Приморский краевой театр молодежи начал 2024 год в великолепной форме. Совсем недавно завершился капитальный ремонт. В театре наконец-то обновили (хотя и немного уменьшили количество посадочных мест) зрительный зал, холл, билетные кассы, отремонтировали подсобные помещения и техническую начинку.
Три спектакля театра сенсационно для Дальнего Востока вошли в программы главной российской театральной премии "Золотая маска", а на самые популярные постановки покупать билеты теперь нужно за месяц.
В День театра мы поговорили с директором Приморского театра молодежи Игорем Селезневым о людях, деньгах и персональной ответственности.
А начали с того, что...
— Раньше Театр молодежи был худруковским театром, когда право первой подписи было у художественного руководителя...
— Да, совершенно верно. Но уже почти 10 лет с 2014 года театр директорский, сегодня главное лицо — это директор. Затем идет художественный руководитель, но директор театра полностью отвечает за все вопросы, включая репертуарную политику.
Я несу ответственность и за финансовую составляющую, и за художественную. Еще и за каждого работника в коллективе. При этом, не могу выделить какой-то один ключевой момент. Директор театра полностью несет ответственность за всё.
У меня не 8 часов рабочий день, а 24 часа в сутки — днем и ночью. Цеха работают в свое время, у артистического персонала, административного персонала, репетиционного процесса, спектаклей — у всех свое время по расписанию. Но есть еще и ночные смены у дежурной службы. Если сработает сигнализация или что-то еще, в первую очередь сообщают директору. Ну вот поэтому 24 на 7 мы работаем, и я прекрасно понимаю все зону ответственности, за что я отвечаю. Я знаю, как и чем живет практически каждый работник.
Вообще, если ты не полюбишь театр — тебе здесь делать нечего, значит ты человек, который должен пройти мимо и оставить место для того, кто будет жить этим делом. Ну правда, по-другому нельзя, друг без друга нам не справиться.
В историческом здании в центре столицы Приморья закончен капитальный ремонт
Например, запускается спектакль. Нам не обойтись ни без швей, ни без реквизиторов и костюмеров, ни без художников, ни без бухгалтеров и юристов. Потому что это сметы, это финансы, это целый механизм. Существует целая процедура выпуска спектакля, прежде чем его увидит зритель. Здесь между собой все взаимосвязано, начиная от руководителя и заканчивая техническим персоналом.
Я могу с уверенностью сказать, что мы одна большая дружная семья, в которой каждый без исключения готов протянуть руку помощи и подставить надежное плечо.
Я понимаю, как это звучит со стороны — слишком пафосно и напыщенно. Но это правда. Сегодня есть театры — не буду их называть сейчас, чтобы не обидеть своих коллег — где руководители вообще не знают, что у них происходит, Не знают, кто у них выходит на сцену, что у них готовится.
А когда мы потом видим результат... Увы, очень жаль.
— Как происходит отбор нового репертуара и поиск идей для новых проектов?
— Изначально идею предлагает художественный руководитель театра Павел Макаров. У нас есть талантливый молодой режиссер Антон Шефатов, который у нас очень интересно раскрылся, учитывая тот факт, что изначально он пришел к нам менеджером в зрительский отдел. Потом Антон поступил на курс Иосифа Райхельгауза в ГИТИС. И сегодня у него уже, по-моему, остался курс до окончания.
Антон в 2018 году выступил с предложением провести фестиваль современной драматургии "Метадрама" (12+) в театре. На тот момент худруком у нас была Лидия Михайловна Василенко, с которой мы поднимали театр и которой я очень благодарен.
Приморский театр молодежи после ремонта. Фото: ИА PrimaMedia
Антон пришел с драматургом Викторией Костюкевич. "Вот у нас такая идея". А я говорю "ребята, к сожалению, у нас нет того бюджета, с которым мы можем зайти, заявить и сделать какой-то полноценный фестиваль". Но ничего, мы обошлись. Самый минимум обеспечили за счет внебюджета театра, часть на себя взяла Виктория. И мы сделали. Мы сделали хороший старт пусть и с малыми ресурсами.
Фестиваль был хорошим, откровенным, честным, я с большим теплом вспоминаю то время. Это практически был мой старт в Театре молодежи как руководителя. И первый фестиваль, который мы самостоятельно организовали.
В список самых заметных спектаклей сезона вошли две приморские постановки
А теперь постановка Антона "Войцек" (12+) вошла в лонглист премии "Золотая маска". Потрясающий "Квартирник. Бродский" (12+), на который сегодня просто не достать билеты. Поэтому у Антона, я считаю, прекрасное будущее именно как у режиссера.
