Власти Приморья и участники стивидорного рынка региона обсудили, стоит ли вводить приоритет для специализированных угольных терминалов над универсальными. Триггером дискуссии стало наличие такой идеи в правительстве РФ.
Участники встречи, прошедшей в стенах краевого парламента, пока видят больше минусов, чем плюсов. Возможное сокращение налоговых поступлений и повышение уязвимости перед потенциальными санкциями — основные риски, которые обсуждали собравшиеся. Депутаты и правительство региона предлагают не торопиться с решениями, сообщает ИА PrimaMedia.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов еще в декабре 2023 года направил президенту РФ доклад, в котором предложил ввести в рамках временных правил очередности перевозок грузов приоритет перевозок угля в направлении специализированных угольных портов относительно универсальных терминалов. Об этом докладе подробно писало издание "КоммерсантЪ". Инициатива связана с поиском решений по повышении эффективности загрузки профицитных портовых мощностей Приморья и увеличения экспортного потенциала. На федеральном уровне эта идея вызвала активное обсуждение.
По мнению Минтранса, перераспределение грузопотоков в направлении спецпортов позволит ускорить операции и увеличить объемы перевалки, поскольку те осуществляют перевалку быстрее и более технологично, чем универсальные.
В ОАО РЖД отмечают, что приветствуют любые инициативы, направленные на оптимизацию перевозочного процесса и оптимальное использование пропускных способностей.
Экономика Приморского края в условиях "поворота на Восток" оказалась еще более прочно связанной с логистикой. Поэтому неудивительно, что эта инициатива среди участников рынка и представителей властей региона также вызвала бурное обсуждение.
Площадкой для дискуссии стал комитет Законодательного собрания Приморья (ЗС ПК) по экономической политике и собственности. На прошедшем 27 февраля заседании комитета выступили главы профильных министерств и депутаты, выслушали руководителей стивидорных компаний — в основном, универсальных терминалов. По неизвестной причине представители крупнейших специализированных терминалов приглашены не были.
По мнению стивидоров, "узким горлышком" является пропускная способность сети железных дорог. Перераспределение угольной базы в пользу специализированных портов, по их мнению, не приведет к росту объема грузооборота. Зато это приведет к изъятию грузовой базы у универсальных стивидорных компаний, т.к. уголь является их доминирующей базой на всем Дальнем Востоке. А с альтернативной базой есть проблема — ее фактическое отсутствие.
В свою очередь, перераспределение грузовой базы может обернуться негативными социально-экономическими последствиями, предупреждают стивидоры. Председатель Заксобрания Антон Волошко попросил прояснить, насколько реалистична перспектива потери рабочих мест и снижения налоговой базы региона в случае реализации инициативы.
По предварительным подсчетам, в случае с Приморским краем речь идет о снижении налоговых платежей в бюджет РФ и региона в размере 4-5 млрд рублей. Также это ставит под риск, с учетом смежных подрядных организаций, больше 10 тысяч рабочих. Трудоустройство этих людей в специализированные терминалы маловероятно, поскольку процесс в них автоматизирован и требуется меньше человеческих ресурсов.
"Если говорить цифрами, то у "Малого порта" перевалка 3,5 млн тонн — работает 300 человек. Ванино переваливает почти в 9 раз больше, 27 млн тонн — работает 600 человек. Это к вопросу занятости. Там конвейерная технология, все делает компьютер", — привел пример один из крупных стивидоров.
Участники обсуждения отметили, что на сегодняшний день нет четкого понимания, что такое "специализированный терминал". По словам одного из членов заседания, стивидоры накануне получили письмо, в котором прописано 20 критериев, по которым будут определять, какой терминал специализированный, а какой — нет. По его оценке,
из порядка 20 стивидорных компаний региона под эти критерии могут подойти не более 5-7 терминалов.
Еще один риск связан с нестабильной внешнеполитической ситуацией и, в частности, санкционным давлением.
"Если специализированный порт попадает под санкции — а альтернатив не будет, потому что им отдали приоритет, — то уголь не поедет никуда. Вывоз на экспорт производится судами иностранных судовладельцев. Если это санкции США, то судовладельцы откажутся под риском вторичных санкций приходить в санкционный порт и, как следствие, вообще экспорт угля из России, налоги в федеральный и региональный бюджет могут остановиться одним днем. Сегодня эти риски диверсифицированы на все порты", — отметил один из участников обсуждения.
Наверное, чтобы уберечь стивидоров от возможных санкций или по каким-то иным соображениям зампред правительства Приморья Николай Стецко попросил представителей СМИ не называть компании, участвовавшие в дискуссии.
Зампред экономического комитета, руководитель фракции "Справедливая Россия" в ЗС ПК Алексей Козицкий напомнил, что государство поставило перед стивидорами задачу сделать перевалку угля более экологичной, и те ее выполняли.
"Мы все свидетели того, как много сделано нашими стивидорами за последние годы, какие построены системы орошения, какие построены экраны. Эта работа продолжается. Поэтому сейчас в наше трудное, непростое время самим ограничивать конкуренцию, убивать несколько тысяч рабочих мест, ограничивать бюджетные поступления, как минимум, я считаю, будет неграмотно и совсем несвоевременно", — заявил эсер.
Министр промышленности Приморского края Сергей Калитин выступил за то, чтобы как можно больше предприятий, связанных с обращением грузов, оставалось на плаву и имело стабильную экономическую основу.
"Чтобы наша промышленность имела дополнительные заказы на строительство, судоремонт, изготовление оборудования и так далее. Поэтому, если оценивать мультипликативный эффект от последствий введения этой меры, то, безусловно, на наш взгляд, для отраслей, которые мы курируем, он негативный", — сказал глава Минпромторга.
Закруглил дискуссию вице-спикер парламента Сергей Кузьменко, вернувшись к инфраструктурному вопросу.
"В прошлом созыве мы принимали стратегию социально-экономического развития региона. Ученые мужи нам тогда говорили, что возможности Транссибирской магистрали исчерпаны, что мы подходим к пику своих возможностей. И если мы не будем развязывать этот узел, то блага не ждать. Такие совещания могут стать перманентными. "Поворот на Восток" имеет определенные физические ограничения. Нужна дорожная карта. Нам нужно понимать, какие шаги предпринимает Минтранс, Минэкономики, какие меры можем предложить мы, и в чем может быть наша поддержка, чтобы, возможно, на долгую перспективу, но эту работу развивать", — прокомментировал депутат.
По итогам дискуссии комитет поддержал предложение обратиться к губернатору Приморья Олегу Кожемяко с тем, чтобы направить обращение в адрес первого вице-премьера Андрея Белоусова. В нем предлагается вернуть инициативу на детальную проработку с участием стивидоров Дальнего Востока.
Данное обращение было поддержано Засобранием Приморья на заседании 28 февраля.