После громкой истории двухлетней давности, когда несколько Telegram-каналов (12+) написали об изъятии из одного из медицинских учреждений Владивостока 12-ти новорожденных детей, рожденных суррогатными матерями для граждан Китая, эта тема все еще находится под грифом "секретно". Ни от чиновников, ни от следственных органов редакции так и не удалось найти данные — ни о прошедших проверках, ни о судьбе малышей. Как удалось выяснить ИА PrimaMedia, услуга суррогатного материнства в столице Приморья по-прежнему доступна для имеющих показания, но как регистрируются эти дети — большой вопрос. Официально нам не удалось подтвердить ни одного случая оформления на фактических родителей детей, рожденных суррогатными матерями.
Было дело
Суррогатным материнством силовики вплотную занялись в начале 2020 года, когда в одной из квартир в Подмосковье обнаружили тело новорожденного мальчика. Он умер из-за синдрома внезапной смерти новорожденного — такое иногда случается. Но оперативники обнаружили в квартире еще несколько грудных детей под присмотром няни, и этот факт не мог их не насторожить. Они все были рождены суррогатными матерями и находились в квартире, пока их биологические родители были заняты оформлением всех необходимых документов для вывоза детей за рубеж — из-за коронавирусных ограничений границы были закрыты, и система передачи детей, поставленная на поток ранее, дала сбой. Было заведено уголовное дело "о торговле младенцами", а на скамье подсудимых оказались врачи, юристы и суррогатные матери.
СПРАВКА: Суррогатное материнство представляет собой вспомогательную репродуктивную технологию, заключающуюся в том, что в зачатии и рождении ребенка участвуют генетические родители и суррогатная мать — женщина, согласившаяся безвозмездно или за плату выносить и родить ребенка от генетических родителей. Именно ей переносится эмбрион, генетически не имеющий к ней никакого отношения.

Оплодотворение осуществляется в пробирке. Фото: Изображение от Freepik
Между тем, проверки проводились по всей стране, в том числе и во Владивостоке, где программами суррогатного материнства активно занималась как минимум одна из крупных федеральных клиник. А в 2021 году несколько Telegram-каналов (12+) написали об изъятии 12 новорожденных детей из одного из медицинских учреждений Владивостока. Их якобы родили суррогатные матери для семей из Китая. Тогда, на пике "информационной волны", как писали СМИ, в администрации Владивостока подтвердили, что дети, действительно, были изъяты и помещены в дома ребенка и медучреждения. Но чуть позже некоторые официальные лица от этого "открестились", заявив, что "органами опеки и попечительства в 2021 году какие-либо несовершеннолетние откуда-либо не изымались", да и постановлений администрации города Владивостока об отобрании несовершеннолетних тоже не издавалось. Силовики тоже все как один утверждали, "что это не они". За два с лишним года изъятые дети "растворились" в системе, а тема суррогатного материнства до сих пор находится под завесой тайны.
В списках не значатся
Редакции ИА PrimaMedia пришлось более месяца заниматься перепиской с различными ведомствами, чтобы получить хоть какие-то статистические данные. Но ни в одном из этих органов государственной и муниципальной власти не захотели говорить напрямую. Да и в клинике, которая, судя по их сайту, предлагает во Владивостоке услуги суррогатного материнства (через совместный проект с агентством репродуктивных технологий), выяснить что-то оказалось проблематично.
Напомним, что два года назад мы так же сталкивались с нежеланием официальных лиц озвучивать статистику, да и вообще как-то просвещать население по данному вопросу. Чтобы граждане понимали, что для пар, имеющих определенных репродуктивные проблемы, но желающих иметь ребенка "плоть от плоти своей", суррогатное материнство — не прихоть, а необходимость. Потому в этот раз запросы составлялись сразу с упоминанием законодательства, что статистика не имеет ничего общего с медицинской тайной и конфиденциальностью.
"Данные о количестве заявлений о добровольном согласии суррогатной матери зарегистрировать новорожденного на фактических родителей в 2021, 2022 и 2023 годах в управлении опеки и попечительства отсутствуют", — получили мы из мэрии Владивостока.
Позже тут уточнили, что опека вообще не принимает участие в процессе регистрации детей, а данные двухлетней давности были предоставлены редакции ранее, так как полиция изымала новорожденных в рамках возбужденного уголовного дела по "китайским детям" и опека их регистрировала. Но это был единичный случай.
