Почему мастер-план — это в первую очередь "про деньги"? Какие возможности он открывает для развития территорий? Почему метро во Владивостоке должно быть наземным, и что такое пятнадцатиминутный город, рассказал советник главы дальневосточной столицы, член Союза Архитекторов России и градостроительного совета Владивостока Кирилл Солгалов, сообщает ИА PrimaMedia.
— Кирилл Юрьевич, работа над мастер-планом Владивостока продолжается?
— Вообще этот достаточно длительный процесс начался ещё в июне 2021 года. Тогда проводились опросы жителей на тему урбанистики и развития города. Были собраны восемь тысяч ответов, и на их базе разработано техническое задание. Уже в рамках поручения президента оно воплотилось в мастер-план Владивостока. Конечно, работа ещё не доведена до своего финала — продолжается согласование внутри органов администрации и доработка итогового документа, ведь мастер-план — это не просто презентация. Это несколько достаточно увесистых томов, каждый из которых включает определённый раздел жизни города и обеспечивает связанность всех заложенных в презентацию задач. В целом, работа будет продолжаться и после того, как документ утвердят, потому что следующие шаги — это внедрение мастер-плана, привлечение бюджетов разных уровней и работа со всеми заинтересованными сторонами.
К 2050 году дальневосточная столица должна стать глобальным городом
— Застройщиками прежде всего?
— Заинтересованной стороной является не только город сам по себе, и не только Приморский край, но и федеральные структуры и субъекты естественной монополии, в том числе "Российская железная дорога", и застройщики. То есть этот документ призван объединить всех.
— Кто-то из экспертов высказывал мнение, что мастер-план — это "инвестиционный лот" для девелоперов.
— Это не про инвестиционные лоты, это скорее про территории, которые требуют перспективного, в том числе комплексного развития и новых подходов к преобразованию. Есть определённые задачи и пути их решения для достижения Владивостоком статуса федерального центра к 2030 году, к 2040 году — центра Азиатско-Тихоокеанского региона, а к 2050 году — глобального города. Застройщики — лишь одни из бенефициаров, один из инструментов этого процесса.
— Когда мастер-план будет утверждён?
— Пока рано говорить о сроках. Скажу так: он будет утверждён после согласования всеми ответственными структурами.
— Многие эксперты, отвечая на вопрос о том, что мастер-план даст городу, отвечают — финансирование. Но каковы механизмы привлечения денежных средств, почему именно мастер-план должен этому способствовать?
— Потому что документ разрабатывался совместно с администрацией президента, при непосредственном участии помощника главы государства Максима Орешкина. Максим Станиславович глубоко изучил задачи, которые предстоит решить, и необходимый для их реализации объём финансирования. Был проведён анализ на предмет того, какой эффект эти средства принесут городу, бюджетам всех уровней и стране в целом. В рамках поручения президента по подготовке мастер-планов городов итогом этой работы станет перечень поручений каждому из курирующих федеральных, региональных и местных органов власти, а также субъектам естественных монополий. Будут определенны сроки финансирования и реализации тех или иных мероприятий. Собственно, главный итог — это денежные средства, которые поступят во Владивосток. Мастер-план — это прежде всего про деньги.
— Можно ли назвать цифры?
— Пока, к сожалению, не могу этого сделать. Сейчас мы проходим этап согласования, и правильнее будет говорить о цифрах после того, как их утвердят.
— Какие заложенные в мастер-плане ключевые решения вы могли бы отметить?
— Например, у нашего города есть уникальная черта — со всех сторон он окружён красивым морем. Но выхода к морю практически нет. Одна из задач — как раз решение этой проблемы. Территория вдоль Амурского залива от условного спорткомплекса "Олимпиец" и до самого конца полуострова Муравьёва-Амурского должна стать благоустроенной единой набережной, характеризующей Владивосток как морской город. Мастер-план связывает её с городской тканью, формирует облик нового Владивостока в рамках комплексного развития прибрежных территорий. Но ещё более важная задача — развитие системы общественного транспорта и создание инфраструктуры, которая позволит внеулично перемещать большое количество людей. Это так называемый проект легкого метро или внутригородская электричка.
— Наземное метро?
— Именно. Это метро, которое задействует существующую систему железных дорог по примеру московских центральных диаметров или МЦД. Во Владивостоке очень большое количество железнодорожных путей, они пронизывают практически всю территорию города. Использовать их в данных целях наиболее логично, и с точки зрения транспорта мы сможем обеспечить высокий пассажиропоток. Вспомните наши снегопады, когда жители Второй речки добираются на работу на электричке. Нужно развить эту инфраструктуру, сделать её эффективной, полноценно работающей, обеспечить загруженность в час пик. Ну и, конечно, создавать новые станции, открывать новые маршруты. Сейчас идёт проработка проекта совместно с РЖД и другими заинтересованными сторонами. Обсуждается расписание движения и необходимость строительства дополнительных железнодорожных путей вдоль основного хода движения.
— Возникали у вас в процессе работы над мастер-планом спорные моменты? К примеру, известный приморский архитектор Андрей Иванович Борняков считает, что аквапарку не место на острове Русском, а логичнее строить его где-нибудь в Надеждинском районе.
