Владивосток, 5 сентября, PrimaMedia. Отправной точкой новой фазы развития не только российского Дальнего Востока, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона, станет саммит АТЭС-2012, который через год состоится во Владивостоке. Тема саммита пройдет красной нитью через Тихоокеанский Экономический конгресс. Пятый юбилейный конгресс пройдет в приморской столице 9 и 10 сентября. Среди участников ТЭК первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов.
Сегодня лидеры государств понимают, что успешное развитие стран и региона в целом, а также преодоление каких-либо негативных последствий, возможно только общими усилиями. Подтверждением такой стратегии является недавнее высказывание японского премьер-министра Ёсихико Нода, возглавившего новое правительство Японии. Он открыто заявил о необходимости поддерживать дружеские отношения с соседними странами - Китаем, Республикой Корея, Россией, а также с помощью развития экономической дипломатии, создавать здоровый Азиатско-Тихоокеанский регион.
Своими суждениями по поводу будущего АТР, экономического развития региона, миграционных потоков и значимости саммита АТЭС-2012 с корр. РИА PrimaMedia поделился один из участников конгресса г-н Минами Казунобу (Minami Kazunobu), профессор архитектуры, вице-президент Технологического института Сибаура в Токио.
- Каково Ваше мнение об экономической и инвестиционной привлекательности Приморского края?
- У Владивостока очень выгодное географическое положение. Он находится на расстоянии 700 км от Саппоро, 900 км от Ниигаты и 1200 км от Токио. На сегодня это один из крупных зарубежных городов, расположенных в непосредственной близости от Японии. Кроме того, Владивосток является своеобразным звеном, соединяющим Европу с Азией.
Поэтому такое расположение и Владивостока, и всего Приморского края делают их крайне привлекательными для японских инвесторов и граждан, посещающих этот регион России с деловыми, культурными или туристическими целями. Япония надеется, что Владивосток и Приморский край станут своеобразным окном в широкомасштабную российскую экономику в целом.
Но чтобы поток инвестиций, действительно существовал, расширялся, чтобы чувствовалась экономическая привлекательность реализующихся в регионе проектов, я уверен, что российское законодательство на этом направлении должно быть несколько упрощено. Так, например, особые экономические зоны, могли бы стать более привлекательными для зарубежных инвесторов, если бы налоговая ставка для корпораций, работающих на их территории, была бы снижена.
Япония также готова к сотрудничеству с Россией в области развития транспортных инфраструктур, например, Транссибирской магистрали. Разработка природных ресурсов, энергетика - сферы, не менее привлекательные, с точки зрения инвестиций. Большую заинтересованность у японских компаний взывают региональные проекты в области развития информационных и коммуникационных сетей. Япония также готова предоставлять возможность прохождения тренингов молодым талантливым россиянам. Совместно с российскими университетами мы можем разработать образовательные программы обмена и стажировки.
Хочу сказать, что масштабное землетрясение в Тохоку и цунами 11-го марта в корне изменили японскую систему ценностей. Это бедствие напомнило нам, японцам, о ряде важных проблем, связанных с нашим будущим.
Например, мы осознали риск высокой концентрации нашего населения в Токио. Ведь в этой метрополии проживает более одной четвертой части населения всей Японии. Здесь же в основном сконцентрирована и социоэкономическая деятельность страны. К сожалению, многие ученые полагают, что в ближайшем будущем мега-землетрясения и цунами будут наблюдаться в районе метропольного ареала Токио и прочих обширных территорий, находящихся на побережье Тихого океана. И если катастрофа, подобная мартовской, повторится, то японская экономика остановится. И чтобы избежать этого, необходим баланс в перераспределении социоэкономической деятельности и концентрации людей. И население, и производство необходимо перераспределить в местные города и провинции. Это обезопасит людей от прогнозируемых природных катаклизм, а также создаст благоприятную базу для развития префектур. Города на побережье Японского моря - Ниигата, Тояма, Тоттори - обретут более важную роль в будущем.
Выполняя такую земельную перепланировку в Японии, мы осознаем, что Владивосток и Приморский край, находящиеся на берегу Японского моря, станут исключительно важными партнерами для этих городов.
Справка:
Во внешнеторговом обороте Приморского края Япония занимает одно из лидирующих положений. В 2010 году товарооборот Приморского края с Японией увеличился по сравнению с 2009 годом в 1,5 раза и составил 661,7 млн. долл. США. Экспорт вырос на 47% до 149,8 млн. долл. США, импорт - в 1,5 раз до 511,9 млн. долл. США.
- Что заинтересовало Вас в планируемой дискуссии "Городское развитие: азиатские и российские города Дальнего Востока", в которой Вы принимаете участие в качестве эксперта?
- Глобальное потепление и природные катастрофы, наблюдаемые по всему миру, напоминают нам о том, что мы находимся на переходной стадии человеческой истории. Мы должны переосмыслить свой образ жизни, из-за которого тратим массу природных ресурсов и энергии. В XXI веке нам нужно осознать, что такие понятия, как экология и экономика, особенно в градостроительстве, неразделимы. Экономическое развитие городов может происходить только в гармонии с экологической устойчивостью (например, с помощью снижения выбросов углекислого газа), а также социальной устойчивостью.
