22-28 сентября 2023 года во Владивостоке проходит первый этап фестиваля "Владивостокская крепость" (6+), который продлится до декабря 2024 года. Масштабное мероприятие, призванное привлечь внимание всей страны к одному из главных исторических наследий Приморья, символу патриотизма тех, кто осваивал тихоокеанские берега России, открылось общегородским концертом Adiemus (6+), который состоялся 22 сентября на Пороховом погребе №13 (остров Русский), сообщает "Информационное агентство PrimaMedia".
Это было грандиозное событие. Популярную во всем мире кантату (6+) известного британского композитора Карла Дженкинса исполняло более 120 музыкантов и солистов. Во-первых, это был симфонический оркестр "Московского театра "Новая опера" имени Е.В. Колобова под управлением дирижера Дмитрия Волосникова. Во-вторых, джаз-хор Свердловской государственной детской филармонии (лауреат и участник множества фестивалей как в России, так и за рубежом), который уже исполнял Adiemus на Международном фестивале "Ростовское действо" (2017 год) вместе с оркестром Новой оперы. И, наконец, кампанолог Василий Садовников, звонарь Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль", выпускник Ярославской школы колокольного искусства, постоянный участник фестивалей колокольной музыки.
Звонарь из Ростова Великого Василий Садовников. Фото: "Информационное агентство PrimaMedia"
Для концерта во Владивостоке специально отлили девять колоколов и изготовили звонницу (сооружение для подвешивания колоколов). Сделали это на колокольном заводе Свято-Данилова монастыря. Звонница останется во Владивостоке и, возможно, поспособствует зарождению приморской школы колокольного звона. К слову, мастер-классы и лекции по колокольному звону проходят в оставшиеся дни первого этапа фестиваля.
Объясняя выбор музыкального произведения для открытия фестиваля, директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай сказал, что Adiemus, по мысли организаторов, является мощным призывом к объединению человечества, призывом к тому, чтобы все жили в мире.
— То, что мы сейчас переживаем, — это история, которая создается у нас на глазах, которую мы создаем все вместе. При этом одним хочется восстановления орудий и реконструкций, аниматоров, одетых в форму российской императорской армии. Можно двигаться и в этом направлении, тем более что часть орудий уже восстановлена на форту Поспелова. Но, как оказалось, для того, чтобы в любом человеке, маленьком или взрослом, возникала радость, пушки совсем необязательны. Их тоже нужно делать, и, наверное, фестиваль реконструкции во Владивостокской крепости рано или поздно пройдет. Но для того чтобы крепость зазвучала, мы выбрали замечательное, красивое музыкальное произведение в исполнении известных коллективов. Мы считаем, что родившиеся в этот момент переживания сделают жизнь слушателей ярче и лучше, — сказал Виктор Шалай.
По словам дирижера Новой оперы Дмитрия Волосникова, этим концертом музыканты и певцы привлекают к Владивостокской крепости и самих жителей города, и тех, кто исполняет Adiemus в таких необычных, совершенно особых условиях.
— Сам Дженкинс, который наш проект оценил, сказал, что это будет лучшим воплощением его музыкальной идеи. Музыка в сочетании с движением. Не просто хор, а хор, пластически дополняющий музыку, которая в разных частях напоминает музыку разных народов. Слово Adiemus придумал сам Дженкинс. Но когда он покопался в латинском словаре, то увидел похожее слово, которое означает "Мы идем верным путем" (имеются и другие толкования созвучных слов: adeamus, означающее на латыни "мы посетим/приблизимся", или audiemus — "мы услышим" — Ред.). Это еще раз подтверждает наш верный выбор. Это шоу очень красочное, яркое, и то, что оно пройдет во Владивостоке, замечательно, — сказал Дмитрий Волосников перед выступлением.
Фестиваль "Владивостокская крепость". Открытие. Кантата Adiemus. Фото: "Информационное агентство PrimaMedia"
Adiemus Дженкинса совершенно необычное произведение. Написанные композитором "новолатинские" слова абсолютно не имеют никакого смысла с точки зрения реальной латыни. Он писал их с тем расчетом, чтобы они соответствовали оркестровым партиям, практически по наитию. Тем не менее, многие считают, что кантата написана на разных мировых языках и чуть ли не самых древних из них. Возможно, этому способствует и то, что кантата, написанная ре минор, представляет собой смесь музыки в африканском и кельтском стилях.
Кто знает, может быть, именно так наши далекие предки придумывали самый первый праязык, — сидя у костра, в пещере, после удачной охоты. Во всяком случае, то, что кантата исполнялась в пространстве Владивостокской крепости, наводило на такую мысль. Словом, это был удачный выбор. Тот, кто приехал ради Adiemus на Пороховой склад № 13, услышал не только музыку, но и зов бесконечной истории, одним из звеньев которой является Владивостоксая крепость.
Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Россия. Приморье. Наша история". Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.