Дальневосточное предпринимательство развивается семимильными шагами. Что сейчас подталкивает приморских бизнесменов на открытие своего дела? Мы спросили у приморских владельцев бизнеса о минимальных вложениях для старта и о том, с какими трудностями можно столкнуться в начале пути. Предпринимательские тренды и советы для начинающих — в материале ИА PrimaMedia.
Создатель центра дополнительного образования детей "Другая школа" Ольга Усик долгое время работала репетитором и педагогом. И в какой-то момент поняла, что пора прекращать работать на кого-то — пришло время открывать собственный центр, применив весь спектр своего опыта и знаний.
Компании 3 года
Старт без вложений
Прибыль через 1 год
Центр существует уже три года в Находке. Ольга считает, что сделать первый шаг несложно. Но надо адекватно понимать, что в первый год самостоятельной работы все заработанные деньги придется вкладывать в развитие, аренду, закупку материалов и рекламу, чтобы закрыть все потребности бизнеса.
По словам Ольги, главная проблема начинающих предпринимателей — брать все на себя и не уметь при этом отдыхать. С одной стороны, пока сам не пройдешь этот путь, в роли закупщика, грузчика, уборщика и администратора, не поймешь, что на самом деле хочешь от этой работы. С другой стороны, нельзя себя загонять: нужно перестать работать на выходных и планировать отпуск минимум 4 раза в год. Важно учиться делегировать.
С особой теплотой и трепетом руководитель школы вспоминает первые собеседования с педагогами.
"Когда я принимала педагогов в пустом кабинете с одним столом-книжкой и спрашивала у них: "А вас ничего не смущает? Вы готовы здесь работать?". На что они с горящими глазами отвечали: "Да, все нормально". А я уточняла: "А то, что мебели нет, не страшно?". В ответ слышала: "Ой, а мы даже не заметили". Приятно, что люди, которые хотят развиваться и реализовываться, не обращали внимания на бытовые неурядицы, а больше "работали" со смыслами", — с гордостью говорит Ольга Усик.
Она убеждена, что сейчас в бизнесе идет тренд на "экологию" и на социальное предпринимательство. Это одни из ведущих тенденций, и в принципе, любое дело можно с ними связать. Заботиться об окружающем мире и людях, которые работают на предприятии — это экология. Поддержка тех, кто оказался в тяжелой ситуации, волонтерство, работа на благо своего города и страны — это социальное предпринимательство. Эти понятия никогда не были на задворках, но сейчас это особенно актуально. И те предприниматели, которые уделяют этому внимание, всегда будут на шаг впереди.

Аналитики дочерней компании Сбера рассказали, кто и какой бизнес регистрировал в третьем квартале 2023 года
Школа программирования для детей KIBEROne существует во Владивостоке с 2020 года и как раз относится к категории социального предпринимательства.
Компании 3 года
Старт с вложением 2 млн рублей
Окупаемость инвестиций через 2 года
Владелец школы Виктор Ярулин в IT-бизнесе давно, начинал с компании по предоставлению услуг системного администратора на аутсорсинге. Параллельно учился основам менеджмента, регулярно просматривая информацию о франшизах в IT-сфере. В 2020 году решился на открытие школы программирования для детей по франшизе KIBEROne. Виктор считает такое образование востребованным, ведь в стране сейчас наблюдается явный дефицит IT-кадров. В работе владельцу пригодились и все накопленные знания, и приходилось учиться чему-то новому, получать другой опыт и стремиться к тому, чтобы развить более серьезный бизнес, в отличие от аутсорсинга.

