В среду, 13 июля, в Петропавловске-Камчатском открылось 16-е ежегодное заседание Российско-американского тихоокеанского партнерства (РАТОП). Заседания РАТОП проходят один раз в год поочередно на территории США и России.
Открыл заседание губернатор Камчатского края Владимир Илюхин:
"Теплые отношения между нашими странами возникли еще в период Великой Отечественной войны, когда Петропавловск-Камчатский был перевалочным пунктом на маршруте поставки грузов по ленд-лизу. Надеюсь, вскоре Петропавловский порт вновь станет транзитной и бункеровочной базой для американских судов. Но теперь - в рамках Северного морского пути. Это даст новый толчок к развитию наших территорий".
Илюхин выразил уверенность, что со временем "РАТОП удастся перевести в более практическую плоскость - наряду с решением системных межгосударственных задач, заседания станут базисной инвестиционной площадкой для обеих стран".
Генеральный консул США во Владивостоке Сильвия Курран в свою очередь отметила, "что Западное побережье США и Дальний Восток России имеют много общего, и они могут предложить друг другу очень многое. Оба региона богаты человеческими и природными ресурсами, которые предоставляют нашим странам огромные возможности для торговли и коммерческой деятельности".
По ее словам, эти возможности еще не реализовали своего полного потенциала. "Двусторонняя торговля далека от удовлетворительной: число компаний на Дальнем Востоке России и Западном побережье США значительно меньше, чем в среднем по стране. Это было предметом продолжающихся обсуждений на различных уровнях. РАТОП является идеальным форумом для выявления проблем, которые препятствуют торговле, инвестициям и экспорту, и для решения этих проблем, что дало бы нам возможность двигаться вперед", - отметила госпожа Курран.
Справка. В 1878-1879 годах шведско-русская экспедиция Норденшельда на судне "Вега", после зимовки у берегов Чукотки, прошла Северный морской путь на всем его протяжении, подтвердив, что такой путь реально существует и что он проходим. Сегодня Северный морской путь (СМП) - это судоходная магистраль, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина главной российской морской коммуникации в Арктике от Карских ворот до бухты Провидения – 5,6 тысяч км. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).
Генеральный директор Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота (ДНИИМФ) Ярослав Семенихин:"Сегодня Россия возвращается в Арктику. Есть целый ряд проектов, которые сегодня выполняются. Например, "Совкомфлот" – одна из крупнейших мировых судоходных компаний, которая принадлежит России – возрождает совместно с Петербургской академией специалистов в области морского освоения Арктики. "Северный путь" - это сложный инструмент, чтобы использовать его в коммерческих целях, там должен быть современный флот, атомные ледоколы. Мы сегодня серьезно занимаемся арктическим шельфом, рассматриваем возможность разработки тех запасов ископаемых, которые там имеются. Изменение климатических условий облегчает возможность эксплуатации Арктики, и коммерческое использование этих территорий не за горами.
Если порт Петропавловска-Камчатского будет использоваться для освоения "Северного морского пути" как опорный пункт на востоке, это будет фактором экономического развития порта и всего края, что естественно представляет большой интерес для губернатора и всех жителей.
Очевидно, предложение создать опорный пункт флота США на Камчатке имеет свою обоснованность. Мы пропагандируем сегодня либеральное судоходство, так что такое предложение вполне может иметь место.
России не стоит забывать, что повышенный интерес к Арктике существует не только у США. Китай, Япония, Норвегия – многие заинтересованы в "Северном пути". И мы, конечно, серьезно отстаем в мировой гонке.
Наша бюрократизированная и коррумпированная экономика не дает возможности развиваться производительной силе с той скоростью, которую показывают другие страны. Поспеем ли мы в сфере освоения Арктики за конкурентами – это не самостоятельный вопрос, а часть общей стратегии развития страны".