансной ситуации, находящейся на контроле полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, разбиралась редакция ИА PrimaMedia

Согласно ЕГРЮЛ, ООО "Востокморсервис" было создано во Владивостоке еще в 1998 году. Специализация компании — "транспортная обработка грузов". Учредителем и генеральным директором компании является Владимир Викторович Сандомиров.

Причалы №2 и №3 были выведены из эксплуатации еще в 2014-2015 годах в связи с критическим износом инфраструктуры, а судьба причала №1, нуждающегося в текущем ремонте, зависла на неопределенный период. Одной из причин этого "зависания" вполне могут служить судебные тяжбы, инициированные тем же "Востокморсервисом".

4 мая 2022 года пресс-служба полпредства президента в ДФО распространила информацию о том, что заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития России и Росрыболовству (подведомственным учреждением которого является ФГУП "Нацрыбресурс" — прим. ред.) "в кратчайшие сроки разобраться в сложившейся ситуации и доложить о решении вопроса". Вопрос, как видим, вышел уже на федеральный уровень. Казалось бы, вот-вот и страсти, кипящие вокруг ветшающих на глазах причалов, скоро будут разрешены в пользу бизнеса, гарантирующего полномасштабный капитальный ремонт комплекса. Но даже спустя год (!) в порту Владивосток продолжают препятствовать инвестпроекту по восстановлению федерального имущества. Неужели кто-то так заинтересован в развале федерального имущества?

Отметим, что даже после расторжения договора аренды ООО "Востокморсервис" продолжало использовать причал и показывало неплохую рентабельность. Так, по данным отчетности ООО, выручка "Востокморсервиса" в 2021 году составила 520 млн 886 тысяч рублей, а чистая прибыль — 347 млн 445 тысяч рублей. В 2022 году показатели сократились, но не столь значительно — выручка составила 396 млн 590 тысяч рублей, чистая прибыль — 319 млн 012 тысяч рублей. При этом, получение денег на исполнение решения суда (дело № А51-16262/2017) по приведению в первоначальное состояние причалов, сегодня остается под большим вопросом.

Причалы ждут ремонта

Причалы ждут ремонта. Фото: ИА PrimaMedia

В сентябре 2022 года арендатором тех самых трёх причалов, нуждающихся в текущем капитальном ремонте из-за запущенного состояния, стало ООО "Дальневосточная стивидорная компания — Терминал" ("ДСК-Терминал"). Казалось бы, всё наладилось — наконец-то появился инвестор, у которого есть конкретный план по восстановлению федерального имущества, есть поддержка на различных уровнях. Но реальность оказалась куда сложнее — компания не может без проблем попасть на свою террторию, столкнувшись с противодействием.

Из первых уст

Генеральный директор ООО "ДСК-Терминал" Сабестьянович Станислав Владимирович:

— Наша компания планирует заниматься внутрироссийскими портовыми перевозками. Основные приоритеты — обработка транспортных рефрижераторов с рыбой, которые возвращаются с путины после перегруза в море рыбной продукцией, каботажные и генеральные грузы, в том числе, по программе "северный завоза". На данный момент мы реализуем инвестпроект в порту Владивосток на двух арендованных у государства причалах.

Мы согласовали с ФГУП "Нацрыбресурсы" график по капитальному ремонту двух причалов за счет собственных средств, получили согласования в Федеральном агентстве по рыболовству. В данным момент проводятся работы по геологическим изысканиям согласно графику по капитальному ремонту, ведётся работа по получению всех необходимых заключений и экспертиз. После чего планируем начать капитальное строительство. Мы готовы провести капитальный ремонт причальной инфраструктуры за счёт инвестиционных обязательств, то есть за счёт компании "ДСК-Терминал". Будут восстановлены 2-й и 3-й причалы, что послужит базой для создания новых мощностей логистического комплекса, в чём сейчас так нуждается наша страна!

1 / 2

— Что мешает успешной реализации проекта?

— Основная сложность сегодня — это беспрепятственное получение доступа на территорию имущественного комплекса, принадлежащего государству. Она ограждена глухим забором из металлических конструкций, который, предположительно, установила во время эксплуатации компания "Востокморсервис", предыдущий арендатор причалов и собственник прилегающей к ним территории. Поскольку причальные сооружения являются федеральным имуществом, оперативное управление ими осуществляет ФГУП "Нацрыбресурс", с которым у нас действующий долгосрочный договор аренды. В рамках инвестиционных обязательств мы должны восстановить 2-й и 3-й причалы. Разрабатывается, согласовывается вся необходимая проектная документация. На сегодняшний день уже произвели текущий ремонт причала №1, после чего сделано внеочередное освидетельствование проектным институтом ООО "НИЦ Восток", и он введен в эксплуатацию.

