Дискуссия "Книги для детей о путешествиях и городах" (6+) собрала экспертов из Москвы и Владивостока на площадке Международной ярмарки-фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (ЛиТР, 6+) в рамках программы "Читающая Россия" и Ярмарки-фестиваля книжной и городской культуры "Красная площадь. Дальний Восток" (6+). Эксперты представили тематические книги о путешествиях своих издательств, обсудили, как привлечь внимание детей к книгам в эпоху, когда любая информация доступна в интернете и рассказали, почему детские книги нужны не только детям, но и взрослым, сообщает ИА PrimaMedia.
Модератором дискуссии выступил литературный критик и переводчик, лауреат премии "Большая книга" Михаил Визель, эксперты — главный методист, директор розничных продаж издательства "Самокат" Лена Титова, книгоиздатель и гендиректор издательства Ad Marginem Михаил Котомин и владелица издательства "Лютература" Диана Лютер.
В настоящее время из-за пресыщения технологиями привлечь внимание детей к книгам крайне сложно — любые красоты, диковины и развлечения уже давно есть в интернете. Дискуссию открыли вопросы о том, как заинтересовать детей в книгах и зачем это делать, когда любая информация уже доступна в интернете.
По словам Лены Титовой, в детских книгах информация представлена в таком виде, в котором ее не найти в интернете — кратко, интересно понятно, да еще и с красивыми иллюстрациями.
"Информация в книгах подана так, что найти в интернете ее именно в таком виде нельзя. Тема освещается совершенно по-другому. Например, книга "Транссиб. Поезд отправляется!" (0+) буквально родилась из социальных сетей — то есть, авторы книги в социальных сетях просили самих жителей городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, писать самые интересные факты о них. Или, например, книга "Фермерские рынки мира. Кругосветное путешествие" (0+) — эта книга три в одном: это путеводитель, книга-искалка и книга рецептов. В каждой из этих книг информация для детей представленная емко, интересно и понятно, так как не напишут ни на одном сайте" — отметила Лена Титова.
Михаил Котомин же, отвечая на этот же вопрос, пояснил, что по большому счету книги нужны не детям, а их родителям, которые с раннего возраста стремятся вложить в своих детей те ценности, которые они сами считают правильными.
"Наши проекты "Привет, Москва!"(0+) и "Привет, Петербург!" (0+) родились из интереса к визуальному аспекту культуры этих городов и из музейного опыта. Я думаю, что дети не выбирают книги, книги выбирают родители, потому что все они вкладывают в своих отпрысков какое-то свое представление о том, как человек должен правильно расти. Идет просвещение через стиль, через качественные иллюстрации", — добавил Михаил Котомин.
Михаил Котомин. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Диана Лютер рассказала о своей книге в стихах "Это Владивосток, детка!" (0+) и отметила, что все книги, которые написаны про города в любом формате работают не только на детскую аудиторию, но и на взрослую. Это объясняется тем, что книги начинают распространяться как сувенир или как память о городе, в котором некогда побывал человек.
"Наша книга "Это Владивосток, детка!" родилась из чистой и большой любви к городу. Нам хотелось поделиться ею именно с юными жителями, с только появляющимися жителями. То есть, изначально нашу аудиторию мы видели как самых маленьких домашних детей, которые еще самостоятельно на автобусе и трамвае не катаются. Мы хотели сделать им такой путеводитель по Владивостоку. Но, стоит сказать, что все книги, которые изначально посвящаем городам, перестают быть нацеленными только на детскую аудиторию практически с самого начала. У нас вышло точно также, хотя, казалось бы, в ней совсем мало какой-то информации, но она распространилась не только по всей Росси, но и по всему миру. Ее начали дарить люди друг другу как книгу-сувенир. Мне кажется, что именно любовь к городу сделала с этой книгой что-то большее, чем планировалось изначально", — акцентировала Диана Лютер.
Также в рамках дискуссии эксперты обсудили определенную "хитрость", ведь детские книги — это тот продукт, потребитель и покупатель которого являются разными людьми: приобретают книгу родители, а читать ее будет ребенок. Получается, что издательствам нужно выполнить две цели — достучаться до ребенка и, одновременно с этим, заполучить доверие родителя. По словам Дианы Лютер, родителям важно разрешить ребенку сделать выбор самому.
"В нашем книжном магазине мы постоянно просим родителей дать детям выбирать самим. Перед нами стоит цель, чтобы чтение для ребенка не ассоциировалось со школьным "надо", а было в удовольствие и больше с целью развлечения. Наша ежедневная пропаганда — ребенок выбирает, а вы его в этом сопровождаете", — отметила Диана Лютер.
Рассуждая на эту же тему Лена Титова пояснила, что книги, представленные издательством "Самокат", имеют двойное предназначение: они ориентированы и на детей, и на их родителей.
"Если честно, "Самокат" делает много для того, чтобы ребенок самостоятельно мог выбрать книгу. Но конкретно у этих книг нет какого-то возрастного ограничения. Их будет и интересно, и здорово получить в подарок и учительнице, и родителям, и ребенку. Это, в принципе, книги для семейного чтения. А вот, например, книга "Смотри: Байкал! Книга-путешествие"(0+) особенно актуальна сейчас, когда у нас так развивается внутренний туризм. Она может стать своеобразным путеводителем, подсказать взрослым, какие замечательные места можно посетить в нашей стране", — рассказала Титова.
Напомним, что международная ярмарка-фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (ЛиТР — 2023) (6+), посвященный литературному наследию страны и Дальнего Востока, и Ярмарка-фестиваль книжной и городской культуры "Красная площадь. Дальний Восток" (6+), проект, созданный командой Московской международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictioN и Книжного фестиваля "Красная площадь" (6+), пройдут во Владивостоке 6-8 октября 2023 года.
Проект состоится в рамках федеральной программы "Читающая Россия".
Мероприятия пройдут при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Правительства Приморского края, Министерства культуры и архивного дела Приморского края, администрации города Владивостока, при участии НКО "Фонда развития социальных инициатив", Дальневосточного филиала фонда "Русский мир", регионального оператора Исторического парка "Россия — Моя История" в городе Владивостоке, АНО "Приморский культурно-исторический центр", событийного фестиваля "Приморские муссоны", туристического портала Приморского края Visit Primorye. Стратегическим партнером фестиваля стала федеральная сеть книжных магазинов "Читай-город".
Информационные партнёры мероприятия сетевое издание VLADNEWS (18+), Сетевое издание Primorye 24 (18+), 8 телеканал (12+), Радио "Ви-Би-Си" (12+), Радио "Лемма" (0+), Дальневосточный глянцевый журнал [OFF] (18+), Сеть кинотеатров "Иллюзион", Радио "Дача" (0+), Love radio (0+).