О захватывающей истории рождения, расцвета и гибели народного государства на Амуре читайте в лонгриде ИА PrimaMedia от историка, ведущего проекта "Объяснения" Владивостокской библиотечной системы Сергея Корнилова.
Желтугинская республика
После присоединения Приамурья к России, там были обнаружены богатые золотые россыпи. В 1865 году в Российской империи был принят закон, разрешавший на новых российских территориях частный золотой промысел. Этот закон породил "золотую лихорадку" на Амуре — тысячи людей бросились на поиски благородного металла, мечтая разбогатеть. Поначалу государство плохо контролировало этот процесс, что привело к созданию стихийных приисков и, так называемых, старательских республик. Самой знаменитой из них стала Желтугинская республика или Амурская Калифорния.
Общая панорама Желтуги. Фото: Взято из открытых источников
Жёлтая река
Первооткрывателем амурского золота стал горный инженер Николай Аносов, который в 1858 году, по поручению генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева, вел разведку полезных ископаемых в Приамурье. Он обнаружил золотую россыпь на реке Купури, левом притоке Зеи. Это сообщение привлекло на Амур нелегальных старателей, которых называли хищниками, но настоящая золотая лихорадка началась 25 лет спустя, когда богатое месторождение золота было обнаружено на небольшой речке Желтуге (китайское название — Мохэ), которая впадает в р. Албазиху (Амурхэ). Пикантность ситуации состояла в том, что месторождение находилось на китайской территории, в 20 км от российско-китайской границы, но это не остановило старателей.
Весной 1883 года в станицу Игнашино, расположенную на левом, русском берегу Амура, явился орочон (по-видимости, эвенк). Он охотился в районе хребта Большой Хинган на правом, китайском берегу Амура, и время от времени заходил в русские станицы для обмена меха на продукты и другие товары. Орочон сообщил торговцу и золотопромышленнику К.Д. Серёдкину, что несколько дней назад хоронил мать и, выкапывая могилу, нашел несколько золотых самородков. Он показал самородки и обещал за некоторое вознаграждение указать место, при условии, что могила его матери будет сохранена. Серёдкин направил на место находки горного инженера С.И. Лебёдкина с бригадой рабочих. Придя с проводником-орочоном на место, они пробили первый шурф и на глубине около 4 метров отобрали богатую золотом пробу. Слух о находке самородков и невиданных по богатству золотых россыпей на китайском берегу Амура быстро распространился по всему Амуру и Забайкалью. На Желтугу хлынул поток золотоискателей.
Общий сход — высший законодательный орган Желтуги. Фото: Взято из открытых источников
Уже в сентябре 1883 года в Благовещенск на пароходах прибыло несколько тысяч работников Ниманской, Бутинской, Верхне-Зейской и других золотопромышленных компаний с целью дальнейшей переправки на Желтугу. Вслед за ними потянулся мелкий торговый люд. В 1884 году численность населения прииска достигла 7 тысяч человек, а в 1885 году превысила 10 тысяч. Газета "Сибирь" писала, что весной 1885 года среди жителей поселения было 12 тысяч русских и более 500 китайцев.
В старательском поселении на Желтуге, по выражению его обитателей, в "Амурской Калифорнии", проживали не только русские и китайцы, но также, орочоны, корейцы, евреи, немцы, французы, поляки, американцы и много разных авантюристов, прибывших из-за границы. Каждый из них мечтал разбогатеть на прииске. Современник писал: "Жалкий приказчик, разведчик... даже мальчик, подававший чай, делается золотопромышленником… На поприще золотопромышленности выступали миллионеры, нищие, аристократы, отставные кавалеристы, приезжавшие в Сибирь искать счастья, техники и безграмотные люди низкого происхождения. Белая перчатка и грязная лапа одинаково тянулась к завидному металлу".
