В Хабаровске завершила работу Стратегическая сессия по развитию музеев Дальнего Востока, проходившая по инициативе Минвостокразвития России, сообщает ИА PrimaMedia. Подводим её итоги вместе с заместителем министра Эльвирой Нургалиевой.
— Эльвира Рамиловна, ваше министерство по функционалу отличается от многих других, потому что вы единственные "территориалы" среди профильных министерств. Казалось бы, ваша зона ответственности, в первую очередь, это экономика — Свободный порт, преференциальные механизмы и прочие подобные вещи. Откуда — на этом фоне — взялась идея провести во главе с министром Стратегическую сессию по развитию музеев?
— Прежде всего, мы — министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. А развитие территории не ограничивается экономическим развитием — это и пространственное развитие, и культурное, все это входит в нашу зону ответственности. Если конкретно, то это личная инициатива министра, Алексея Олеговича Чекункова. К примеру, сейчас при его поддержке, при участии министерства, с использованием механизма дальневосточной концессии начинают строиться три крупных музейных комплекса — в Улан-Удэ, в Хабаровске и в Петропавловске-Камчатском.
Почему для нас была важной организация Стратегической сессии с музейщиками? Действительно предыдущие 10 лет работы министерства были сфокусированы на формировании институтов экономического развития региона — для того, чтобы привлечь инвестиции, создать новые рабочие места, наполнить муниципальные и региональные бюджеты налогами. Сейчас этот маховик раскрутился, и мы, как министерство, переносим фокус своего внимания на качество жизни людей; если позволите так сформулировать — на их ежедневное благополучие и счастье.
Движение в сторону социального развития началось с подготовки мастер-планов, когда мы пересобирали вместе с городами и регионами, местными жителями, профильными министерствами, бизнес-сообществами стратегии развития городов. В ходе подготовки этих мастер-планов, в ходе переосмысления социо-культурной роли территории, ее миссии, цели, в ходе понимания того, в каком направлении будет развиваться тот или иной город, мы увидели очень большой запрос жителей Дальнего Востока на культурную составляющую — не только, как досуг, но и возможность сопричастности к происходящему. Практически во всех мастер-планах городов Дальнего Востока мы видим новые музеи либо культурные институции близкие по смыслам, такие, как креативные кластеры. Мы видим этот запрос жителей: важность культурной, музейной жизни в городе для комфортного самоощущения на территории. Именно поэтому мы и подошли теперь к решению этой задачи.
— На Стратегической сессии вы приводили социологию, в которой шла речь о том, что на Дальнем Востоке запрос, скажем, на качество медицины или качество транспорта такой же, как и в среднем по стране, а вот запрос на культуру в нашем регионе существенно выше среднего значения по России. Почему решили начать именно с музеев? Не с театров или филармоний, а именно с музеев?
— Да, действительно, мы видим большой запрос от жителей Дальнего Востока — когда они принимают решение оставаться ли на территории или уезжать, где воспитывать детей и так далее, они говорят, что качество и доступность культуры имеют одно из ключевых значений. И этот показатель действительно выше среднероссийского. Теперь, почему именно музеи. Здесь есть две части ответа. Во-первых, часть культурных институций уже вовлечены в программы развития. Например, народный артист России Евгений Миронов несколько лет назад взялся за большую работу по развитию театров Дальнего Востока. Он начал с такой формы, как конкурс, и некоторое время назад Дальневосточный театральный конкурс стартовал в Хабаровске. Он продолжался несколько лет и в известной степени перезапустил работу театров. Теперь он вырос до уровня международного театрального фестиваля, который сейчас проходит во Владивостоке.
Что касается музейного развития, которым мы планируем системно заниматься, то, на наш взгляд, музеи имеют огромный потенциал. На стратегической сессии немало говорилось о том, что музеи — это хранители. Их важнейшая функция — сохранение знаний и истории. Я думаю, очень важно, что здесь, на российском Дальнем Востоке, мы еще и транслируем нашим азиатским партнерам, соседям, друзьям наши исторические и культурные связанности и в целом представляем огромную страну. И тот огромный потенциал, который есть в музеях, был бы сейчас в этой связи очень полезен.
Более того, я убеждена, что музей — это один из культурных институтов развития. Важно раскрыть его потенциал, чтобы это была не только функция хранения, но чтобы распаковалась и функция развития — не только себя, но и других культурных институций, сообществ, образовательных структур. Мне видится большой ресурс в том, что музеи могут гораздо больше влиять на развитие своих территорий, чем это происходит сегодня. Это стало особенно заметно, когда мы формировали и принимали мастер-планы дальневосточных городов.
— Формат, который Министерство выбрало для взаимодействия с музейным сообществом, был назван Стратегической сессией. Очевидно, такое название предполагает стратегическое партнерство и выработку стратегических решений. Получилось ли это во время двухдневных мероприятий?
— Да, мы обсуждали несколько предметных тем. Например: в чем миссия музеев и как объединить ею всю сеть музеев Дальнего Востока. Обсуждали вопросы взаимодействия музеев с партнерами, включая и бизнес-партнеров, и общественные, и образовательные организации: как музеям вместе с ними строить свои программы развития. Обсуждали взаимодействие со смежными отраслями: как, к примеру, музеи могут воздействовать и усиливать креативную индустрию, которая сейчас формируется на Дальнем Востоке.
Мы за два дня не написали стратегию развития музеев Дальнего Востока, но мы выработали несколько подходов и наметили сферы, которые точно могли бы лечь в основу программного, если не документа, то видения, и некоего социального договора между музейным сообществом и органами власти на счет того, куда мы движемся дальше.
Мы договорились, что мы вместе доработаем выдвинутые проектные инициативы и представим их на дальневосточном форуме креативных индустрий "Создано на Дальнем Востоке", который пройдет с 4 по 6 июля в Хабаровске. То есть проделав домашнюю работу, музеи вернутся с готовыми проектами, которые мы будем оценивать вместе с экспертным сообществом, а затем претворять в жизнь.
— А как министерство, предполагает взаимодействовать с музейным сообществом Дальнего Востока? По каким каналам и через какие механизмы?
— Я думаю, очень здорово, что в регионе уже существует Ассоциация музеев Дальнего Востока и Сибири, это говорит о том, что формируется полноценное музейное сообщество. Поэтому, в первую очередь мы будем опираться именно на Ассоциацию, которая успела показать свою эффективность. Думаю, что мы сможем использовать как инструмент и Общественный совет при министерстве — тем более, что обе эти организации возглавляет директор Музея Арсеньева Виктор Алексеевич Шалай; я уверена, что он сможет умело скоординировать два этих инструмента.