После введения правительством РФ запрета на экспорт нефтепродуктов некоторые автозаправочные станции (АЗС) страны начали снижать цены на бензин. Увы, но не на Дальнем Востоке, где из-за недостаточной мощности двух имеющихся в наличии нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и логистических проблем цены в лучшем случае остаются на месте. Экономика в данном случае очень простая — привыкшие к такому положению дел автолюбители будут заправлять своих "железных коней" и по цене в 60 рублей за литр Аи-95, а раз так, то зачем собственникам АЗС терять доходы. Тем более что антимонопольная служба пока никаких мер реагирования на задранные вверх цены не предпринимает.
Ждать снижения цен на так называемых независимых АЗС (в Приморье это сети НК "Уссури", "Октант", "Бензо" и т.д.) придется, как минимум, до середины октября, когда бензин, закупленный на бирже по новым ценам, доедет по железной дороге до ДФО, сообщает ИА PrimaMedia.
Запрет на экспорт свою роль сыграет
Кризис на внутреннем топливном рынке начался в апреле 2023 года с роста цен на бензин. В июле ценники начали переписывать уже и на дизельное топливо. Динамика была обусловлена целым "букетом" факторов: высокий спрос в сезон летних отпусков, разгар сельскохозяйственных работ, начало закупок топлива для отдаленных регионов на востоке страны. Кроме того, предложение на бирже было нестабильно из-за ремонтов на нефтезаводах. Сыграло свою роль и ослабление рубля, на фоне чего продажи бензина и ДТ за границу стали ощутимо выгоднее поставок на внутренний рынок.
Власти в итоге пошли на крайние меры и с 21 сентября ввели запрет на экспорт бензина и дизтоплива. Мера действует для всех компаний, за исключением поставок в страны ЕАЭС по индикативным балансам или протоколам, предусмотренным межправсоглашениями.
Однако, даже после введения запрета, в рознице стоимость АИ-92 продолжила расти — с 49,7 рубля за литр (на 21 сентября) до 51,5 рубля за литр (на 26 сентября).
"Мы 21-го числа ввели эти запреты — на экспорт бензина и "дизельки". Вроде как снижение наблюдается на бирже, а за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 (стоил) 51,6 рубля, до 21-го числа был 49,7 — то есть цена-то растёт в розницу. Меры приняты, а цены растут. Что происходит в других звеньях, потребителя мало интересует, потребителю же результат нужен", — сказал президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства 27 сентября.
Президент Владимир Путин на совещании с членами правительства (27 сентября 2023 года). Фото: сайт Кремля
Глава государства предложил вице-премьеру Александру Новаку "плотнее" работать с компаниями.
Поэтому будем рассчитывать на то, что предлагаемые меры сработают, и с компаниями надо плотнее работать, мы уже с вами говорили, чтобы они тоже и свою ответственность понимали. Ясно, что экономика компаний и для нас важна, это курица, которая приносит золотые яйца, это понятно, мы должны бережно к ним относиться, всё понятно. Но тем не менее реагировать на происходящие события я бы просил вас более оперативно",
— сказал Владимир Путин.
Сказано — сделано. Биржевые цены на топливо на прошлой неделе наконец-то начали падать: на Аи-95 — на 21,3%, на Аи-92 — на 19,8%, на дизтопливо — на 17,9%.
Вице-премьер Новак уверен: после падения цен на биржах неминуемо и общее снижение цен на бензин. Потому что существует лаг между тем, как покупают нефтепродукты на бирже и продают уже потребителям непосредственно.
"Правительство приняло экстраординарные меры. Такого никогда не было, чтобы запрещали экспорт нефтепродуктов из России в полном объёме. Эта мера направлена, прежде всего, на стабилизацию внутреннего рынка, на стабилизацию цен. Мы видим положительный эффект от этой меры. Во-первых, цены на бирже упали резко на дизельное топливо и на автобензины — от 16% до 20%. Это, в свою очередь, сегодня уже транслируется для потребителей в мелкооптовом звене. В том числе и для сельхозтоваропроизводителей. Мы мониторим это в постоянном режиме, ежедневно", — сказал вице-премьер Новак в эфире программы "Москва. Кремль. Путин" телеканала "Россия 1" (ВГТРК).
Снижение, как и следовало ожидать, началось со столицы. На ряде АЗС Москвы ценники переписали на минус 25-30 копеек. В целом по стране цены снижаются в основном на колонках крупных нефтяных компаний.
Главные тренды июня в обзорном материале ИА PrimaMedia
Частные АЗС будут ждать до середины октября
Глава Российского топливного союза (объединяет розничных операторов топливного рынка) Евгений Аркуша отмечает, что Дальний Восток пока в отстающих по части снижения цен.
"Мы видим достаточно быстрое снижение биржевых цен. Сейчас они находятся на приемлемых значениях, обеспечивающих минимальную маржинальную доходность АЗС. Хотя и не везде, потому что в некоторых регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока нет такого значительного падения биржевых цен, как в Центральной России", — сказал он в интервью (18+), подготовившему обзор по ситуации на рынке нефтепродуктов.