Многонациональная община говорила в основном на русском языке, поскольку большую часть поселенцев составляли российские подданные. Вторым по
распространенности был китайский язык. Китайцы на приисках жили, как правило, обособленно, так что их общение чаще всего ограничивалось собственной артелью. Весьма вероятно, что в Желтуге звучал и "кяхтинский пиджин" — необычная смесь русского и китайского языков.
Образование республики
Желтугинская республика обладала всеми качествами так называемого "народного государства" — она выстроена снизу. Поскольку в этом труднодоступном, лесном крае не было ни чиновников, ни силовиков, первое руководство прибывающим сюда людом взял Союз артелей. На Желтуге преобладающей стала артельная форма собственности: бригада обычно состояла из 10-15 человек, на каждую приходилось по несколько десятков метров вдоль русла реки, где они устраивали 3-4 ямы (шурфов).
Старосты Желтуги и горнист. Фото: Взято из открытых источников
В первый год существования колонии всё шло наперекосяк. Неформальное лидерство на Желтуге захватили беглые каторжники, преступники и авантюристы, ехавшие сюда со всего света. Артельщиков грабили и убивали, а трупы бросали в лесах, без погребения на растерзание диким зверям. Число преступлений стремительно росло. Последней каплей стало убийство в декабре 1884 года местного повара. Преступник набросился на свою жертву с молотком и нанес им около 40 ударов по голове. Так уркаганы хотели показать, кто здесь власть. Союз артелей, который, казалось, потерял управление колонией, смог бросить вызов беспределу.
Союз артелей заседал неделю и разработал свод законов, которые вынес на общий сход, где они были приняты. Свою готовность следовать букве принятого закона "калифорнийцы" зафиксировали в следующем документе:
"...мы, артели и собственники вольных промыслов в Амурской Калифорнии, памятуя слово, заповеданное нам нашим великим учителем Сыном Божиим и Господом Богом: “Люби ближнего своего, как самого себя”, и, следуя этому христианскому учению, оставленному нам в святом Евангелии, ведущем нас к миру и благостям жизни земной, спасению и вечности в царствии небесном, дерзаем помощью Всевышнего неотступно трудиться на пользу ближнего нашего, дабы совратившихся наставить на путь истинный и устранить этим самым неугодные Богу дела, совершаемые многими из среды нашей, заблудившимися во мраке прегрешений и забывшими слова заповедей: “не убей” и “не укради”. Обратившись с теплою молитвою к Господу нашему о неоставлении нас слабых на трудном пути, предначертанном нам, мы беспрекословно верим и отдаемся в руки не как властолюбивым начальникам, а как достойнейшим из среды нашей и помнящим слово Божие, учившее нас правде и справедливости, нашим выбранным, что мы подписями и мысленно присягой подтвердили...".
На общем сходе было решено разделить прииск на пять участков — штатов. Четыре штата были русскими и один — китайский, где обособленно проживало китайское население. Жители каждого штата выбирали из своей среды двух старост сроком на четыре месяца.
При выборе рекомендовалось оценивать нравственность и порядочность каждого кандидата, поскольку в дальнейшем от него могла зависеть судьба каждого отдельного приискателя. Старосты штатов образовывали правление из десяти человек. На сходе за желтугинскими приисками было закреплено название: "Желтугинская республика" либо "Амурская Калифорния".
Старательский стан. Фото: Взято из открытых источников
Во главе республики находился президент, которому надлежало быть "боевым малым, чтоб была сила противостоять гнидам". О том, кто являлся первым правителем Желтуги, сведения расходятся. По одним сведениям, это был Карл Карлович Фоссе, австро-венгерский подданный; по другим — Адольф Карлович Фасс; по данным французской прессы Revue Française — Карл Карлович Иванович, словак. Вторым президентом русской Калифорнии был избран горный мастер Еремей Сахаров.
По общему решению президенту республики выплачивался оклад 400 рублей в месяц, старостам — по 200 рублей. На левом рукаве верхнего платья президент носил знак из желтой меди с надписью "Президент", а староста — знак с соответствующей надписью из белой меди. В руках президента и правления находилась вся административная и судебная власть.
