Выставка живописных пейзажей и натюрмортов замечательного приморского художника Виктора Михайловича Шлихта (1930 -1994) "Михалыч" (12+) открылась во Владивостоке, в Центре современного искусства "Артэтаж", 19 января и продлится почти месяц, до 18 февраля. На вернисаже представлены работы из фондов ЦСИ "Артэтаж". Куратором выставки выступил легендарный Александр Городний, галерист и человек (то и другое с большой буквы). Обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов заглянул на третий этаж "Артэтажа", где в трех небольших комнатах разместилась выставка (вход — со стороны Океанского проспекта).
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Так уж получилось, что с Виктором Шлихтом встречаться мне не приходилось, хотя имя его я слышал. В основном, от Сергея Симакова и Виктора Серова, входивших в группу молодых художников "Штиль" и считавших Шлихта своим учителем.
Про "Михалыча", как они его называли, сказано и написано немало. Вот, например, что говорилось о Шлихте в 2015 году в материале, посвященном ретро-выставке художника "Бегущие тени" (12+), проходившей в Южно-Сахалинске:
"На первый взгляд эти работы могут показаться незамысловатыми. Потом проникаешься тонкостью цвета — картины будто светятся изнутри. И лишь постояв перед ними подольше, чувствуешь, как вдруг хочется петь и плакать, и понимаешь — за изображением стоит нечто большее… Он всегда творил для души, никогда — на потребу дня и утверждал: "Искусство не информирует. Оно заставляет человека жить в истине жизни, а не в истине вещей, которые его окружают". Поэтому в эпоху соцреализма Виктора Шлихта часто не допускали на официальные выставки и считали неудачником в искусстве. Лишь когда художнику исполнилось почти шестьдесят, к нему пришла известность, которую он никогда не искал. Шлихта объявили гением, его картины раскупали за большие деньги. Сегодня работы мастера хранятся в основном в частных коллекциях в России, Австралии, США, Японии и Южной Корее…
По своей манере живопись Шлихта чем-то напоминает западноевропейских модернистов — Матисса, Сезанна, Фалька, Шагала. Вместе с тем, по словам искусствоведа Марины Куликовой, в его картинах есть что-то и от пейзажей великих китайцев, писавших в жанре шань-шуй (гора-вода). Большое влияние на его творчество несомненно оказали классическая китайская и японская поэзия и философия — его изображение природы дается во вневременном контексте и выводит зрителя на понятие "дао" — путь. Наверное, это можно объяснить влиянием своеобразной культурной памяти Приморья. Она впитала мироощущение Золотой империи чжурчжэней, занимавшей эту территорию в средние века, и окружавших ее древних государств Корё и Сун".
А вот что написал о нем Александр Городний в анонсе нынешней выставки "Михалыч":
"Виктор Шлихт, участник творческой группы художников "Владивосток", окончив Владивостокское Художественное училище в 1960 году, продолжал обучение на Высших курсах дизайнеров в Москве (1970-1975 годы), затем, с 1978 года преподает в студии дизайна при ДКЖД во Владивостоке, где и была его мастерская. Там же, в его мастерской, подпитываясь новыми столичными и авангардными идеями, нередко собирались и молодые художники студии, участники образовавшейся группы "Штиль"… В творчестве Виктора Шлихта мы видим влияние французских постимпрессионистов, в первую очередь это Поль Сезанн, Камиль Писсарро, Анри Матисс, важно отметить и русский авангард с пейзажами Роберта Фалька, и методы работы с пространством его современника, основателя "Шикотанской" группы художников Олега Лошакова. Уже в то время ведущие искусствоведы Дальнего Востока: Л.Г. Козлова, В.И. Кандыба, М.Э. Куликова, Н.А. Янченко (Левданская) — высоко оценивают творчество В.М. Шлихта. Искусствовед Марина Куликова замечает: "Как живописец В.М. Шлихт представляет собой новое направление в искусстве Приморья, которое можно определить, как соединение традиций европейского искусства и восточной культурной ауры, обусловленной не только биографической средой, но и своеобразной "культурной памятью" региона".
Как говорится, всё сказано, все точки над "и" расставлены. Но одно дело рассказывать о художнике, так сказать, канонизированном. Крути-верти воспоминания, факты, цитаты, как кубик Рубика, — процесс важнее результата. Тем более что результат уже известен.
Другое дело — рассказ с нуля, что обычно происходит на выставке в окружении "настоящих" картин. Даже с тем, кто знает предмет "от и до".
Вот, например, холст художника Шикотанской группы Евгения Коржа "Портрет В.М. Шлихта в Сидеми",1983 года. Понятно, что появление этой работы на выставке вполне оправданно. Несмотря на то что на входе зрителей встречает каноническая (по-другому не назовешь") фотография Виктора Шлихта. Штормовка, кепочка, бородка — именно так представляют все настоящих художников.
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
А что у Коржа? В лучшем случае скромный школьный учитель рисования в синей курточке, почему-то сидящий на белых камнях у моря (для школьников натуру выбирающий, не иначе), взгляд с прищуром и добрая улыбочка.
Так, может быть, доброта и есть главное свойство характера Виктора Шлихта? Несомненно, надо быть добрым и покладистым человеком, чтобы позировать, сидя на голых камнях (ну-ка, пойдите посидите часок-другой), только потому, что собрату-художнику понравились эти камни — белые, круглые, необычные.
— Редкий пляж встретишь с такими камнями в Приморье, — рассказывает Евгений Корж.
