Свадебные обряды и традиции в СССР были олицетворением культурных особенностей эпохи. Скромные, но в то же время значимые церемонии столичных интеллигентов часто проходили с применением советских традиций. От выбора транспорта до деталей украшения, каждый элемент свадебной церемонии имел свой смысл и историческое значение, сообщает ИА PrimaMedia.
Скромная свадьба столичных интеллигентов вполне могла довольствоваться заказанным таксомотором М-20А "Победа". Но ведь закатывали свадьбы и на Руси! А поскольку в жёны, как правило, брали девицу с другого конца села и из соседней деревни, то всегда возникала необходимость в транспорте, уточняется авторами блога "5 Колесо" на платформе Дзен (18+).
К слову, во времена, когда разворачиваются события "Покровских ворот" (6+), в СССР ещё не было Дворцов бракосочетания. Первый открыли по предложению комсомольцев 1 ноября 1959 года в Ленинграде на набережной Красного Флота (ныне — Английская), д. 28. А в Москве Дворец бракосочетания появился только в 1961‑м, на улице Грибоедова, которой в наши дни вернули историческое название Малый Харитоньевский переулок. До этого официальная часть свадебных торжеств проходила в районных отделах ЗАГС или в сельсоветах.
Кстати, и свидетели при заключении брака стали обязательны только в 1964 году, с выходом постановления Совета Министров РСФСР "О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов".
Именно с 1964 года в стране последовательно вводится целая система обслуживания свадеб — специализированные "Салоны для новобрачных" торговой фирмы "Весна", ресторанные услуги, предоставление автотранспорта.
Отвергая старое и предлагая новое, власть непроизвольно заимствовала элементы не только христианских, но и языческих обрядов! Так, два кольца, закреплявшиеся на крыше автомобиля — прямой отсыл к церковным венцам. А вот пупс на решётке радиатора — уже отголосок дохристианской Руси. Тогда телеги или сани молодых (а чаще всего свадьбы играли осенью и зимой, после завершения полевых работ, между постами) украшали особым оберегом, вязаными куклами-неразлучниками. После первой брачной ночи оберег прятали в сундук до следующей свадьбы. Советская традиция сжалась до одной только куклы, какой-нибудь "Лены" горьковской фабрики резиновых изделий и игрушек "Мир" за 11 р. 40 к. или больших кукол днепропетровской, ивановской либо пензенской фабрик, московских "Звёздочки", "Кругозора", "Фабрики им. 8 марта", ленинградской "Ленигрушки". Верхом шика были куклы из ГДР, но они стоили чуть ли не 20 рублей. Куклой украшалась машина невесты. Жених отправлялся в ЗАГС в другой машине. Ей полагалось двигаться первой. Обратно, после того как расписались, молодые уже ехали вместе, а во второй машине — их родители.
Куклу приматывали проволокой покрепче. Потерять её — дурная примета, к разводу. Куклу потом тоже берегли. Достижения советской химической промышленности добавили к кукле и лентам новый элемент оформления автомобилей — воздушные шарики.
Откуда автомобили? Например, услуги для новобрачных предоставлял Автокомбинат № 1 Мосавтолегтранса. Тарифы на аренду в нём на 1973 год были установлены следующие: ЗиЛ-111 — 5 р./час; ГАЗ-13 "Чайка" — 4,50 р./час; ГАЗ-24 "Волга" — 2,80 р./час. Немудрено, что 90 % свадеб в СССР гулялось на "Волгах" — дёшево и вместительно. В особом положении оказывались брачующиеся, работавшие в солидных ведомствах. По столице ходили легенды о свадьбах завода ЗИЛ на правительственных лимузинах, микроавтобусах "Юность" и британских "роллс-ройсах", коих в распоряжении этого предприятия было штук шесть.
В полном соответствии с поговоркой: "Чья горница, тем она и кормится". Ну, а потом автомобили появились у всех и на любой вкус. И рассказывать об этих свадьбах совсем уже неинтересно. Хотя протяжные гудки по пятницам и стрельба в воздух, несомненно, войдут в историю российских свадеб.