Если сравнивать с падением биржевой стоимости нефтепродуктов, то мелкооптовый сегмент снижает цены не так динамично, но понижающаяся тенденция сформировалась и в мелком опте. Однако, здесь местами еще сохраняется проблема с нехваткой товара на нефтебазах, говорит глава Российского топливного союза: "Ценовые перекосы в рознице, когда нефтяные компании могли поставить цены на АЗС значительно ниже независимых, привели к тому, что резко увеличились объемы продаж на заправках ВИНК. Компании не успевали формировать достаточный запас топлив на нефтебазах, и этот факт сейчас дает о себе знать — на некоторых нефтебазах возникают сложности с наличием товара".
Всё просто — необходимо, чтобы подешевевшее биржевое топливо доехало до регионов, на что обычно требуется от пары недель до месяца.
"Снижение биржевых цен началось 19 сентября, то есть дешевый товар, по сути дела, еще не дошел до региональных АЗС. Дешевый товар будет на местах через к середине октября. Это заправки нефтяных компаний могут позволить себе быстрое снижение цен, частный же бизнес острее ощущает экономику и будет снижать стоимость по факту доставки более дешевого продукта", — считает глава Российского топливного союза.
Такие цены на независимых АЗС были в середине мая. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Представителей одной из независимых сетей Приморья заявил ИА PrimaMedia, что сейчас основной вопрос для частников не в цене, а в доступности топлива.
Купить бензин и дизтопливо на месте его производства практически невозможно, так как владельцы НПЗ в первую очередь снабжают ими близкие им сети. Да. Значительная часть уходит на биржу, но с учетом доставки через полстраны стоимость литра бензина на частных АЗС всегда будет выше, чем у структур ВИНК",
— сказал предприниматель.
ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания) — компания (или группа компаний, связанных структурой собственности), деятельность которой включает все производственные процессы в нефтяной отрасли — от добычи до продажи нефтепродуктов.
Как это работает
Главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов ООО "Петролеум Трейдинг" (частный топливный трейдер) Андрей Дьяченко пояснил, что проблема отечественного рынка нефтепродуктов заключается в том, что ценообразование оптового и мелкооптового сегментов более-менее рыночное (то есть, зависящие от баланса спроса и предложения), а розничного — нет.
"Крупные компании, имеющие собственную переработку и получавшие до недавнего времени компенсации от государства ("демпфер"), находятся в более выгодном положении на розничном рынке. Независимые компании не имеют такой финансовой поддержки и не могут безболезненно аккумулировать отрицательную маржу (когда цены мелкого и даже крупного опта с учетом доставки превышают уровень розничных цен). В тех регионах, где независимые участники конкурируют с розницей ВИНК, такие дисбалансы проявляются сильнее. Сейчас, когда оптовые цены значительно скорректировались, у независимой розницы маржинальность восстановилась, и риски банкротств снизились. Но если оптовые цены не продолжат снижение, то снижение розничных цен вновь сделает их чистый денежный поток отрицательным", — пояснял эксперт "Интерфаксу".
Эксперты отмечают частичную эффективность государственных мер и необходимость ценовой регуляции для частных АЗС
Отвечая на вопрос, как быстро биржевые цены отражаются на стоимости в мелком опте и на АЗС, Дьяченко говорит, что все зависит от удаленности заправки от НПЗ, оборота топлива на нефтебазах, бизнес-процессов оператора розничной сети.
"Там, где оборот высокий, срок поставки короткий, а компании хеджируют ценовые риски, трансляция оптовых цен в розничные может уложиться в 2-3 недели и даже быстрее. Но в тех регионах, где срок с момента покупки на бирже до получения на конечной станции измеряется 1-1,5 месяцами, экономически обоснованного снижения розничных цен ждать придется дольше", — сказал Андрей Дьяченко.
Но если мировые цены не начнут снижаться, причем значительно, рассчитывать на дальнейшее падение и устойчивое сохранение более низких оптовых цен не стоит.
"Издержки за последние годы выросли, стоимость кредитов растет, инфляция продолжает сохраняться на высоком уровне. Экономических факторов для установления низких оптовых цен, чтобы они удовлетворяли экономическим требованиям и производителей, и правительства, попросту нет. Если цены удержатся вблизи текущих уровней, стоит ожидать, что цены на мелком опте скорректируются (пошагово — сначала вблизи НПЗ, затем в среднем радиусе, и потом уже в отдаленных регионах). Но значительного снижения розничных цен я не ожидаю. По крайней мере возврата к ценам первой половины 2023 точно ждать не стоит" — говорит эксперт.
Напомним, что проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 гг. предусматривает субсидии для ОАО "РЖД" на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку во внутрироссийском сообщении моторного топлива, предназначенного для реализации на территории РФ, в направлении ДФО.
Большей частью субсидирование перевозок помогает всё тем же независимым АЗС, которые имеют определённые проблемы с получением необходимых объёмов топлива с местных нефтеперерабатывающих заводов и вынуждены держать высокие цены.