Снег не затруднил движение на трассах Приморья
12:49
Дебош на борту: пассажира из Приморья пришлось усмирять ремнями во время полёта
12:38
Экс-директор Приморского краевого центра народной культуры осужден на 7,5 лет
12:29
Губернатор Приморья оценил готовность дамбы в Уссурийске
12:19
На зимних каникулах приморцы катались на спусках Шерегеша
12:10
Мороз и солнце: какие выходные ждут жителей Приморья
12:02
В 2025 году на дорогах Владивостока появятся делиниаторы нового типа
11:57
Владивосток встретил очередной снег - фоторепортаж
11:48
В Приморье усилили контроль за турфирмами, которые могут скрывать доходы
11:30
Высокая ключевая ставка бьёт по Владивостоку: заморожен крупный проект
11:12
Жительница Лесозаводска лишилась автомобиля из-за нетрезвого вождения
10:57
Жителям Дальнереченска из-за тигра посоветовали убрать со дворов собак
10:51
Во Владивостоке задержан пьяный угонщик после погони с ДТП
10:36
Жители Приморья через суд добились выплат за снежный апокалипсис
10:20
Пограничные переходы в Приморье закроют на время китайского Нового года
10:00

На примере Шанхая и Нью-Йорка: как защитить Владивосток от потопов

Эксперты международного уровня рассказали о причинах затоплений в приморской столице и о том, как с ними справиться
Тематическая иллюстрация ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Ежегодно Владивосток, как и большинство прибрежных городов, страдает от тайфунов, ливней и, как следствие, потопов. С глобальными климатическими изменениями проблема подтоплений только ухудшается. О главных ошибках при строительстве Владивостока, причинах и решениях проблемы на примерах других стран рассказали ИА PrimaMedia специалисты градостроительства и архитектуры.

Причины затоплений

Как рассказал член Союза архитекторов России, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ Павел Казанцев, причины есть и объективные, и есть недочеты, допущенные в том же генеральном плане города.

"Объективные — с основания Владивостока, в первую очередь, застраивались равнинные территории (удобная транспортная доступность, железная дорога, обеспечивающая промышленные предприятия города и порт) — долины городских речек, которые являются основными городскими водотоками. Поймы рек, естественные подтапливаемые участки вдоль речного русла исчезли. А луга были отсыпаны и застроены. Но сток воды при этом вырос, так как одновременно осваивали и городские сопки. Для нужд строительства и обеспечения секторов обстрела для наших фортов, а то и просто на дрова, были вырублены леса, покрывавшие склоны холмов. В естественном состоянии деревья на вершинах и водоразделах сдерживали штормовые потоки, стекавшие с гор в речные долины. Сейчас вода сразу устремляется вниз по склонам, через асфальто-бетонные дворы на городские улицы, сеть которых во многом повторяет сеть городских оврагов и ручьев. И далее вода попадает в бетонные каналы городских рек, без утраченной поймы не вмещающие штормовые осадки", — рассказывает профессор.

Тематическая иллюстрация

Тематическая иллюстрация. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia

Действующий генеральный план города сохраняет историческую тенденцию на сплошную застройку городской территории — береговой черты, холмов и речных долин, не учитывая ландшафтно-климатические особенности побережья юга Приморья.

Понятно, что городу надо развиваться, и целый микрорайон "Зеленый угол" будет построен. Но надо быть готовым к тому, что микроклимат застройки западных склонов хребта Богатая грива, вдоль Амурского залива, станет менее комфортным и более влажным, добавляет ученый.

По словам градостроителя и дизайнера среды с фокусом на городской воде Оксаны Веселковой, городские подтопления возникают по трем причинам: изменение климата, недостаточная пропускная способность водоотвода и сокращение открытых зеленых пространств.

"Прибрежные территории рискуют сильнее — здесь действуют погодные факторы: ливни, приливные волны и штормовой нагон. При изменении климата Приморья теплый сезон удлиняется, повышая объемы стока. Прогревание океана приводит к росту штормовой активности.

Во Владивостоке стихийное затопление — результат двойной нагрузки — климатической и инфраструктурной. И если влиять на природу мы почти не можем, то инфраструктура водоотведения — контролируемый фактор", — объясняет Оксана Веселкова.

Как она рассказала, исторически дренажная сеть закладывалась совмещенной с хозяйственно-бытовой, и воды сбрасывались в океан единым стоком. С этой проблемой мировые города работают многостадийными программами разделения систем. Города “переросли” изначально заложенные мощности, и перекладка их в лучшем случае требует "распечатывания" уличной системы. Ситуацию усугубляет многоквартирная застройка, непропорциональная инфраструктуре. 

Как это исправить?

Эксперты утверждают, что эффективными средствами в борьбе с городскими потопами является комплексный подход, куда входит сохранение естественных "механизмов" дренажа, обновление инфраструктуры и, конечно, создание мастер-плана и органа, воплощающего план в жизнь.