Понятно, что нам нужно уложиться в конкретные сроки, и мы это сделаем, поскольку понимаем, насколько это сейчас важно для государства. Однако мы сталкиваемся с рядом препятствий, которые могут помешать нам уложиться в чётко прописанные сроки в согласованном графике капитального ремонта. Тем не менее, даже на фоне противодействия мы на данный момент идём согласно графику. Просрочек у нас нет, всё выполняется чётко по графику, согласованному и подписанному с ФГУП "Нацрыбресурс".

ФГУП "Нацрыбресурс" является владельцем объектов прибрежно-портовой инфраструктуры и служебно-вспомогательного флота, находящихся в собственности РФ и предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. За предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено более 500 объектов недвижимого имущества, в том числе почти 200 гидротехнических сооружений (более половины из них сдаются в аренду).

— Вы встречались с представителями предыдущего собственника?

— Мы всегда готовы к конкретному диалогу. Неоднократно пробовали организовать встречу, писали обращения. Но нам категорически не идут навстречу. И никакого понимания с той стороной на данный момент нет.

Как это ни странно, не особо идет навстречу и новое руководство ФГУП "Нацрыбресурс". В феврале у ведомства сменился руководитель Приморского филиала ФГУП "Нацрыбресурс", сейчас им руководит Белоконь К.В. На дворе уже сентябрь, а мы до сих пор ни разу его не видели, несмотря на неоднократные запросы с нашей стороны. При этом мы не просим государственного финансирования, а всего лишь помочь в согласовании текущих рабочих вопросов, в том числе по беспрепятственному проходу техники на причалы для их ремонта. На них мы получаем формальные ответы, а ожидаемой нами помощи, как не было, так и нет. Приходится обращаться в органы прокуратуры и другие контролирующие инстанции.

1 / 3

Сейчас мы обратились с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и взять ее на личный контроль к руководителю Федерального агентства по рыболовству Илье Васильевичу Шестакову. Очень ждем ответ и принятия конкретных мер.

— На ваш взгляд, что нужно сделать для разрешения ситуации?

— Необходимо как можно скорее заключить договор о непрерывности оказания портовых услуг согласно федерального закона. По действующему законодательству, в портах есть принцип непрерывности территорий, работы тыловой площадки и среза воды, то есть причальных сооружений. На сегодня такой договор с ООО "Востокморсервис" не заключен, в связи с чем мы обратились в арбитражный суд. Надеемся на скорое и успешное рассмотрение наших исковых требований. Мы считаем, что согласно федерального законодательства о непрерывности работы в портах, ООО "Востокморсервис" обязан заключить с нами договор о непрерывности территорий. Это обяжет компанию не противодействовать нам, и наша проблема будет разрешена в законной плоскости.

— Почему так важен новый проект в порту Владивосток?

— Не секрет, что государство заинтересовано в развитии портов на Дальнем Востоке и чёткой организации обработки грузов. Это задачи федерального уровня, а во Владивостоке сегодня по необъяснимым причинам простаивают сразу три причала! При этом, все то, что мы пытаемся сделать в порту за собственные средства, восстанавливая федеральное имущество, сегодня не имеет ожидаемой поддержки со стороны ФГУП "Нацрыбресурс", одной из задач которого является как раз содействие бизнесу.

Редакция ИА PrimaMedia готова выслушать все заинтересованные стороны. Но описанная выше ситуация требует незамедлительного разрешения важного для транспортной отрасли проекта, на наш взгляд, уже оказывает негативное влияние на инвестиционный имидж региона. Пора повлиять на ситуацию мерами, предусмотренными законом.

Правила "северного завоза"

Президент РФ Владимир Путин в начале августа подписал закон, регламентирующий процедуру северного завоза. Он вступит в силу 1 апреля 2024 года. Федеральный координатор северного завоза (предполагается, что это будет Минвостокразвития) будет определять ежегодную потребность в грузах северного завоза на трехлетний период, а также их номенклатуру и объем, условия договоров. Перечень территорий северного завоза определит правительство РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.

Планируется создание единого морского оператора северного завоза (дата начала деятельности — не позднее 1 января 2026 года). Он обеспечит регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. По согласованию с федеральным координатором оператор будет утверждать маршрут и график движения судов. Основы ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза и правила регулирования тарифов на такие услуги определит правительство РФ.

Единый морской оператор северного завоза будет определяться правительством сроком на 15 лет. При этом оператор вправе проводить регулярные каботажные перевозки грузов как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц.

Президент также подписал закон-спутник, по которому в Кодекс торгового мореплавания РФ вносится поправка, по которой при каботаже обеспечивается в первоочередном порядке перевозка грузов северного завоза первой и второй категорий. В Устав железнодорожного транспорта вносится аналогичная оговорка приоритета грузов для ж/д перевозок.

Кроме того, правительство определит перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, их финансирование планируется осуществлять с 2026 года в размере 100%. По предварительной оценке, расходы федерального бюджета на содержание (ремонт, капитальный ремонт) данных объектов в 2026 году составят 7,4 млрд рублей.

223321
43
7