85-летие образования Приморского края, которое мы отметили 20 октября 2023 года, в очередной раз заставило нас задуматься о значении истории региона для России во все времена его существования — с периода освоения Тихоокеанского побережья России до наших дней. Какое место занимает история Приморья в истории России? Как сделать так, чтобы бесценное историческое наследие наших предков стало достоянием наших потомков. Об этом и многом другом "Информационное агентство PrimaMedia" побеседовало с историком, краеведом, популярным лектором, действительным членом Русского географического общества Сергеем Корниловым.
— Сергей Львович, согласны ли вы с тем, что Приморье занимает в истории Тихоокеанской России особое место? И если да, то почему вы так считаете?
— Несомненно, Приморье занимает важнейшее стратегическое значение и место для России на Дальнем Востоке. Дело в том, что Дальний Восток — он формировался неравномерно, и поначалу России принадлежал только север нынешнего русского Дальнего Востока. Чукотка, Камчатка, Колыма — они достаточно рано вошли в состав российского государства. А Приморье было последним регионом, который вошел в состав русского Дальнего Востока. И только с присоединением Приморья в середине XIX века, собственно, создалась конфигурация того, что мы называем самым восточным регионом России или же русским Дальним Востоком, как говорят историки.
И если север Дальнего Востока был присоединен к России достаточно мирно и без особых конфликтов, то за Приморье была настоящая борьба. Потому что на юге Дальнего Востока, в Приморье, сошлись интересы нескольких государств — прежде всего России, Китайской империи и на тот момент Британской империи.
Известно, что Приморье изначально было открыто европейцами, первыми из европейцев в Приморье появились французы, затем сюда прибыли англичане и первые из европейцев описали здешние берега. То есть у них были свои виды на Приморье. И только деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского, который не позволил западным нашим соседям здесь утвердиться, привела к тому, что Приморье стало русским и является тем, чем является сейчас.
Словом, так называемая "Большая игра". Она, напомню, началась в Индии и в Средней Азии, а затем перешла на Дальний Восток. События Крымской войны, такие, как оборона Петропавловска, попытка высадки англо-французского десанта в заливе де-Кастри — это все было до присоединения Приморья к России. Конечно, и французы, и англичане, впервые исследовав здешние берега, поняли, что это лакомый кусок.
Но они увязли в войне с Китаем, и в это время Россия в лице генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского, капитана Невельского, нашего посла в Пекине Игнатьева в России сделала невероятное.
— То есть, по вашей оценке, именно эти исторические фигуры оказали наибольшее влияние на становление и развитие Приморья?
— Здесь можно назвать целый ряд деятелей — не только государственных, но и ученых. Здесь были экспедиции, которые впервые описали Уссурийский край. Но я бы все-таки отметил именно вот эти три личности, поскольку до середины XIX века Уссурийский край и Приамурье в целом — это было "терра инкогнита", это было "белое пятно" на карте Евразии.
У нас был договор с Китаем еще XVII века, по которому граница проходила где-то севернее Амура, но четкой границы не было, она не была указана на картах. Собственно, и карт не было в то время!
И только благодаря экспедиции Невельского в устье Амура было доказано, собственно, что Амур является судоходной рекой. До Невельского это пытались доказать многие. Здесь были Лаперуз, Крузенштерн, Де-Фриз — и никто не смог пробиться к устью Амура. Только Невельской нашел фарватер в устье Амура и также доказал, что Сахалин является островом. До этого считалось, что Сахалин соединяется с материком перешейком.
И основание русского поста в устье Амура — то есть Николаевска — положило начало вот этому южному русскому Дальнему Востоку.
А затем в дело включился Муравьев-Амурский, который, собственно, изначально и помогал Невельскому. Они, кстати, и познакомились еще в Петербурге, когда Муравьев только был назначен генерал-губернатором, а Невельской — командиром транспорта "Байкал", который отправлялся на Дальний Восток. До этого они здесь никогда не были. И только прибыв на место, Муравьев понял значение этого региона для России и сделал все, чтобы мы укрепили свою южную границу на Дальнем Востоке. И, собственно, не просто укрепили границы, но и присоединил самый богатый кусок русского Дальнего Востока — это Приамурье и Уссурийский, а ныне Приморский край.