Владелец школы программирования для детей KIBEROne
"Программирование увлекало меня со школьных времен. В 1996-97 годах в школах стали появляться компьютерные классы, и вместо уроков труда наш классный руководитель организовала для нас уроки программирования BASIC. Это, в целом, и определило мою дальнейшую траекторию образования и развития: далее я поступил в ДВГТУ на факультет информационных систем, где продолжил заниматься программированием", — вспоминает Виктор Ярулин.
Вместо открытия самостоятельного бизнеса Виктор предпочел покупку франшизы. Почему? Работа любой школы связана, прежде всего, с образовательной программой — ее нужно придумать, грамотно структурировать и понимать, что и как преподавать. Программа школы разработана специалистами из разных стран и имеет международные награды. И эта признанная и грамотно выстроенная образовательная программа доступна в готовом франшизном продукте. С учетом вложения собственных средств первоначальные вложения составили около двух миллионов рублей.
"Перед покупкой франшизы я бы посоветовал досконально проверить ее. Сейчас на рынке франшиз можно встретить категорию инфоцыган, которые многое обещают, но после покупки не оказывают поддержку и не выполняют свои обязательства. Важно читать отзывы о франшизе, искать ее покупателей и узнавать их результаты. Есть сервисы по проверке контрагентов — рекомендую проверить компанию, ее учредителей, убедиться в отсутствии уголовных дел и связей с экономическими преступлениями, — отметил владелец школы.
Виктор также отметил, что предприниматели в Приморье могут пользоваться государственной поддержкой. Например, он получил статус социального предпринимателя, совершенно не догадываясь, что дополнительное образование относится к этой категории бизнеса. В рамках этого статуса предлагается пройти обучающий акселератор, после которого возникает понимание социального эффекта от допобразования, то есть что будет с детьми через 5-10 лет после обучения, как оно повлияет на них. Социальный предприниматель также может воспользоваться льготными программами поддержки (кредиты, гранты).

На рынке последние три месяца наблюдаются взрывные скачки с ростом на 934% и падения
Руководитель компании "Примкосметика" по производству лечебной косметики от кожных заболеваний Ольга Трофимова поделилась, что ей решиться на бизнес было очень сложно, но главной мотивацией стали собственные проблемы с кожей. И их помогли решить разработки владивостокских ученых.
Компании 8 лет
Старт с вложением 500 тысяч рублей
Прибыль через 1 год

Руководитель компании "Примкосметика" по производству лечебной косметики от кожных заболеваний
"Я увидела в этом большие возможности, потому что эти решения не были представлены на рынке, но при этом были высокоэффективными. Я захотела, чтобы эти разработки увидели свет, а не остались "в столе" на уровне исследований. Я решила сделать этот продукт доступным для всех, особенно для жителей нашего региона", — рассказала Ольга Трофимова.
По мнению Ольги, есть три причины, по которым умирают стартапы: недостаток финансирования, неудачно подобранная команда и отсутствие или ошибочность маркетинговой стратегии. Акцент важно сделать именно на маркетинге — ошибочно считать (а так случается, к сожалению, у многих), что на первых предпринимательских порах нужно думать только о создании продукта, его упаковке и продаже. Увы, в реальности, даже на низкоконкурентном рынке, о продукте необходимо рассказывать с самого начала, и финансирование рекламы нужно закладывать заранее. Более того, даже если вы рекламируете продукт в соцсетях и ведете страницу самостоятельно, в любом случае, это ваше личное время, поэтому нужно посчитать его стоимость и включить эти расходы в юнит-экономику.
Специфика бизнеса в Приморье — это, в первую очередь, особенности географического положения, близость развитых азиатских стран. У нас есть возможность посещать эти страны, смотреть, как ведется бизнес и чему-то учиться у них. Во-вторых, у нас есть региональная специфика близости к морю, и предпринимательство у многих связано с морепродуктами, с логистикой и добычей ресурсов. В-третьих, это и отдаленность региона, которая выливается в проблемы логистики, разница в часовых поясах. Эти трудности есть, но они привычны, и дальневосточники уже привыкли с ними справляться и, несмотря на все преграды, создавать успешный бизнес.
Одна из первоочередных сложностей, с которыми могут столкнуться начинающие предприниматели — это недостаток юридической информации. Люди не понимают, какое юр. лицо оформить, как правильно платить налоги, как оптимизировать налоговую базу. Кроме того, не все знают о мерах господдержки: для начинающих есть различные программы, субсидии, информационная поддержка и допобучение. Этими возможностями обязательно нужно пользоваться.
"Сейчас предпринимательство не воспринимается как что-то недоступное. Молодые люди стремятся к нему, они становятся смелыми и готовы брать на себя эту предпринимательскую ответственность. Бизнес, с одной стороны, дарит некую свободу, с другой стороны, это огромная ответственность, которую нужно нести самостоятельно предпринимателю. Таких людей становится всё больше, в последнее время они стали появляться и среди студентов, что мне кажется вообще чем-то сверхъестественным. Люди становятся смелее", — порадовалась Ольга.
По ее словам, с каждым годом становится все проще начать бизнес. Это связано и с появлением господдержки, и с возможностью наставничества опытных предпринимателей разного уровня — эти услуги дают возможность закрепить полезные навыки, которые помогут как на старте, так и в развитии бизнеса.
Немаловажный фактор увеличения числа предпринимателей — нынешняя геополитическая обстановка, которая способствует развитию собственного производства в России. Предпринимательства в разных формах становится больше, и это радует бизнесменов.
"Были смешные случаи, когда продукт уже стал известен, моя косметолог посоветовала мне мою же косметику. Или люди покупали нашу косметику на подарки родным, а после дарения узнавали, что у них она уже есть, с брендом они давно знакомы и этой косметикой регулярно пользуются", — улыбается Ольга.