Кстати, для тех, кто считает, что детдома переполнены младенцами-отказниками, сообщаем, в роддомах Владивостока в 2021 году было оставлено всего 17 новорожденных детей, в 2022 году — 12, с начала 2023 года -16. В отношении детей было дано письменное согласие матерей на усыновление. "В роддомах оставляют как детей с серьезными проблемами по здоровью, так и здоровых детей. Все оставленные за эти три года дети нашли свои семьи", — подчеркнули в управлении опеки и попечительства.
Отсутствует запрошенная статистика о суррогатном материнстве и в департаменте записи актов гражданского состояния Приморского края. Просто потому, что "не включена ни в один статистический отчет".
"При государственной регистрации рождения в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния органами ЗАГС проставление отметки в записи акта о рождении о том, что ребенок рожден суррогатной матерью, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено, в связи с чем осуществить выборку указанной информации не представляется возможным", — говорится в документе за подписью и.о. директора департамента Натальи Снитко.

Договоры на всех этапах сурматеринства. Фото: Изображение от Freepik
Попробуем объяснить простыми словами.
Супруги Ивановы обратились в клинику с намерением родить ребенка. Но у женщины есть серьезные проблемы, не позволяющие выносить малыша. Потому для них единственный выход — суррогатное материнство. Гражданка Петрова готова выносить их ребенка. Между Ивановыми и Петровой заключается договор на суррматеринство, в матку Петровой по письменному согласию Ивановых переносят эмбрион, полученный из клеточек мамы Ивановой и папы Иванова. Все радуются наступившей беременности. Ивановы исполняют все условия договора — оплачивают ежемесячное содержание, все расходы на лекарства, витамины, одежду и приёмы врачей. А беременная Петрова тоже придерживается оговоренных правил, в том числе вовремя принимает назначенные препараты и посещает докторов. Через 9 месяцев рождается малыш. В медицинских учреждениях из суррогатного материнства никто тайны не делает. Новорожденного прямо из родзала передают в отдельную палату, где уже размещена генетическая мама — Иванова. И именно с нею у малыша случается первый контакт "кожа к коже". А гражданка Петрова, после прохождения всех необходимых медицинских процедур, заполняет документ, что она согласна, чтобы рожденный ею ребенок был записан на супругов Ивановых, и получает заявленную в договоре сумму (чаще от 1 млн рублей). Далее Ивановы обращаются в органы ЗАГС, где малыш официально становится Ивановым, на основании их заявления, паспортов, свидетельства о браке, справки о рождении, которая дается всем при выписке из роддома и письменного согласия Петровой, которое она написала после родов. Все!
Хотя, с 1 сентября 2023 года вступило в действие постановление правительства РФ, где прописаны правила подтверждения генетического родства ребенка и его родителей, воспользовавшихся программой суррогатного материнства в России. Мы будем считать, что роды проходили до этой даты. Но известно, что сейчас генетическое родство в большинстве случаев подтверждается справкой из клиники об осуществлении переноса. А в случае сомнения биородители могут заказать генетическую экспертизу по крови.
Как видим, для предоставления статистики совсем необязательно использовать федеральную информационную систему "Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния". Достаточно лишь посчитать письменные согласия суррогатных матерей, которые имеются в органах ЗАГС. И которые получаются в учреждениях родовспоможения. Но здравоохранение тоже держит глухую оборону.
"По утвержденным на территории РФ формам федерального статистического наблюдения не предусмотрен сбор и анализ статистической информации о суррогатном материнстве. В государственных медицинских организациях на территории РФ, в т.ч. Приморского края, программа суррогатного материнства не реализуется. В связи с чем запрашиваемая информация в министерстве здравоохранения Приморского края отсутствует, сбор и анализ форм федерального статистического наблюдения по данным вопросам не ведется", — сообщили в региональном Минздраве.
Получается, что рожденные суррогатными матерями дети попросту "растворяются" в общей статистике?
Так может и нет ничего?
Возможно, но маловероятно. В государственных медучреждениях, как следует из ответа министерства, да. Но проанализировав сайты клиник, оказывающих услуги экстракорпорального оплодотворения во Владивостоке, мы нашли как минимум три, где предлагают услуги суррогатного материнства.
В клинике "Мать и дитя" пояснили, что для проведения программы суррогатного материнства потребуется оплатить приемы врача, обследование генетических родителей и суррогатной матери, стоимость лечебных программ ЭКО, анестезию и лекарственные препараты. Точную сумму здесь назвать не смогли, потому что для стимуляции используются разные препараты, они подбираются под конкретный случай. Стоимость услуг суррогатной матери определяется договором, заключаемым между "суррогатной матерью" и потенциальными родителями.