А завершил эту всю историю, конечно, русский посланник в Пекине граф Игнатьев, который воспользовался тем, что англичане и французы уже подошли к Пекину. И Игнатьев выступил посредником в этих переговорах между Китаем, Англией и Францией и снял некоторые унизительные требования, которые англичане и французы предъявляли Китаю. И в благодарность за это китайский император отдал нам Уссурийский край, который до этого китайцы всячески придерживали, отдавать не хотели.
— С вашего позволения, Сергей Львович, перенесемся в день нынешний. Как вы оцениваете уровень историко-научной и историко-просветительской деятельности в нашем регионе?
— Надо сказать, что история Приморья очень богата. У нас здесь есть то, что называется, "История" с большой буквы. Средневековая история — королевство Бохай, империя чжурчжэней... Мало того, на территории Приморья есть археологические памятники каменного века.
Другое дело, что вся эта история до сих пор остается для нас как бы в тумане, поскольку у нас большая часть археологических памятников, включая памятники средневековая, "не раскопана". У нас, конечно, работают над этим и Институт истории ДВО РАН, и археологи ДВФУ. Но, честно говоря, не хватает у нас специалистов даже в этой области, потому что памятников — масса, а работает над этим несколько десятков человек. Здесь на самом деле таких институтов нужно пять, шесть, 10. Мы даже до сих пор не обработали все китайские источники. У нас ведь есть масса китайской литературы исторической, но она не переведена на русский.
То есть можно сказать, что у нас история, во-первых, богатая, а во-вторых — она еще не написана полностью. При этом у нас интерес населения к истории края достаточно активный. Я, например, просто смотрю по изданиям местной краеведческой литературы, и любые книги по истории края, города — они просто разлетаются, тиражи недостаточны.
— Много говорят о необходимости активнее приобщать к региональной истории молодежь. Какие методы здесь вы считаете эффективными? Может быть, поможет язык популярной культуры?
— Я, конечно, читаю свои лекции в разных аудиториях — и среди школьников, и среди пенсионеров — и вижу, что интерес к истории есть в совершенно разных слоях, в том числе и среди молодежи. Понятно, что не вся молодежь увлечена историей. Но такого ведь и о старшем поколении не скажешь. Но, по сути, любой человек, который здесь проживает, который здесь укоренился, он, конечно, хочет знать что-то о своей истории, и это для него важно.
Что касается молодежи… Конечно, и через поп-культуру (вопрос — через какую поп— культуру), как я думаю, у молодежи можно зародить в душе интерес к местной истории. И здесь, прежде всего, играет роль даже не поп-культура, а вообще культура в целом. Я думаю, что нужны художественные книги по истории. Уже многое написано. Просто некоторые книги, очень талантливые и интересные, не переиздавались много лет, их надо переиздать. Ну и, конечно, работать с молодыми авторами, точнее, теми, кто пишет сейчас, — это тоже важно.
Книги художественные — прежде всего. И я бы сказал, и кино. Местных сюжетов по истории, из которых можно сделать хорошее кино, — масса.
— И последний, традиционный для наших бесед с экспертами вопрос: зачем вообще нужно знание истории страны и родного края?
— Дело в том, что человек не может жить в пустоте, в вакууме. Он должен на твердой почве стоять. А чтобы стоять на твердой почве, нужно на что-то опереться в своем прошлом. И мы можем опереться на прошлое, на историю, на пример наших выдающихся предков. И когда ты знаешь эту историю, знаешь, кто за тобой стоял — ты знаешь, куда ты идешь. Потому что все, что было до тебя, это движение в определенную сторону. И если ты начинаешь "вилять", это значит, что у тебя нет твердой опоры и понимания, откуда и куда ты идешь. А история это понимание дает.
Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Россия. Приморье. Наша история". Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.
.