— Мастер-план вообще не рассматривает размещение аквапарка как такового, с одной стороны. Он не про это. С другой стороны, документ разрабатывался в русле концепции развития острова Русского с учётом образовательной, научной и развлекательной составляющих. Поэтому он и не содержит решений, включённых в эту концепцию, их реализацией уже занимаются федеральные органы исполнительной власти.
— То есть в мастер-плане не идёт речи о конкретных проектах, таких как парковки или торгово-развлекательные центры, которые могли бы вызывать споры?
— Думаю, вряд ли кто-то из нас поспорит с тем, что Владивостоку необходим общественный транспорт. Или что лучше иметь благоустроенную набережную, чем заброшенные полупромышленные территории вдоль Амурского залива. А каким образом и как это будет решаться в рамках конкретных проектов — уже иная задача другого уровня. Сейчас мы говорим не про отдельные точки, а скорее про зоны, которые могут развиваться по-разному, и под каждую из которых нужно будет делать свой конкретный проект. Разумеется, с проведением общественных обсуждений и других обязательных процедур. Но я бы сказал, что все решения и проблемы, озвученные горожанами в ходе сбора исходных данных, учтены в этом документе.
— Мастер-план каким-то образом решает проблему точечной застройки?
— Проблему точечной застройки он решает тем, что задаёт вектор комплексного развития внутригородских территорий, направления, к которым необходимо стремиться. Это так называемый пятнадцатиминутный город, когда всё должно находиться в пятнадцати минутах ходьбы от места проживания. Достаточно компактное, уютное жизненное пространство с коммерческой инфраструктурой на первых этажах зданий. Прямым аналогом такого города является центр Владивостока. Его строили, когда ещё не было автомобилей, и градостроители ориентировались на пешеходов. Внедрение концепции 15 минут позволит в дальнейшем анализировать застройку, которая будет появляться во Владивостоке, с учётом соответствия этим факторам.
— То есть мастер-план должен интегрировать новые проекты в уже существующую застройку?
— Грубо говоря, мы едва ли сможем избежать застройки собственником своего земельного участка. Но сделать так, чтобы эта застройка максимально интегрировалась в городскую ткань и была не чужеродным элементом, а наоборот, становилась важной частью архитектурного ансамбля, городской среды — это задача, которая стоит и перед мастер-паном, и поставлена в рамках недавно принятых правил землепользования и застройки Владивостока.
— Какие территории нуждаются в преобразовании в первую очередь?
— Например, в мастер-план включено комплексное развитие территории микрорайона Голубиная падь.
— Но ведь в Голубиной пади уже установлена зона комплексного развития территорий — КРТ.
— Мастер-план увязывает инфраструктурное развитие микрорайона с комплексным развитием соседних территорий, формирует целостную концепцию.
— Та же история — с районом Дальпресса?
— Безусловно, предусмотрено продление улицы пр-та Красного Знамени с выходом на прибережную зону и проколом под железной дорогой (методом прокола под дорогой называют технологию, позволяющую сделать отверстие без разработки и удаления грунта. Способ применяется для протягивания конструкций из стали — примечание редакции), а также создание улицы — подчеркиваю, городской улицы вдоль Амурского залива. Все эти решения уже заложены в мастер-плане и будут увязаны с мастер-планами развития отдельных территорий в дальнейшем. Но это уже задача застройщиков, которые захотят развивать ту или иную территорию.
— Нефтебазу наконец вынесут с района Первой речки?
— Будем надеяться. Как архитектор, я могу только выразить своё личное мнение — такое решение будет очень правильным. Конечно, это сложно, дорого, но мастер-план поможет найти источники финансирования.
Увеличение плотности застройки приведет к еще большим подтоплениям
— Резюмируя: мастер-план ставит конкретные цели и самое главное, позволяет привлечь финансирование для их достижения? Это не прожект, а действительно полезный документ, необходимый городу?
— Я бы сказал, речь идёт про упаковку всего того, о чем мы очень давно мечтаем, и возможности через решение общих вопросов решать вопросы конкретных проектов. Например, то же наземное метро поможет избавить Владивосток от большой головной боли, знакомой каждому горожанину. Это создание системы, способной и разгрузить улично-дорожную сеть, и сделать внеуличный транспорт, не зависящий от погоды. Сама по себе идея не нова. Путь её решения, на мой взгляд, достаточно элегантный.
— Выходит, у Владивостока сегодня появилась возможность реализовать всё то, о чём мы говорим много лет? Выход к морю, метро, перенос нефтебазы?
— Конечно. Для этого есть и законодательная база, включая механизм комплексного развития территорий, и готовность федерального центра развивать стратегически важную территорию по соседству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Важно отметить, что у каждого проекта в мастер-плане прописаны финансовые показатели, рассчитана эффективность тех или иных решений с точки зрения вложения федеральных средств и финансовой отдачи от их реализации. Как житель Владивостока, я питаю большую надежду, что эти решения претворятся в жизнь. Тем более, сегодня для нашего города пришло время возможностей.