Столкнувшись с недостатком электроэнергии, вызванным аварией на атомных электростанциях Фукусима, мы осознали важность умения потреблять ограниченное количество электроэнергии. От крупных корпораций, расположенных в метропольном ареале Токио и Тохоку, было потребовано снизить потребление электроэнергии на 15%. Но как оказалось, снижение потребления электроэнергии оказалось непростой, но вполне выполнимой задачей. Трансформируя свой стиль жизни и рабочей деятельности, мы можем трансформировать и наше общество таким образом, что оно будет потреблять меньшее количество электроэнергии. От нас зависит, в каком обществе мы будем жить в будущем. Уже сейчас, не откладывая на потом, нам необходимо делать то, что следует делать ради грядущего поколения.
Для того, чтобы города были экологически сбалансированными и более независимыми в отношении электроэнергии, я полагаю, что им следует быть менее крупными. Автомобили, работающие на ископаемом топливе, должны быть заменены эффективной системой общественного либо электрического транспорта. Компактные города с удобной инфраструктурой, до которой можно дойти или доехать на велосипеде, снизят наше потребление электроэнергии и улучшат наш уровень жизни.
Сейчас мы уже работаем над проектированием и строительством городов, где будет использоваться возобновляемая энергия, а подача электричества запланирована с помощью интегрированных информационных технологий. Наш опыт после землетрясения в Тохоку, где с лица земли были снесены целые населенные пункты, показал, что после природной катастрофы на протяжении как минимум трех дней подача электроэнергии может осуществляться с помощью природных источников - солнца, ветра, волны. Японское правительство приняло решение построить три подобных "умных" города в регионе Тохоку, наиболее пострадавшим от цунами.
Разрабатывая проекты новых городов, архитекторы и инженеры в своих работах используют самые продвинутые системы генерирования энергии и ее контроля. Это позволит объединить потребителей и производителей электричества и даст возможность в реальном времени отслеживать и контролировать режимы работы всех участников процесса. В зависимости от режима потребления можно будет самостоятельно регулировать подачу электроэнергии, в случае аварийной ситуации перераспределить энергопотоки, а аварийный объект исключить из сети на время ремонтных работ. Впоследствии эти технологии будут применяться в дальнейших проектах, реализуемых в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Так же я считаю, что при проектировании новых современных населенных пунктов необходимо учитывать основы градостроительства наших традиционных городов. Микроклимат в таких городах создавался с помощью географических характеристик, например, ветры дули с рек и по долинам, остужая города. Сегодня нам нужно будет проектировать наши города, соединяя зеленый пояс (леса, которые будут являться легкими городов) с искусственной окружающей средой.
Япония вместе с рядом азиатских стран сейчас сталкивается с проблемой старения рабочего населения и увеличением численности пожилого поколения. Снижение количества работоспособного населения снизит уровень экономического роста в нашей стране. Пожилые люди должны иметь возможность жить в обществе столько, сколько они пожелают. Нам приходится усиленно работать, чтобы это осуществить. Некоторым разросшимся городам, таким как Токио, необходимо уменьшить свои размеры, чтобы быть удобными для своего уменьшающегося по численности населения. Вместо разработки новых территорий и постройки новых небоскребов, нам нужно реорганизовывать существующие общины и обновлять имеющиеся постройки с целью повышения их качества и снижения потребления электроэнергии. На настоящий момент эта работа является для нас инновационной.
- Каково Ваше мнение об Азиатско-Тихоокеанском регионе и саммите АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 году?
- Я уверен, что саммит АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 году, даст всем нам, жителям Азиатско-Тихоокеанского Региона, шанс - признать Россию в качестве действенного и важного члена на этой территории.
Масса людей станет участниками саммита АТЭС-2012. Но после этого еще большее число людей посетит регион в бизнес или рекреационных целях. Те объекты, которые возводятся сегодня в преддверии саммита - дороги, гостиницы, аэропорт и т.д., в дальнейшем станут базовой инфраструктурой для поддержания экономического развития этого региона в будущем.
Из Японии во Владивосток можно попасть всего за два часа самолетом. Россия является хорошим местом для нас, японцев, где мы можем провести летний отпуск, избежав японских тропических жарких дней. Мы ожидаем, что большее количество туристов сможет насладиться российской природой в будущем.
Я думаю, что Русский остров - площадка проведения Саммита АТЭС-2012 - разрабатывается, как модель высокоразвитого сообщества. И я хочу надеяться, что смогу оказать вам помощь в достижении нашей общей цели - успешному развитию не только отдельного места и внести свой вклад в развитие АТР.
Справка:
Тихоокеанский экономический конгресс - это федеральная площадка России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, мероприятие международного и национального уровня, проводимое в Приморском крае в формате ежегодного события с участием представителей российского и зарубежного бизнеса, научных кругов и государственных структур. В 2011 году конгресс проходит уже в пятый раз. Его девиз "365 дней до саммита АТЭС". Участие в V Тихоокеанском экономическом конгрессе подтвердил первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов.