Внедрение инновационных образовательных технологий — один из ключевых векторов стратегического развития Тихоокеанского Медицинского в рамках участия в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". "На острие" этих процессов находится входящий в структуру университета институт симуляционных и аккредитационных технологий (ИСАТ). О том, какие возможности в подготовке медицинских специалистов на стыке современных технологий и практико-ориентированного подхода к обучению реализуются в вузе, корр. ИА PrimaMedia побеседовал с директором ИСАТ Валерием Викторовичем Гнездиловым.
Напомним, что в 2022 году Тихоокеанский Медицинский — единственный из медицинских вузов ДФО — стал участником Дальневосточного трека программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", направленной на увеличение вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации. В числе других целей программы "Приоритет-2030" — повышение научно-образовательного потенциала университетов и обеспечение участия вузов в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, что, естественно, имеет особенное значение для российского Дальнего Востока.
Валерий Викторович. Гнездилов. Фото: ИА PrimaMedia
— Валерий Викторович, когда Тихоокеанский Медицинский начал развивать современные симуляционные методы обучения?
— Наше подразделение было создано в 2011 году — одним из первых подобных в России. Его основные задачи были и остаются следующими: создание для обучающихся — студентов и врачей — условий, максимально близких к реальным, для отработки тех или иных навыков. И в последнее время у нас появилась еще одна функция — аккредитация специалистов здравоохранения, то есть проведение обязательной процедуры, которую проходят все выпускники медицинских вузов вне зависимости от специальности для получения допуска к практической деятельности.
Справка: Тихоокеанский Медицинский обеспечивает высокое качество подготовки своих выпускников и повышения квалификации медицинских специалистов всего спектра медицинских специальностей, широко используя возможности института симуляционных и аккредитационных технологий. Сегодня институт, общая площадь учебных помещений которого составляет почти 3 тысячи кв. метров,— один из крупнейших в России. институт оснащен манекенами, тренажерами, аудиовизуальными средствами имитационного обучения, в числе которых — видеофрагменты хирургических операций, обучающие компьютерные игры. В составе института работают отделы симуляционно-тренинговых технологий по профилю неотложной помощи, аккредитационных технологий, симуляционно-тренинговых технологий по стоматологическому профилю, отдел отработки практических навыков по медико-профилактическому профилю, отдел гибридных образовательных технологий в хирургии.
Медицинский вуз максимально использует виртуальную среду, роботов и IT-технологии для подготовки специалистов
— Как отразилось на вашем институте вхождение Тихоокеанского Медицинского в программу "Приоритет 2030"?
— Разумеется, наш институт в 2023 году, когда университет начал реализацию своей программы развития в рамках "Приоритета 2030", получил, я считаю, беспрецедентный импульс к развитию. В первую очередь, в институте были созданы две новые лаборатории. Одна из них позволяет разрабатывать программные продукты с применением VR-технологий, прежде всего — обучающие программы. Вторая лаборатория занимается производством с помощью 3D-принтеров расходных материалов и запасных частей к манекенам и тренажерам, которые активно используются в процессе обучения студентов и врачей, что особенно актуально сегодня в виду санкционного давления на нашу страну.
Следующее направление, которое нам уже удалось реализовать в рамках программы "Приоритет 2030", это запуск так называемой гибридной операционной, которая, соответствуя всем требованиям и стандартам, позволяет проводить занятия со студентами с применением живых биологических объектов, то есть животных.
Обучающие операции на живых биообъектах помогут студентам и ординаторам лучше отрабатывать хирургические навыки оперативных вмешательств
Надо сказать, что запуск учебной операционной потребовал значительных вложений, в чем нам очень помогло участие в "Приоритете 2030". Кроме того, потребовалось тщательно изучить опыт подобных операционных в Москве, Санкт-Петербурге, других городах центральной части страны, чтобы найти способы оптимально соблюдать достаточно сложные требования нормативных документов в части обращения с животными.
— По Вашей оценке, при подготовке специалистов каких медицинских специальностей симуляционное обучение наиболее эффективно?
— Я уверен, что такая подготовка нужна всем специальностям — как важный этап развития любого специалиста по направлению медицины. Естественно, симуляционное обучение ни в коем случае не заменяет классическое медицинское образование — теоретическую подготовку, работу с реальными пациентами в клиниках и так далее.
Симуляционное обучение — это один из первых этапов, его у нас проходят все студенты всех курсов — от первого до шестого. И перед выпуском к нам на занятия приходят, по сути, уже практикующие специалисты в рамках повышения квалификации или при желании освоить какие-то новые компетенции.