Старосты решали гражданские и мелкие уголовные дела, наказание за которые не превышало 100 ударов. О каждом случае наказания староста был обязан докладывать президенту. Все вместе старосты формировали первую инстанцию суда. Серьёзные дела решал президент, выступая в качестве второй инстанции. К разряду самых тяжких преступлений относилось убийство. Суд по нему вершил общественный сход. Сигналом к общему сходу был выстрел из двух пушек, находившихся на Орловом поле. Выстрелом из одной пушки созывался совет старост.
Яма (шурф) на Желтуге. Фото: Взято из открытых источников
Желтугинцы разработали своё законодательство, которое упорядочивало жизнь в республике. Законы "Амурской Калифорнии" касались: 1) взимания на нужды республики пошлин, взносов и платежей; 2) получения в пользование золотоносного участка; технических и организационных требований к проведению работ; 3) ведения торговой и других видов деятельности как на самих приисках, так и на территориях, прилегающих к ним; 4) норм, регулирующих отправление судебной и административной власти; 5) наказаний за нарушение общественного порядка и законов республики. Законы формировали своего рода Конституцию Желтугинской республики. Она была записана в пяти экземплярах и разослана по штатам, где после прочтения вслух старостой все старатели подписали ее.
Уголовное право Желтуги было весьма специфичным. Например, предусматривалось: "500 ударов терновником за воровство; за мужеложество; за ношение оружия в пьяном виде; за фальсификацию золотого песка; за выстрелы в пределах Желтуги без уважительной причины; 400 ударов палки — за привод на прииск женщин; 300 ударов палки — за отдачу под залог рабочих инструментов; 200 ударов — за ночной шум; 100 розог — за открытое пьянство". Следует пояснить, что наказание терновником, — было равносильно смертной казни. Убийство наказывалось "по закону Моисееву", т.е. око за око: виновного казнили тем же способом, которым была умерщвлена его жертва.
Довольно быстро старатели отказались от диких каторжных нравов: "Ныне рабочему не дашь, как прежде, в зубы или там тумака по шее, а о порке-то
и совсем забыли, разве уже исправник кого-нибудь накажет, да и то не по-прежнему, слегка", — писал со слов старателей заезжий журналист.
Пайщики богатой ямы. Фото: Взято из открытых источников
Население Желтуги
Все приисковое население делилось по роду деятельности на ряд категорий. Основная масса жителей республики принадлежала к старателям, которые разделялись на владельцев приисков и наемных рабочих. Последних вербовщики заманивали по всей Сибири. По дороге на прииск будущие работники, одурманенные мечтами о самородках, пропивали выданные им подъемные, а также тулупы и зимние вещи, взятые из дома. В тайгу они приходили спившимися, в драных зипунах и опорках на босу ногу.
Вторую категорию составляли спиртоносы. Они давали возможность жителям Желтугинской республики промочить горло рюмкой водки. Но из-за пьяных распрей, возникавших между старателями, на общем сходе было решено запретить деятельность питейных заведений на расстоянии не ближе 10 верст от золотых приисков. Позже разрешили торговать алкоголем только по специальной лицензии.
"Заниматься продажею спиртных напитков всем приезжающим для временной торговли на приисковой базар безусловно воспрещается под ответственностью наложения на означенный предмет тройной пошлины или же, в случае несостоятельности, конфискации его. За продажу спиртных напитков кем-либо из постоянно торгующих на прииске без особо установленного разрешения на то, виновный подвергается за каждую проданную бутылку водки в первый раз штрафу в 25 руб., во второй — 50 и в 3-й — 100 рублей".
Кроме того, за открытое пьянство назначалось наказание в 100 розог.