Шаг первый: "Зелёные города"

Павел Казанцев считает, что в борьбе с городскими потопами можно предложить два уровня действий — перспективный и повседневный. Перспективный — в действующую градостроительную документацию и в разрабатываемый мастер-план Владивостокской агломерации надо вводить понятие "природный каркас города" и выделять те территории, которые задерживают штормовые осадки и обеспечивают климатический комфорт городской среды.

"Это уже названные вершины и водоразделы городских холмов, городские овраги и речные долины, а также устья городских рек. Если эти территории еще не застроены (агломерация Владивостока включает и остров Русский, и леса северной части полуострова Муравьева-Амурского, и граничит с устьем реки Раздольной) — по возможности оставлять их в естественном состоянии. А для уже застроенных территорий, при возможной реконструкции участков, предусматривать приемы благоустройства дворов и улиц, сдерживающих поверхностные водотоки. Тем более, что программа благоустройства города развивается довольно активно, и мероприятия по регулированию нашего муссонного климата вполне могут быть ее частью", — пояснил профессор.

По словам Павла Казанцева, ничего нового в перечисленных предложениях нет — в дождь топит не только Владивосток, но и другие города на холмах. Градостроительные программы города-губки, адаптированного к штормовым осадкам — действуют в том же Китае с 2015 года. В Шанхае, в рамках реновации городской среды вернули естественным дренирующим влагу ландшафтам 43% утраченных ранее территорий.

Штормов становится больше, а их интенсивность растет. В их период ни одна ливневая канализация воду с улиц города не уберет. К примеру, в Китае обустраивают поверхностные водотоки — во дворах допускают подтопление части территории, тех же спортплощадок, а на плоских кровлях устраивают газон. Откосы на пути воды террасируют, устраивают ступенчатые водотоки в виде каскадов из мелких водоемов с каменистым дном.

Смысл приемов — задержать воду и дренировать, впитать часть осадков на их пути к улице. Тот поток, что вышел на улицы, пускают по сухим руслам — газонам или каменистым дорожкам, уровень которых ниже проезжей части и тротуара. Та вода, что не вместилась в ливневки, течет вдоль дорог, не мешая пешеходам и транспорту.

В таких низинах, как площадь Луговая, по мировым практикам стараются собрать и отвести потоки влаги в "дождевые сады" — скверы с водостойкими зелеными насаждениями, подтапливаемыми в дождь. Одновременно такие скверы, дренируя влагу, очищают потоки воды, впадающие в морскую акваторию (как ранее "работали" природные заливные луга в устье рек Объяснения и Буяковки).

Восстановление естественных ландшафтов подтапливаемых территорий вдоль реки Объяснения

Восстановление естественных ландшафтов подтапливаемых территорий вдоль реки Объяснения. Фото: Дипломный проект Дарьи Яценко

Дизайнер среды Оксана Веселкова полагает, что в плотной городской среде интенсивность землепользования, в основном, будет расти, что и способствует усугублению проблемы. Это можно менять локально — выделяя участки под открытые зеленые системы, снижающие пиковые скопления воды и “эффект ванны”. 

Шаг второй: Мастер-план как взгляд в будущее

"У Владивостока сейчас есть уникальная возможность зафиксировать узкие места, которые показал тайфун, чтобы приоритезировать обновления. Это комплексная проблема, поэтому интегрированный стратегический план с четкими границами ответственности, но гибкой системой реагирования — по мере изменения внешних условий — должен опираться на мировые практики", — подчёркивает градостроитель Оксана Веселкова.

3838584.jpgВ Приморье будет жарче, чем сейчас в Сочи, к 2070 году — ученый о глобальном климате

Эксперт рассказала о климатических беженцах, преимуществах Дальнего Востока и связи леса и климата

В международной практике эти шаги прописываются в форме мастер-плана устойчивого развития — формата видения будущего, в котором развитие города идет по принципу “жизни с водой”. В городах Северной Европы еще в 70-80-х годах начали разрабатываться альтернативы инженерным решениям по водоотведению — зеленая инфраструктура — как раз по причине недостаточности работы подземных сетей. Ущербность этой системы раньше сводилась к запечатанным в коллекторы ручьям, которые чаще всего становились основными каналами сбора "ливневки", а берегоукрепительные стены рушились или провоцировали более сильный нагон на соседних территориях.

По словам экспертов, недавно принятый генеральный план Владивостока очерчивает тревожную картину возможной утраты природных территорий у воды, что с учетом стремлений увеличения плотности застройки только усугубит подтопления. И с этими параметрами трудно разобраться —  генеральный план как документ не имеет визионерской цели, и фокусируется на технических характеристиках.

Тогда как мастер-план по определению фиксирует коллективное видение “каким наш город будет через "икс" лет”. Такие вопросы как знаковые территории, характер застройки, культурные ценности, и конечно, зеленый каркас и "вода" формулируются в плане, проходя через множество кругов сбора мнений горожан. 

Далее стратегия может перейти в капитальные программы для разделения ливневки и координации с зелеными коридорами. Управление бытовыми отходами для снижения засора водоприемников также требует системного подхода. Нужна и переработка твёрдых бытовых отходов, и привлечение и просвещение горожан о последствиях распространения мусора по всем системам с выходом в океан.