На сегодняшний день Антон занимает должность режиссера-постановщика в Театре молодежи. Они ищут материал, они предлагают. Потом мы собираемся с ребятами, проговариваем, что можно взять в работу. Проговариваем сразу по поводу режиссеров. И вот когда у нас складывается какая-то общая картина, все мы начинаем уже отрабатывать планы.
Конечно, я могу сказать "извините, ребята, вы меня не убедили, этот материал, сегодня он не актуален". И мы прекрасно понимаем на сегодняшний день, какая ситуация в стране, в мире и на что сегодня больше идет акцент. Это все-таки на духовно-нравственные ценности и патриотическое воспитание.
Сегодня у нас взята в работу пьеса "На выписку" (12+) нашего местного драматурга Николая Пинчука. После успешно проведенного в прошлом году проекта "Молодые драматурги Приморья" он стал лауреатом двух или трех международных конкурсов драматургии. Вчера буквально пришел мне московский журнал "ДрамТеатр" где его пьеса.
Каждый год мы выпускаем минимум пять спектаклей, а порой и шесть-семь. Соответственно, с каждым годом часть репертуара на списание. Сегодня у нас в репертуаре более 30 спектаклей.
Большой плюс в том, что у нас разноплановый репертуар, ориентированный и на более младшее поколение, и на более старшего зрителя. Есть классика и современная драматургия. До конца календарного года у нас запустится "Квартирник. Шестидесятники" (12+) Антона Шефатова. А далее у нас идет зарубежная классика. Сейчас с худруком Павлом Макаровым мы в раздумье — либо Лопе де Вега, либо Шекспир.
— А на моду театр ориентируется?
Не люблю слово мода. Наверное, правильнее будет сказать "время". Время имеет вес в выборе номенклатуры произведений.
— Если вернуться к патриотическому воспитанию. Сегодня, к сожалению, для многих патриотизм это флагами помахать и заученные кричалки покричать. А вот Театр молодежи как-то пытается поговорить со зрителем на эту тему.
— Я когда пришел в театр, продумывал концепцию его развития. И я для себя четко понимал, что Театр молодежи должен быть театром диалога, диалога со зрителем. Мы должны слышать своего зрителя, чтобы была обратная связь. Для нас это очень важно.
Что делает сегодня наш зрительский отдел? Они общаются со зрителями после каждого спектакля, мы постоянно слышим отзывы от них. Зрители благодарны за то, что с ними на связи, что о них вспоминают. Зрители понимают, что они тоже вносят определенный вклад и частичку себя в развитие театра.
Это же здорово. Очень много обращений по поводу волонтерства со стороны зрителя, студентов.
Зритель не приемлет снисходительного отношения к себе. Когда ты пытаешься его научить жить… Мы не учим, мы абсолютно не учим жить. Учат в школе, учат родители в семье. Мы помогаем. Помогаем воспитывать детей, помогаем прививать отношение любви к родителям, родине, театру, искусству, людям.
Юным зрителям и их родителям показали как создаются спектакли
И от зрителя чувствуем, что есть отдача. Была очень приятная ситуация, когда театр переезжал в другое здание на период ремонта. Стоило только в наших соцсетях кинуть клич о помощи при переезде, так за полчаса около 100 человек зарегистрировалось нам помогать
Пришли, и кто-то снимал и нес портреты, загружал стулья с малой сцены, помогали. Мне как руководителю, это очень приятно. Приятно, что сегодня к нам едут из края, едет активно Арсеньев, Артём, Уссурийск. Едут автобусами. Это здорово. И здорово, что не достать билеты.
— Про нынешнее лицо театра, если можно…
— Мы стараемся делать абсолютно разноплановый репертуар. Есть, например, "Шум за сценой" (12+) — комедия, театральный фарс, простой, смешной и абсолютно понятный. Есть серьезные спектакли, например, "Разговор у реки" (12+). Театр для этого и существует, чтобы предложить зрителю разное.
Безусловно, сегодня у Театра молодежи уже есть свое лицо. Когда мы ставили спектакль "Горка" (12+) в 2019 году — это было своего рода боевое крещение у нынешнего художественного руководителя Павла Макарова. Там же очень своеобразная форма подачи была, мы сильно переживали, аккуратно подходили к такой трактовке, но спектакль-то зрители поняли. И спектакль полюбился зрителям. И приятно было слышать хорошие слова от преподавателей, работников детских садов которые были у нас на этих спектаклях. Они рассказывали, насколько точно нам удалось передать проблематику.