Также, отмечу, мы проводим занятия для лиц, не имеющих медицинского образования, например, обучаем навыкам оказания первой помощи сотрудников организаций согласно требованиям охраны труда. Так что выделить какую-то группу обучающихся, которая у нас занимается чаще всех других, практически невозможно, в том числе и с учетом того, что в структуре института есть профильные отделы — стоматологический, медико-профилактический, гибридная операционная и мультипрофильный отдел, где обучают оказанию неотложной помощи.
— Хорошая материальная база института — это, конечно же, очень важно. Но значение имеет ведь и то, как ее использует для подготовки будущих врачей-специалистов профессорско-преподавательский состав университета?
— В 2023 году мы смогли, я считаю, очень серьёзно продвинуться в подготовке наших педагогических кадров по вопросу использования симуляционных технологий. Надо понимать, что занятия со студентами у нас проводят как преподаватели нашего института, так и преподаватели других институтов и кафедр университета. Чтобы грамотно и эффективно проводить занятия в симулированных условиях, требуется, прежде всего, специальная подготовка педагогов.
В прошлом году мы уделили много внимания обучению педагогических кадров симуляционным технологиями. Я, к слову, сам прошел обучение по программе "Эксперт симуляционного образования" и стал одним из первых экспертов по симуляционному обучению в Дальневосточном федеральном округе.
— А как проводится такое обучение преподавателей Тихоокеанского Медицинского?
— В прошлом году в результате проведенного в университете аудита мы вошли в топ медицинских вузов, где направление симуляционного обучения активно развивается, что, в свою очередь, позволило нам заключить договоры с авторитетными в этой сфере организациями и в рамках "Приоритета 2030" привлечь к подготовке наших преподавательских кадров ведущих российских специалистов по симуляционному обучению.
В настоящий момент уже 20 преподавателей Тихоокеанского Медицинского прошли обучение и стали специалистами в этой сфере. Это только первая ступень, первый уровень подготовки преподавателей, предстоят еще и второй, и третий, чтобы наши преподаватели стали еще более высококлассными специалистами и могли более эффективно и интересно проводить образовательные мероприятия для наших обучающихся.
— "Более интересно проводить занятия". Насколько при симуляционном обучении важно это умение преподавателя?
— Если преподаватель сумел грамотно организовать занятия с применением роботов, тренажеров, манекенов и всего прочего, — конечно, это не только для того, чтобы привести всех в восторг. Самое главное, что это будет действительно эффективное занятие, после которого студенты получают багаж не только знаний, но и навыков, то есть теперь они умеют что-то делать руками. И в этом ключе очень важно правильно организовать занятия, с чем нам очень помог "Приоритет 2030" в обучении преподавателей, поскольку этот процесс — весьма затратный.
Те преподаватели, которые уже прошли соответствующее обучение и активно применяют эти технологии, отмечают, что студентам действительно хочется сюда приходить не только в рамках обычного стандартного занятия, но и дополнительно, например, для того, чтобы готовится к участию в различных медицинских олимпиадах, где очень ценятся как раз практические навыки.
И если говорить о современных студентах, то да — они другие. Про нас, то есть тех, кто сегодня преподает, кстати, наши преподаватели тоже иногда в сердцах так же говорили: "Не тот пошел студент, ничего не понимают, не соображают".
Так что я уверен, что нынешние студенты готовы воспринимать информацию, готовы обучаться, мозг у них, в том числе и благодаря информационной насыщенности современной жизни работает даже активнее, чем у нашего поколения.
Просто надо немного по-другому подавать материал, потому что только лекциями и плакатами, на которых указками что-то показывают, мало чего добьешься. Нужны тренажеры, креативные задания, применение гаджетов.
И мы стараемся приобретать программное обеспечение для того, например, чтобы наши обучающие материалы можно было легко открывать в смартфоне, и таким образом все больше вовлекать студентов в процесс обучения. И преподавателей тоже нужно непрерывно обучать, потому что технологии сегодня очень быстро развиваются.
— Известно, что институт симуляционных и аккредитационных технологий Тихоокеанского Медицинского — сегодня один из крупнейших в стране. Если откровенно, есть ли в сфере такого современного обучения какая-либо конкуренция?
— Понятно, что сравнивать такие центры, которые сегодня есть во многих образовательных медицинских организациях, можно и по площадям, и по количеству и качеству оборудования. Но, важный в первую очередь фактор — это количество посещений занятий студентами, иными словами, "охват" симуляционным обучением студентов вуза или учреждения среднего профессионального образования. С этой позиции мы уверенно входим в "пятерку" крупнейших российских образовательных организаций, где развивается симуляционное обучение.