Промывка на ямах. Фото: Взято из открытых источников
К третьей категории следует отнести торговцев. Первыми поставщиками продуктов и инструментов были казаки, жившие в приграничных станицах — за отсутствием конкуренции, они назначали безумные цены, однако вскоре на приисках стали торговать евреи, привлекая покупателей низкими ценами. Позже крупным поставщиком стал торговый дом "Дикман и Ко", чьи пароходы из Гамбурга с предметами роскоши, вином, одеждой, инструментами, оружием, порохом и т.д. доходили до Игнашино. После принятия населением республики строгих законов, они стали смелее приезжать в Желтугу; вскоре здесь насчитывалось 300 постоянных торговцев. Торгующий элемент нес пошлину в размере 10 % на все товары, за исключением мяса и сухарей; с торгующих же спиртными напитками оптом взималось 25 %; трактирные же содержатели, кабатчики, а также и все торгующие алкоголем в розницу, платили 20 % с общей валовой ежемесячной торговли".
В самом начале государственности союз артельщиков постановил, что здесь не будет женщин, якобы, где женщина — там поножовщина и разврат. В поселении проживали исключительно мужчины. Женщины на прииск не допускались. Запрет не действовал лишь в последние месяцы существования республики.
Кутеж желтугинцев. Фото: Взято из открытых источников
Быт "амурских калифорнийцев"
"Калифорнийцы" жили в зимовьях, расположенных на склонах двух гор. Зимовье представляло собой сруб, покрытый неструганой доской и лапником либо корой деревьев, без окон, с земляным полом. Вдоль стен размещались нары, в углах — инвентарь. В центре находился очаг, топившийся по-черному. Вставали приискатели затемно, ложились, когда солнце скрывалось за горизонтом. Готовили по очереди. Основу их питания составляли рис, крупа, дичь или рыба, ягоды.
Пункт скупки золота. Фото: Взято из открытых источников
Для поселения было выбрано Орлово поле — место, где был построен первый кабак, в котором собирались рабочие для игры в орлянку. Зимовья располагались в два ряда, ориентированные вдоль разреза, и образовывали большую улицу — Миллионную. Некоторые постройки были произвольно разбросаны по территории прииска. Чуть поодаль от Орлова поля находились фанзы китайских приискателей, живших обособленно. Жить на Миллионной было и престижно, и выгодно: тянувшиеся вдоль улицы шурфы вскрывали равномерно распределенную золотую россыпь, тогда как в низовьях золото было гнездовым.
Современники сообщали, что в 1885 году на Желтуге было более 20 гостиниц с трактирами, причем некоторые из них: "Марсель", "Беседа", "Тайга", "Калифорния", "Новая Русь", "Китай" по уровню комфорта не уступали европейским. Имелся театр с хором песенников и фокусниками, зверинец с тиграми, "парк" с 16 каруселями, семь бань и даже одна фотолаборатория. Так как бумажные деньги и монеты были в дефиците, то в лавках, кабаках и гостиницах рассчитывалось в основном золотым песком. Меру веса — золотник — отмеряли приблизительно на самодельных весах. Вместо гирек часто использовались игральные карты, четыре карты составляли золотник.
Группа желтугинцев у бани. Фото: Взято из открытых источников
В посёлке старателей были игорные заведения, крупнейшее из которых — казино "Чита" желтугинцы называли "Монте-Карло". По описаниям, это было, не в пример прочим, приличное здание, в котором находилось три комнаты. В первой из них был буфет с яствами и оркестр, во второй — столовая для желающих поужинать; третья представляла из себя арену, где состязались игроки. Игра производилась на двух столах; на одном играли в карты (в основнном в штосс), на другом — в рулетку. Здесь проигрывали огромные суммы. Простые крестьяне ставили на карту сотни и тысячи рублей и с легкостью проигрывали их, хотя на эти деньги они могли бы безбедно жить всю свою жизнь.
На приисках ощущался острый дефицит кредитных денег, поэтому чаще всего расплачивались золотом. Однако его цена не была фиксированной и устанавливалась произвольно. Так, за 7 золотников можно было приобрести пуд мяса, пуд сухарей или ведро водки. Со временем в "Калифорнии" появилась удобная расчетная единица — штука, равная одному золотнику (4,266 гр) шлихового золота. Дробный вес штуки определялся спичками и игральными картами: 1 золотник равнялся весу 4 карт или 96 спичек.
