Дальневосточные судостроители не собираются отказываться от идеи производить суда из композитных материалов. Пионером в этой области в свое время выступил Приморский край, где был реализован довольно интересный проект, заинтересовавший даже южнокорейских заказчиков. Увы, но уникальное производство на практике столкнулось с рядом "подводных камней", что привело к процедуре банкротства компании "Композитное кораблестроение". На смену ей пришёл другой игрок, тем временем перспективную идею подхватили в Хабаровском крае, и, возможно, на Сахалине, сообщает ИА PrimaMedia.
Легкий корпус из стеклопластика делает суда подобного типа быстроходными и даёт ощутимую экономию топлива. Поэтому заказчиков на такую продукцию на Дальнем Востоке будет предостаточно. Если производители смогут решить очень сложную задачу оснащения судов качественными двигателями, которые, как правило, производятся в недружественных странах, большим счетом в Японии.
Лидером композитного судостроения в России является Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию).
Производством катеров и катамаранов различного класса с корпусами из композитных материалов в свое время занималась компания "Композитное кораблестроение", получившая под этот проект статус резидента Свободного порта Владивосток. В 2018 году даже анонсировалось, что производитель поставит в Республику Коря пять прогулочных катамаранов океанского класса. Увы, точных данных сколько и каких судов было построено в итоге на предприятии, в открытом доступе нет. Известно лишь, что "Композитное кораблестроение" ещё в 2021 году обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании себя банкротом, в настоящее время процедура подходит к концу.
Как сообщили ИА Primamedia в Минпромторге Приморского края, в настоящее время композитное судостроение в региое развивает компания "Кораблестроение и композиты" (Владивосток).
"Компания работает устойчиво. В производстве у предприятия находятся три изделия, которые при поддержке правительства Приморского края планируется масштабировать до серийных образцов. Это прогулочные суда катамаранного типа, судно для прибрежного лова и большое прогулочное парусное судно. Все они будут представлены на Морском конгрессе, который пройдет в регионе в мае", — сообщили в региональном Минпромторге.
Тем временем проект строительства предприятия по производству маломерных судов из композитных материалов в Хабаровском крае заявило ООО "Фабрика полимерных изделий" (ФПИ), созданное в апреле 2023 года в селе Ракитное (площадка "Ракитное" ТОР "Хабаровск").
По данным ЕГРЮЛ, владельцем ООО "ФПИ" является Бахт Мавланов. Он же является руководителем и владельцем трех туркомпаний — "Дальневосточные экспедиции", "Центр путешествий ДВ" (обе — Хабаровский край) и "Центр морских путешествий" (г. Невельск, Сахалинская область).
Мощный комплекс предназначен прежде всего для работы с рыбой, поступающей из портов Приморья
"В настоящее время идет строительство нового завода, его стоимость составит более 90 млн рублей. На предприятии будут производить корабли, прогулочные и спортивные суда, лодки — ежегодно не менее 6 коммерческих и 12 частных судов. Запуск производства и выпуск первой продукции планируется на конец 2026 года. Стройплощадка под завод уже расчищена, идут подготовительные работы", — сообщила пресс-служба правительства Хабаровского края
Инвестор планирует воспользоваться помощью регионального Фонда развития промышленности (ФРП) для получения совместного займа.
Судно из композитных материалов. Фото: ООО "Фабрика полимерных изделий"
Отметим, что свое производство композитного кораблестроения может получить и Сахалин. В августе 2023 года сообщалось, что ТОР "Южная" может быть расширена под два проекта в порту Корсаков. Проект АО "Русатом корсаковская верфь" предполагалось реализовать в 2023-2026 годах, запланированный объем инвестиций — 1,7 млрд рублей.