Не хочется вешать себе медаль на грудь, но мы одни из первых в регионе пошли на диалог со зрителем, делали обсуждения после спектаклей.
Нам была важна обратная связь. Да она нужна и самим зрителям тоже. Как они поняли то, что увидели? Понравилась ли задумка режиссера?
Случались и яркие дебаты, когда более старшее поколение трактовало постановку так, а молодежь поняла и приняла это все совершенно иначе. В конце концов, благодаря режиссеру, благодаря артистам, рассказали, какие задачи ставились режиссером перед артистами, и в конце концов, нашли ту золотую середину и пришли к единому мнению.
Приморский театр молодежи после ремонта. Фото: ИА PrimaMedia
Приятно, что в театр молодежи пошел зритель думающий. Здорово, когда на обсуждении встаёт подросток 13-14 лет и предельно грамотно начинает формулировать свой вопрос. При этом оказывается, что и пьесу он заранее прочитал. Нам всем это очень приятно. Это наша победа, что к нам идет такой зритель.
Нам пришлось в свое время прямо анализировать, мониторить репертуар, зрителя. Мы запускали большое анкетирование. Сегодня я считаю, что мы все-таки правильно выбрали то направление и ни в коем случае нельзя останавливаться, нужно продолжать работать, нужно находиться в поиске. Нужно искать хороший достойный материал и нив коем случае не уходить от классики. Классика она была, есть и будет.
Все-таки молодежь нужно направлять. Подчеркиваю, не учить, а направлять.
— А фестивальное развитие театра оно каково?
— В прошлом году у нас стартовал фестиваль-лаборатория современного театра "Погружение" (12+).
То есть мы работаем пошагово. Сначала познакомили наших зрителей с современной драматургией, а сегодня перешли к современному театру, к каким-то новым и более современным формам. Сейчас мы с Павлом Витальевичем Макаровым прорабатываем концепцию уже второго "Погружения".
Там будет использована не только сцена театра, будут и другие пространства. В прошлом году и на катере были локации, было задействовано и подвальное помещение нашего здания, где мы проводили разные квесты.
Зритель окунается уже в другой театр, где не просто есть зал и сцена. Он становится соучастником того или иного действа. Была у нас школа для родителей, где они писали пьесы и с ними работал приглашенный режиссер из Москвы. На основе этих пьес, которые они написали в течение трех-четырех дней, нашими артистами были поставлены эскизы. Это нужно было видеть.
Премьера спектакля в современном жанре #лайв_фэнтези_античный_драмеди_экшн пройдет уже 25-26 ноября
Мы стараемся не повторяться и каждый год как-то актуализировать программы, но при этом четко понимаем, есть ресурс человеческий, финансовый, Но пока, слава Богу, что хочется — все осуществляется..
Конечно, мы строим планы, у нас есть цель, чего мы должны достичь. Мы ставили перед собой цель все-таки дойти до "Золотой маски". Мы дошли до этого.
И когда у тебя три спектакля за один сезон, два из которых в лонглисте "Золотой маски", а один в программе детского уикенда "Золотой маски", ну разве это не победа? Это победа! А когда мы попадаем в основную программу Большого детского фестиваля Сергея Безрукова? Ну это же здорово! Значит, мы не зря работаем. Значит, мы все-таки идем по правильному пути!
— В 2015 году сотрудники театр записывали видеообращение к Владимиру Путину по поводу нищенских зарплат в театре…
— Да, я это помню. Мне было очень жалко ребят. В первую очередь это вопросы к руководству театра на тот момент. Эта история мне как ножом по сердцу, в силу того, что я сам артист по первому своему образованию, и сам работал на сцене, был актером.
Я помню как тогда цинично увольняли в театре некоторых сотрудников и как они через суды восстанавливались. Для меня это боль, потому что это было большое унижение для артистов. Как руководитель театра я просто не имею права подобного допустить.
Вообще сегодня в штате у нас 109 человек. Зарплаты, слава Богу, нормальные, можно сказать, даже хорошие. Но опять же, чем больше мы получаем, тем больше у нас растут потребности, так что не предела совершенству.
Если мы сейчас конкретизируем по театру для актеров, то помимо основного оклада — гарантированной заработной платы со стороны краевого бюджета, есть еще и стимулирующие выплаты, т.е. каждый выход у ребят оплачивается, будь то репетиция или спектакль. Да, это небольшие деньги, но если суммировать, то в итоге выходит неплохая заработная плата.
— А театр может сам зарабатывать и жить?
— Может ли театр быть на самоокупаемости? Сразу говорю, однозначно нет.