В центре "Мой бизнес" во Владивостоке состоялась презентация новых механизмов развития и мер поддержки инновационных технологических предприятий края
Руководитель компании "Болдер" по производству спецтехники Алексей Спинка хотел стать бизнесменом с самого детства. Со временем он пришел к тому, что хочет зависеть только от собственных решений и нести за них персональную ответственность. Такая свобода есть только в предпринимательстве.
Компании 12 лет
Старт с вложением 16 тысяч рублей
Прибыль с первой же сделки
Алексей начинал с обычного автомобильного бизнеса, и со временем стал развивать свой бренд спецтехники "Болдер". Команда взяла за основу популярный китайский продукт — фронтальные погрузчики — и стала его дорабатывать силами российских инженеров и дизайнеров. В результате получился продукт из недорогих комплектующих, в красивом дизайне и с увеличенной функциональностью. Также компания уже более двух лет разрабатывает свой уникальный
продукт, с которым планирует выйти на международный рынок.

Руководитель компании "Болдер" по производству спецтехники
"Как-то мы отключили целый район от света (смеется). Это был далекий 2011 год, и нам надо было перегнать экскаватор на стоянку. По незнанию водитель не рассчитал длину стрелы и снес линию электропередач. Со страху никто не признался, но сейчас вспоминаем эту историю с улыбкой", — рассказывает Алексей Спинка.
Из трендов в целом по стране Алексей Спинка выделил все большее проникновение и использование искусственного интеллекта для удешевления услуг и снижения конкуренции — с его помощью можно делать проект дешевле, быстрее и с наименьшими ресурсозатратами. Если говорить о рынке Дальнего Востока, то текущая ситуация сильно изменила "общую картину" — везде сейчас реализуется тренд на импортозамещение и замену иностранных брендов на российские аналоги.
"Мы живем в замечательное для предпринимательства время. Несмотря на все кризисы, которые с ног на голову перевернули все логистические связи и вытеснили с рынка европейские бренды, все бизнесмены-дальневосточники находятся в логистически удобном месте. Нужно использовать эти возможности, развивая сотрудничество со странами Азии, импортозамещение, создание и анализ нового сложившегося рынка", — убежден Алексей.
По словам Алексея, сейчас есть возможность с региональным бизнесом выйти на всю Россию, и нужно обязательно этим пользоваться. Любые кризисные ситуации всегда дают дополнительные возможности. И компании, которые долго "раскачиваются" в текущей ситуации будут проигрывать. Сейчас все меняется, наступает время для нового бизнеса — новых идей и продуктов.

FESCO и ДНС расположились соответственно на 37-й и 41-й строчках рейтинга по полученной чистой прибыли в 2022 году
Создатель центра дополнительного образования детей "Другая школа"
"Мне было сложно, потому что лишних денег для вложений не было, и вся зарплата педагога и репетитора (20-80 тысяч) уходила на бизнес. Приходилось забывать про свои "хотелки" и привыкать к новой жизни. Но уже через год бизнес начал приносить результаты", — поделилась Ольга Усик.