Ну а потом, как положено, для истории:
— Я хотел изобразить художника, который очень внимательно смотрит на природу и на то, что он изобразил или пытается изобразить. Я хотел сделать потрет художника природы. Как он находится в природе, как он чувствует себя в ней, как он думает, как работает.
Да вот так и думал, так и работал, как мне кажется. Сначала "белые камни", потом — всё остальное. Под "белыми камнями", естественно, можно понимать что угодно. Например, на картине, которая понравилась мне на выставке больше всего, — это маяк (белый, кстати). Работа так и называется — "Маяк".
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Но интересная штука. На ближнем плане — стволы деревьев с геометрическими бликами и тенями, вырастающие из таких же прибрежных скал (таких же по цвету, бликам и геометрии), и только на заднем плане, по ту сторону залива, на высокой горе — белый маяк в красной шапочке. Тут тебе и окончание пути, дао (вспоминается роман Вирджинии Вульф "На маяк" (16+), сюжет которого вторичен, главное — наблюдения и рассуждения), и осознание того, как можно путь преодолеть. Напрямую — плыть надо, стало быть, лодку строить. В обход (как у всех нормальных героев) — долго и нет гарантии, что дорогу не потеряешь или осилишь. Можно, конечно, просто на маяк смотреть. Тоже дело.
Или такая картина — "Случайные связи". Какой-то оранжевый плод, напоминающий дно человеческого глаза, кувшин, тень кувшина, стена в трещинах, тень стены, еще один непонятный продолговатый предмет — что их связывает? Художник? Его взгляд? Ну-у-у, как банально!
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Хорошо, ищите тогда свои связи, уже неслучайные, между этими "белыми камнями" Михалыча, расставляйте их по-своему на доске, где идет бесконечная игра в рэндзю. Но помните — белый цвет символизирует не только свет и чистоту, но и печаль и траур. А вот черный цвет — это цвет радости. Неожиданно? Но так у японцев. А Шлихт, как нам уже объяснили, испытывал в своем творчестве "влияние восточной культурной ауры".
— О Викторе Михайловиче Шлихте написано много. Начиная с Марины Куликовой, которая первой начала работать с неформальными, "левыми", как их называли, художниками, в числе которых был и Шлихт. Виктор Михайлович был в числе тех шести художников, которые "вошли" в выставку <неформальных художников>, которая была организована у нас в картинной галерее в 1988 году. Это вообще была первая в стране выставка неформальных художников в музейном пространстве, — говорит заместитель директора по научной работе Приморской государственной картинной галереи кандидат искусствоведения Наталья Левданская.
Тоже свой "белый камень" находит.
А вообще-то Шлихта выставляли на выставках и раньше. Но где-то на входе. Как он сам говорил, "в предбаннике". Концептуальная живопись, верность стилистике постимпрессионизма в эпоху развитого соцреализма не очень приветствовалась.
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Наталья Левданская. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
— Что объединяло эту группу художников (приморских неформалов, для которых лидерами являлись Матисс, Сезанн, Пикассо и др. — А.К.)? Приморье. С его особенным светом, с его морем, его небом, с тем, чего не было ни у кого. Чем выделяется творчество Шлихта? Во-первых, это человек, у которого было и художественное, и дизайнерское образование, которое он получил в Москве. В рамках реалистичного искусства ему было уже тесно. А если он дизайнер, то с него и взятки гладки. На самом деле он работал как сложившийся художник. А еще он очень увлекался восточной поэзией и вообще восточным искусством. Например, в китайском жанре шань-шуй (гора-вода) пейзаж — это отражение внутреннего состояния человека, его понимания какого-то вселенского, мирового порядка. И у Шлихта это получилось. Художники рассказывали, что они часто ездили в Сидими (сейчас село называется Безверхово — А.К.). И чуть свет искали "мотивы". А Виктор Михайлович выйдет из своего домика, чуть повернется в другую сторону и найдет другой "мотив". Это был настолько обогащенный внутренне человек, что каждый маленький "мотив" у него превращался в жизненное измерение, наполненное богатой образностью, — лишний раз подтвердила теорию "белых камней" Наталья Левданская.
Ну и от себя добавлю. Картины Шлихта — это не то, во что нужно свой нос совать. Пейзажи Шлихта лучше всего смотреть мимоходом, издалека, от порога. Зашел в дом с морозца, идешь к себе по длинному коридору, глядь — дверь по соседству открыта, люди в комнатах толкутся, разговоры умные разговаривают.
— Это мой стиль, — распаляется кто-то, — встал, кистью махнул…
И рукой этак по-молодецки, как Илья Муромец ("Куда махнет — там улица, назад отмахнет — переулочек).
Ну и как тут не подзадержаться, полюбопытствовать, что за шабаш, в самом деле? И где-то у окна, на дальней стене увидеть вдруг два дерева с геометрическими бликами, синее море, белый… нет, не пароход, а маяк в красной шапочке.
Пожмешь плечами и пойдешь себе дальше к любимой плазме, где можно найти реальность по вкусу — страшную, не страшную, спокойную, беспокойную, простую, сложную, какую угодно.
И вдруг, спустя время, возникнет в памяти этот маяк, а с ним вся картина. И уже почему-то не отпускает. И вспоминается из Маяковского:
Но бывает —
жизнь
встает в другом разрезе,
и большое
понимаешь
через ерунду.
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Искусство Шлихта — это искусство, которое всегда рядом, одной ногой — в нашей повседневной реальности, другой — в реальности художнической, где предметы вроде бы те же, да не те же. А точнее, вроде бы не те же, а на самом деле те же.
Ибо у человека два глаза, и благодаря этому он воспринимает изображение трехмерным, то есть по-настоящему реальным в том трехмерном пространстве, где мы живем.