Суббота была днем привоза товаров. На обширной площади, украшенной флагами, появлялись возы и палатки. Между ними бродили шарманщики, наигрывая старинные арии; в балагане показывали фокусы и разыгрывались разные предметы. Один из очевидцев описывал, как на ярмарочной площади "какой-то татарин, на серой лошади, показывал зрителям высшую школу верховой езды; около него же приютилась довольно солидная по объему железная клетка на колесах, в которой помещалась пойманная в Приморской области тигрица, завезенная сюда по дороге в Россию; тут же расположилась на ковре, под открытым небом, труппа странствующих гимнастов, которые, несмотря на сильные морозы, проделывали разные эволюции; одетые в легкое трико, они только во время антрактов позволяли себе закутываться в бараньи шубы". На этом фоне необычно выглядели бродившие среди людей десятки верблюдов, на которых торговцы привозили в Желтугу мясо.
Лавка и гостиница. Фото: Взято из открытых источников
В "Калифорнии" имелся лазарет — он размещался в одном из зимовий и разделялся на четыре комнаты. В самой большой из них, палате для больных, стояло 15 деревянных коек с полным постельным комплектом. Во второй комнате располагалась аптека, в третьей вели прием больных, в четвертой находились больничная прислуга и кухня. "Больные, поступавшие в лазарет, лечились безвозмездно и пользовались продуктовым довольствием, состоящим из утреннего чая, завтрака, обеда из трех блюд, и вечернего чая (к чаю полагался белый хлеб). Такое содержание больного обходилось 5 рублей в день, что при полном комплекте составляло 2 250 руб. в месяц. Лазарет содержался на средства приисковой администрации, но так как мест не хватало, то здесь лечились наиболее бедные желтугинцы и тяжело больные. Самыми страшными болезнями в "Калифорнии" были тиф и цинга.
Гибель республики
Стремительное увеличение численности населения республики оказало влияние на экономическую ситуацию в Забайкалье и Приамурье. В республику
устремились тысячи сибиряков, среди которых были не только бродяги, но и ремесленники, крестьяне, рабочие. Сокращение числа сельчан стало причиной упадка земледелия в регионе. В связи с увеличением численности "калифорнийцев" резко возросли поставки продовольствия в самопровозглашенную республику. Туда отправлялся весь хлеб с ближайших территорий. Это привело к неконтролируемому росту цен в Чите, Нерчинске, Благовещенске и т.д.
Расположенная на китайской территории, Желтугинская республика также вызывала сильное беспокойство китайских властей. Айгунский губернатор не раз обращался к Приамурскому генерал-губернатору А.Н. Корфу с просьбой помочь выселить русских подданных с Желтуги, но поддержки не получил. Предупреждения для китайских старателей успеха тоже не имели, хотя по китайскому законодательству, им грозила смертная казнь.
Ярмарка. Фото: Взято из открытых источников
Осенью 1885 года китайское правительство направило на Желтугу первый отряд для наведения порядка. Отряд состоял всего из сотни пехотинцев и 36 всадников и обнаружив на Желтуге население более 10 тыс. чел., многие из которых были вооружены, не решился штурмовать поселок. Тем не менее, появление китайских войск сильно напугало население Желтуги и оно сократилось вдвое.
1885 год выдался неурожайным для Забайкалья, и русские войска запретили вывоз хлеба на китайскую территорию. На Желтуге начался голод. Тем временем, на помощь китайскому отряду подошли дополнительные войска численностью 1200 человек. 6 января 1886 года китайский командующий предъявил ультиматум: очистить нелегальные прииски в четырёхдневный срок.
10 января китайские войска начали штурм Желтуги. Калифорнийцы пытались оборонятся, но силы были не равны. После взятия поселка, его русское население было вытеснено за Амур, а китайские старатели были казнены — им отрубили головы. Все постройки были сожжены, а прииски перешли под управление чиновников Цинской империи. Так закончила свое существование Желтугинская республика.