Отрадно при этом, что сообщество, объединяющее специалистов в этом направлении, максимально открыто. И 2023 год, когда у нас в рамках "Приоритета 2030" появилась возможность перенимать опыт других симуляционных центров, это с очевидностью показал.
Тихоокеанский Медицинский является ведущим вузом в научно-образовательном медицинском кластере Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона "Восточный", и, соответственно, мы являемся методическим центром, в том числе и в части симуляционного обучения.
— Одно из важнейших направлений развития Тихоокеанского Медицинского — цифровая трансформация вуза. Как этот аспект отражается на деятельности возглавляемого вами института?
— Как я уже говорил, современное медицинское образование активно использует цифровые технологии — интерактивные программные продукты, VR— и AR-технологии. С целью самостоятельной разработки таких продуктов мы создали в рамках института профильную лабораторию.
Даже наши манекены, с помощью которых мы проводим обучение, имеют свою интерактивную составляющую, а если мы говорим о применении цифровых технологий в медицинской вузовской науке — здесь огромное поле деятельности, в первую очередь, в части моделирования каких-либо ситуаций, например, клинической смерти, знания и умения специалистов в такой ситуации имеют критическое значение, и цифровые технологии нам в этом активно помогают.
"Цифра" имеет огромное значение и в части управления подразделениями нашего института, которые размещаются в разных корпусах Тихоокеанского Медицинского, в том числе и в части составления расписания занятий разных групп студентов. Кроме того, в единую систему идут показатели с тренажеров и манекенов для последующего анализа. Здесь перед нами — просто огромный пласт цифровой трансформации в рамках "Приоритета 2030", ведь эффективность и результативность подразделений и всего института повышается, когда есть возможности, инструменты и технологии для анализа хода всех процессов, работы преподавателей, оборудования и так далее.
Один из лидеров медицинского образования Дальнего Востока идет в ногу со временем
— Укрепление здоровья населения Дальнего Востока — ключевой вектор развития Тихоокеанского Медицинского, в том числе в рамках участия в программе "Приоритет 2030". Как применение технологий симуляционного обучения влияет на качество оказания медицинской помощи на Дальнем Востоке?
— В качестве примера могу привести следующий факт. В 2011 году, когда у нас только появился центр симуляционных технологий, правильно проводить сердечно-легочную реанимацию на шестом курсе не мог почти ни один студент. Сегодня все шестикурсники — почти выпускники — делают это, что называется, с закрытыми глазами — то есть без подсказок, мониторов, по сути — в реальных условиях.
Ряд направлений обучения, которые мы в институте сегодня развиваем, позволят внедрять в медицину наших регионов новые методики и даже дисциплины. В частности, с открытием гибридной операционной у нас появилась возможность готовить специалистов в области микрохирургии, которая, скажем откровенно, у нас в Приморье пока не очень развита. А сегодня у нас есть необходимое оборудование, специальный микрохирургический инструментарий, и есть студенты, которые очень интересуются этим направлением.
Симуляционные технологии решают сегодня и очень важную проблему с обучением студентов в реальных условиях, скажем так. В советское время, напомню, это решалось просто — приводили группу студентов в действующее медицинское учреждение и, так сказать, "на живых пациентах" что-то показывали и объясняли. Сегодня подходы, конечно же, изменились, пациенты, мягко скажем, не готовы становиться "учебными пособиями", а вырастить качественного специалиста в медицине без практики невозможно.
И здесь симуляционные технологии способны очень точно имитировать реального пациента, причем мы никак не зависим от того, есть ли в данный момент в лечебном учреждении пациент с такой патологией, которую студентам необходимо изучить, или его нет.
К симуляционным технологиям относится и такое направление, как "симулированный пациент", то есть хорошо подготовленный актер, с помощью которого студенты закрепляют и совершенствуют свои навыки по проведению опросов и осмотров. Предположительно, такой проект можно было бы организовать, допустим, совместно с вузами, где готовят артистов, мне думается, что это было бы и для будущих актеров очень полезно, не говоря уже о студентах-медиках и их будущих пациентах.
В целом, благодаря участию в программе "Приоритет 2030" перед нами открылись широкие возможности для реализации различных проектов в сфере симуляционного обучения, которые, как вы видите, имеют своей целью подготовку высококлассных специалистов для здравоохранения Дальнего Востока.