27 марта галерея "Арка" представила публике новую персональную выставку художницы из Владивостока Елены Никитиной под названием "вмес-ТО фо-ТО вижу ТЕБЯ" (12+) — 14 портретов и два автопортрета, выполненные в технике живописи и графики. Основой для портретов стали фотографии друзей и знакомых художницы, а то и случайных прохожих, увиденных ею на улицах города. Обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов побывал на выставке и теперь делится своими впечатлениями.
С моей точки зрения, портреты, выставленные Еленой Никитиной, — произведения, что называется, на любителя. Кому-то ближе классическая живопись, кто-то крайней точкой изобразительных новаций по-прежнему считает творчество русских авангардистов 1900 — 1930-х годов. Ну а кому-то близка современная концептуальная живопись, к представителям которой причисляют некоторые искусствоведы Елену Никитину.
В данном случае концепция проста — портреты самых обыкновенных людей. Тех, кто заходил к Елене на огонек. Или тех, кого она встречала, находясь у кого-то в гостях. А то и просто прохожих, встреченных ею на улицах города. Художница фотографировала этих людей, а затем уже писала с фотографий портреты.
В качестве моделей использовались немолодые люди. То есть люди, имеющие свою личную жизненную историю, какие-то собственные мыли и переживания, свою психологию. Словом, как говорят в таких случаях, у которых что-то есть за душой.
— Портреты все разные по стилю. Как видите, я старалась как-то передать, может быть, психологию. И большой был вопрос, должны ли они быть вообще похожими, потому что хотелось сделать что-то такое, знаете, очень экспрессивное, легкое, чтобы вот так вот быстро кисточкой что-то написал — два удара, и похоже. Но это не всегда получается. Иногда приходилось писать одного человека по три раза. То есть были разные варианты портретов одних и тех же людей. Некоторые сразу получались, — рассказала Елена Никитина на церемонии открытия выставки.
По словам Елены, ее интересовала, скорее, не внешняя, а внутренняя красота людей, которых она рисовала. Кстати, поначалу многие из них думали, что она просто развлекается, но, когда увидели, что получилось, стали считать ее художницей. Многие из них пришли на открытие выставки, и это позволило художнице сказать, что они могли бы встать рядом со своими портретами, для того чтобы гости церемонии могли протестировать изображение и реальное лицо на схожесть.
Но ее заверили, что схожесть внешняя не главное. Главнее — схожесть внутренняя. Ну и поскольку модели остались довольны получившимся результатом, то значит, так тому и быть.
Можно сказать, что фотографии использовались тут как промежуточная ступень между оригиналом и его психологическим портретом. В общем, "Фото, знай свое место! Живопись по-прежнему рулит".
Еще одна интересная особенность состоит в том, что 14-я персональная выставка Елены Никитиной стала ее дебютом в портретном жанре. До этого она была более известна как мастер пейзажа и абстрактной живописи, работала также в жанре графики, занималась арт-объектами, инсталляциями и, между прочим, фотографией.
Как поведала куратор выставки Наталья Павличенко в аннотации, посвященной экспозиции: "Елена два года назад впервые обращается к жанру портрета. Художник задается вопросом, что такое портрет в наводненном гаджетами современном мире, в котором человечество ежесекундно делает миллионы фотографий? Чем отличается живописный портрет от фотографии? Является ли внешнее сходство главной целью? В поисках ответов автор создает разнообразную по технике и стилю серию портретов, представляющую собой исследование возможностей портретной живописи, позволяющей языком искусства передать не только внешнее сходство, но и характер и внутренний мир человека".
Куратор выставки Наталья Павличенко (слева) и Елена Никитина. Фото: Табаченко Илья, ИА PrimaMedia
Удалось это или нет художнице, решать не только искусствоведам и поклонникам творчества, но и простым зрителям без художественного образования и прочей продвинутости.
От их имени я позволил себе задать Елене откровенно провокационный вопрос:
— Что бы вы сказали человеку, который бы сказал по поводу ваших работ: "Мазня"?
— Ну, я бы сказала, что каждый человек имеет право иметь свое собственное мнение по поводу чего угодно. Тем более по поводу искусства. Это же не математика, да?.. С другой стороны, обидеть художника может каждый. Попробуйте нарисуйте что-нибудь сами. Тогда поймете, насколько это сложно, — ответила Никитина.