Как при развитии территорий не навредить уникальной природе региона — одна из тем обсуждения на сессии Восточного экономического форума (16+), посвященной инфраструктуре Дальнего Востока, сообщает ИА PrimaMedia.
По мнению Сергея Иванова, бывшего министра обороны России, а с 2016 года — специального представителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, есть регионы, где промышленность не нужна вовсе, например, на Камчатке, Сахалине и Курилах.
"Кстати, железную дорогу на Камчатку мы тоже не будем строить. Я на всякий случай предупреждаю, а то есть "головы", которые и такое предлагают", — отметил Иванов.
Он подчеркнул, что там нужно развивать авиасообщение. Напомним, в разные годы неоднократно обсуждалось строительство Ленско-Камчатской железнодорожной магистрали, но сегодня эти планы называют нереальными, поскольку в регионе для этого нет ни пассажирской, ни грузовой базы.
По его мнению, на некоторых территориях основной упор необходимо сделать на развитии транспорта и туризма. В качестве примера Сергей Иванов привел Итуруп — на одном из Курильских островов еще 20 лет назад не было причалов, аэропорта и даже асфальтового покрытия.
"Была одна старая полоса, построенная японцами для взлета камикадзе, а наши летчики умудрялись еще лет 60 там садиться. Построили современный аэропорт "Ясный" — первый аэропорт, созданный в России с нуля, и теперь на остров прилетают по 80 тысяч туристов при населении 6 — 7 тысяч человек", — сказал Иванов.
По словам спикера, еще один весомый плюс для островных территорий с появлением транспортной инфраструктуры — снижение браконьерства.
"Браконьеры поняли, что лучше я заработаю шофером, развозя туристов, чем буду браконьерить. Но без развития транспортной сети — развития Дальнего Востока не будет", — поделился Сергей Иванов.
Говоря о финансировании масштабных инфраструктурных объектов в регионе, участники сессии привели примеры встраивания бизнеса в проектах, не дожидаясь государственных вливаний. Одна из таких социально ответственных компаний, занимающаяся золотодобычей, находится в Амурской области — она построила дорогу между населенными пунктами, площадку для авиационной техники, сделала доступной в отделенных районах медпомощь. Эта же компания восстановила разрушенный мост и занимается его эксплуатацией.
При этом участники дискуссии подчеркнули беспрецедентный поток государственных инвестиций в развитие Дальнего Востока и результаты действия специальных режимом для бизнеса.
Как отметил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, в регионе действует 725 инвестиционных проектов в рамках Территорий опережающего развития с общей суммой инвестиций в 5,2 триллиона рублей. Создано 125 тысяч рабочих мест.
При этом с созданием новых экономических площадок необходимо строительство жилья, социальной и туристической инфраструктуры. Выступающие отметили проблему с размещением для туристов на Байкале, Камчатке, затронули и приморские города.
"В Находке — сумасшедшие пляжи, но нет инфраструктуры, которая позволяет достойно проводить досуг с семьей", — отметил Гаджимагомед Гусейнов.
Нехватка квалифицированных инженерных кадров, высокая стоимость жилья и недостаточно развивая инфраструктура — по мнению участников сессии сегодня государству и бизнесу необходимо сконцентрировать внимание на решении этих проблем.
"Важно найти правильные источники финансирования, возможность применить механизмы дальневосточной концессии, и все больше людей будет заинтересовано в том, чтобы переехать на Дальний Восток", — подытожил дискуссию президент группы промышленных компаний Лев Гориловский.