У любого моего коллеги спросите — он скажет "нет". Даже если ты в Москве. В некоторых столичных популярных театрах на рубль государственного финансирования идет три рубля внебюджетного фонда, но они могут себе это позволить, имея несколько площадок и соответствующую ценовую политику — от 1000 до 15 тысяч за билет в почти тысячный зал. И то они на самоокупаемости не смогут.
Приморский театр молодежи после ремонта. Фото: ИА PrimaMedia
Театр — это целое производство. Чтобы выпустить спектакль, мы должны подготовить с художником эскизы костюмов, сценографии. Порой есть очень много реквизита, который должен изготовить художественно-бутафорский цех. Параллельно с этими цехами трудятся и другие, включая юридический отдел по заключению договоров, отдел закупок и работы с поставщиками
— А сколько стоит сейчас выпустить спектакль в театре молодежи?
— По-разному, в районе полутора миллионов. Для нас это очень немалая сумма. Есть и 3 миллиона, но это если сильно повезет и взяли грант.
Но и с недорогими спектаклями бывают проблемы, которые вовсе не в деньгах. Например, когда ставили наш популярный "Море. Звёзды. Олеандр", были проблемы с поставками нескольких десятков килограммом искусственных лепестков, которые у нас летят с потолка. И мы переживали, потому что у нас до сдачи спектакля оставалось буквально пять дней, а их даже не отправили из Москвы. Пришлось срочно доставлять авиа и переплачивать.
Ну и, что уж греха таить, режиссеров с миллионными гонорарами у нас тоже не было. Мы все-таки стараемся работать более бюджетно, но при этом с талантливым режиссерами.
— Но ведь цены-то растут. Ждать повышения стоимости билетов?
— Стоимость билетов у нас сейчас начинается от 300 до 1000 рублей в большом зале и до 1500 рублей в малом зале.
Стараемся как-то придерживать ценовую политику. Ну а дальше уже будет видно, потому что цены действительно растут, вложения растут. И это для нас ощутимо. Расходные материалы подорожали, очень сильно краски подорожали. Буквально накануне мы делали закупку по художественному цеху. Стройматериалы подорожали, ткани подорожали. Это правда.
Но повышать цены пока не планируем. Не то время.
— А меценаты у театра есть?
— У театра много друзей. Которые ходят на один и тот же спектакль по пять-шесть раз, пекут артистам торты, зрители, которые приносят цветы. Ведь друзья театра могут быть не только в финансовом плане, да? Скажу честно, мы не касались этого вопроса, не обращались.
Все-таки мы старались и стараемся многое делать самостоятельно. У нас есть партнеры, у нас есть замечательные информационные партнеры, с которыми мы дружим много лет, в их числе и ПримаМедиа. У нас есть и радиостанции, которые периодически нас приглашают на свои эфиры, которые приходят к нам в гости. Вот в этом направлении у нас есть друзья и мы можем похвастаться ими. Мы не зависим ни от кого финансово, но вот в плане меценатства, мы никому не обязаны ничем, кроме как своему зрителю.
Думаю, что рано или поздно придет то время, когда меценаты придут. Придут те люди, которые захотят стать друзьями театра и скажут: "Слушайте, мы хотели бы помочь театру" и сами предложат.
— "Сами предложат и сами всё дадут"?
— Думаешь, таких людей нет? А я уверен, что есть, я все-таки оптимист по жизни. А ходить с протянутой рукой, писать вот эти письма, обращения, коммерческие предложения. "Я, как театральный менеджер, как директор театра молодежи, обращаюсь к вам за поддержкой"... Нет.
У нас прекрасный партнер сегодня — это Правительство Приморского края, губернатор, краевое министерство культуры. Вы, как информационная поддержка. И каждый из нас выполняет свою работу. Мы привлекаем зрителя, мы живем со зрителем, мы живем для зрителя.
И слава богу, что сегодня можно даже подвести итог проделанной работе. Я уже седьмой год как руководитель Театра молодежи. У меня потрясающая, талантливая команда. У нас замечательные спектакли и чудесные люди.
У нас прекрасный ремонт, который сделан благодаря национальному проекту "Культура" — совместному финансирования федерального бюджета и бюджета Приморского края.
Сейчас планируем на 2025 год гастроли на территории России. Сегодня есть репертуар, который точно достоин показаться на площадках наших коллег в других регионах.
У нас в самом ближайшем будущем — три премьеры. У нас спектакли, которые вот уже сколько времени собирают аншлаги
Я бы хотел сегодня поздравить всех, кто причастен к театру, театральному искусству, включая зрителей и наших партнеров.
Сегодня понимание того, что мы идем в правильном направлении и работаем не зря — очень важно!