Ливневые коллекторы

Ливневые коллекторы. Фото: Telegram администрации Читы

Шаг третий: Реновация подземных сетей

Как пояснили эксперты, во всем мире устаревшая система канализации также планово обновляется — нужно планомерно разделять типы стоков для эффективности очистных и фокусной работы системы. Водосборные элементы также могут защищаться от закупоривания и через организацию мусора, и через архитектуру самих улиц.

Расположение у океана не изменится, и нужно готовить городские системы к "штормовым явлениям", с опорой на научную базу и погодные условия, говорят спикеры.

Самым быстрым решением глобальной проблемы городских подтоплений становится благоустройство с перекладкой коллекторов. Это намного лучше, чем капитальный ремонт, поскольку даже в миниатюре происходит координация департаментов, и снижается риск вскрытия улиц второй и третий раз на обозримое будущее. Плюс — если соблюдаются принципы комфортной среды, появляются открытые пространства для “пассивного сбора” ливневой воды.

"К примеру, когда я занималась улицей Пречистенка в рамках программы "Моя Улица" в Москве и развитием общественных пространств Уфы с Центром Урбанистики, мы системно закладывали водосборные горизонты c учетом планов развития города в проекты благоустройства.

Применение принципов интегрированного управления водой облегчает задачу. Например, заброшенные участки или широкие дорожные полотна при перезагрузке используются в качестве временных площадок впитывания ливневой воды.

Я сейчас работаю над программой адаптации Нью-Йорка к климатическим изменениям с одной компанией. Для наиболее сложных мест создается программа быстрых побед, включающая сине-зеленые коридоры (green-blue corridors — природные коридоры с озеленением и естественными способами инфильтрации сточной воды — прим. ред.) и связную инфраструктуру накопления и отведения воды: резервуары, проницаемые покрытия, зеленые кровли", — сообщила Оксана Веселкова.

Шаг четвертый: Создание отдельного института

Долгосрочный план должен включать обучение местных сообществ принципам поддержки системы и создание соответствующих организаций — это многомиллионные вложения, признают эксперты. Соответственно, в проекте важен междисциплинарный подход — в нем сотрудничают департаменты транспорта, природоохраны, рекреации, экономического развития, мы — архитектурно-градостроительное бюро, и консультанты по социальному взаимодействию, финансам, и маркетингу.

По словам Оксаны Веселковой, важно создание межправительственной комиссии — ведь вода не имеет границ, и управлять единой системой необходимо с участниками всех профильных департаментов и ответственными экспертами. Передовая практика прибрежных городов — создание мастер-плана устойчивого развития для целевого бюджетирования технологичных решений. Он же помогает координировать интересы и действия сообща — департаментов, сообществ, и бизнеса — и существующие городские программы с частными проектами. Это многолетняя стратегия, но при грамотно составленном плане, метрики оценки промежуточных результатов будут сигнализировать о том, какие подвижки нужно делать по мере изменения внешних условий и новых данных.

Тематическая иллюстрация

Тематическая иллюстрация. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia

В работе над мастер-планом нужны грамотные инструменты — цифровой двойник сетей, параметрическое планирование на основе экономических и климатических прогнозов, и, конечно, тактическая урбанистика.

Последний инструмент только начинает применяться в управлении "городской водой" — но имеет огромный потенциал и для недорогого тестирования, и для "выращивания" экспертизы. Для создания новых систем главное — носители знаний. А когда это сами горожане — жизнь с водой становится естественным образом жизни.

Это же все очень дорого?

По словам Павла Казанцева, если говорить об экономической целесообразности таких программ, простого ответа нет.

"Если я как застройщик осваиваю верхнюю террасу вдоль проспекта Красоты, убираю грязный замусоренный лесок и обустраиваю придомовую территорию (асфальтовые парковки, бетонные дорожки), конечно, я создаю новые рабочие места, новоселы получают квартиры с видом на Золотой Рог, формируется морской фасад города. Но террасу улицы Светланской в дождь, те же дворы горожан на нижних отметках рельефа станет заливать больше и чаще (озеро на площади перед стадионом "Авангард", бывший Мальцевский овраг)", — отметил профессор.

Градостроитель добавил, что мероприятия по регулированию водотока, такие как замена асфальто-бетонной придомовой парковки на укрепленный газон, дренирующий влагу, обойдутся заметно дороже, газон также потребует повседневный уход. Это скажется на стоимости жилого квадрата, возможный инвестор может уйти, а город потеряет поступления в бюджет. 

Очевидно, что здесь нужна система стимулирующих мер в экономической области, компенсирующая дополнительные затраты застройщика.

Но результат таких мер будет выгоден не только тем, кто внизу, но и самим жильцам новостроя — та же зеленая парковка меньше греется в жаркий солнечный день ( 25 ⁰С в сравнении с 50-60 ⁰С), а зеленая трава очищает грязный городской воздух.

226304
43
37