В списке услуг клиентов клиники репродукции "Святая Мария" тоже значится работа с суррогатными матерями и генетическими родителями, но тут сразу подчеркивают, что не занимаются подбором суррогатных матерей, не участвуют в обсуждении условий соглашения между бесплодной парой и суррогатной матерью и не решают юридические вопросы. Иными словами, полностью обеспечивают только медицинскую сторону процедуры.
Что же касается подбора сурмамы и всей документации, то все об этом знают в клинике репродукции и генетики NGC — резидента Свободного порта Владивосток.
"При наступлении беременности у Вас будет полный отчет о динамике развития Вашего ребенка в утробе суррогатной матери. Также, мы обеспечим полное юридическое сопровождение при оформлении ребенка после родов", — завлекают на их сайте, вернее на сайте агентства суррогатного материнства NGC Surrogacy — это совместный проект сети клиник NGC и агентства репродуктивных технологий СПАРТа.
Дозвониться до агентства напрямую не удалось, один из номеров упорно твердил, что "вызываемый абонент недоступен", другой — "сейчас этот номер свободен, если хотите его подключить…". Тогда корреспондент ИА PrimaMedia связалась под видом пациентки с самой клиникой, чтобы узнать, делают ли процедуру во Владивостоке или же надо ехать в другие филиалы клиники, как все оформляется и сколько стоит, если в роли сурмамы выступит родной по крови человек. Обычные вопросы заинтересованных женщин, чтобы заранее оценить финансовые затраты. Как стало ясно из беседы, процедура во Владивостоке 100% выполняется, но чтобы узнать хоть что-то, необходимо попасть на очный прием репродуктолога, который обойдется — на секундочку — в 4,5 тысячи рублей. А уже репродуктолог отправит в агентство. Находятся они в одном здании.
Открытые вопросы
В начале ноября 2023 года Никулинский райсуд Москвы приговорил фигурантов дела о торговле младенцами к срокам от четырех до 19,5 лет колонии строгого режима. Подана апелляция, приговор в законную силу не вступил.
Но с этой поры в российское законодательство были внесены некоторые изменения. Депутаты во главе с заместителем председателя Государственной Думы РФ Петром Толстым продвинули запрет на использование услуги сурматеринства для иностранцев. Теперь родители должны обязательно состоять в браке (исключение — одинокие женщины), а родившиеся дети автоматически получают российское гражданство.
В пояснительной записке к законопроекту перечислялись случаи, когда в отношении вывезенных за границу детей, рожденных сурмамами, совершались преступления. А российское гражданство, по мнению, депутатов, позволит российским консульским и иным учреждениям отслеживать судьбу ребенка до его совершеннолетия, как это делается, когда осуществляется контроль за усыновленными и вывезенными за границу детьми.
"Наверное, и среди иностранцев есть хорошие люди, и среди россиян — плохие […] Хотелось бы услышать статистику. Имеются ли в Российской Федерации факты гибели детей, которые в результате суррогатного материнства оказались на свете?", — резонно поинтересовался тогда при обсуждении законопроекта депутат Михаил Матвеев.
"А по поводу тех детей, которые остались в стране, мы как бы просто успокаиваемся? Раз они у нас в стране остались, то, собственно говоря, мы и не думаем, что с ними произойдет что-то нехорошее, несмотря на то что их будут нянчить и воспитывать матери, которые их не рожали, или все-таки есть какой-то механизм контроля за судьбой этих детей?", — спросил депутат Андрей Кузнецов.
"Мы должны защитить детей, а вот в случае, когда речь идёт об иностранцах, у нас вообще нет никакого механизма защиты детей. На территории России такой механизм существует: не важно, как родился ребёнок, в процедуре суррогатного материнства или нет, в любой семье, — его права защищены, и защищены в том числе Конституцией РФ", — ответил Петр Толстой.
Он же подтвердил, что "у нас в стране нет статистики по суррогатному материнству это нигде не учитывается, никем не фиксируется, это непублично и никаким образом это понять невозможно". Это специфика "бизнеса, который ведет врачебное сообщество".
"Я считаю целесообразным этот фактически находящийся сейчас в серой зоне бизнес обязательно поставить под контроль государства, будет ли это нотариальная или государственная регистрация, но, безусловно, это надо делать. Мы должны знать количество детей, рожденных таким образом", — подытожил Толстой.
Пока же вся статистика — это слова представителей некоторых клиник вспомогательных репродуктивных технологий. И если в Москве и Санкт-Петербурге они не стесняются говорить о цифрах, то Владивосток "хранит молчание", причем по всем фронтам.